Сравнительный анализ зарубежных и российской моделей корпоративной социальной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:23, доклад

Описание работы

Концепция КСО в части социальной защиты работников на Западе основывается на ряде моделей социально-экономических отношений, которые разработаны на базе взаимодействия органов государственной власти, работодателей и профсоюзов как представителей работников. При этом, в различных странах концепции социального взаимодействия разнятся по степени участия профсоюзов в трудовых отношениях на конкретных предприятиях, по характеристикам представительства наемных работников в переговорных процессах, по политической ориентации систем социального партнерства. Наиболее широко известны три модели социального взаимодействия между властью и бизнесом, оказавшие значительное влияние на формирование систем КСО.

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ зарубежных и российской моделей корпоративной социальной ответственности.docx

— 264.77 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ зарубежных и российской моделей  корпоративной социальной ответственности.

Концепция КСО в части социальной защиты работников на Западе основывается на ряде моделей социально-экономических  отношений, которые разработаны  на базе взаимодействия органов государственной  власти, работодателей и профсоюзов как представителей работников. При  этом, в различных странах концепции социального взаимодействия разнятся по степени участия профсоюзов в трудовых отношениях на конкретных предприятиях, по характеристикам представительства наемных работников в переговорных процессах, по политической ориентации систем социального партнерства. Наиболее широко известны три модели социального взаимодействия между властью и бизнесом, оказавшие значительное влияние на формирование систем КСО.

Ассоциация менеджеров при этом подчеркивает, что спектр международных  моделей КСО определяется в первую очередь дилеммой: бизнес самостоятельно определяет меру своего вклада в развитие общества или же официальные и  неофициальные институты производят согласование общественных интересов, которые затем трансформируются в обязательные требования к бизнесу. В связи с этим выделяют американскую, британскую модель КСО и модель континентальной  Европы.

Американская  модель КСО инициируется самими компаниями и предусматривает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада, но законодательно поощряет социальные инвестиции в выгодные для общества сферы через соответствующие налоговые льготы и зачеты, при этом государственное регулирование КСО минимально. Европейская модель в большей степени представляет собой систему мер государственного регулирования, где корпоративная деятельность регулируется нормами, стандартами и законами на трех уровнях: общенациональном, отраслевом и на уровне отдельного предприятия.

Модели КСО  в США и Европе совсем недавно определены как «открытые» и «скрытые» формы КСО. Открытая форма обозначает линию поведения корпорации, которая приводит ее к принятию на себя ответственности за решение тех вопросов, в которых заинтересовано общество, затрагивает добровольные и самостоятельно определяемые линии поведения, программы и стратегии корпорации. Скрытая форма обозначает официальные и неофициальные институты страны, через которые ответственность корпорации за общественные интересы согласована с корпорацией или предписана им, а также включает в себя те ценности, нормы и правила, которые ведут к обязательным требованиям в отношении корпорации.  
Британская же модель КСО сочетает элементы моделей США и континентальной Европы, но с существенным вовлечением государства и общественных институтов в процесс согласования общественных интересов, а также продвижения и поощрения лучших практик. Остановимся более подробно на характеристике трех вышеотмеченных моделей корпоративной социальной ответственности, акцентируя внимание, прежде всего, на методах и способах регламентации и мотивации деятельности бизнес-структур, направленных на усиление их вклада в развитие общества.

Общепринятой точкой зрения является признание за США первенства в историческом аспекте с точки зрения использования на практике ряда из общепризнанных сегодня принципов социально-ответственного поведения бизнеса. Действительно, традиции безвозмездной и добровольной помощи со стороны крупных бизнес-структур другим слоям общества прослеживается в США еще начиная с 19века. В США многие сферы общественного развития до настоящего времени являются практически саморегулируемыми, так как основываются на принципе максимальной свободы действий всех субъектов, заинтересованных в функционировании того или иного процесса. Например: трудовые отношения работник-работодатель являются предметом двустороннего договора только этих сторон; право американцев на здравоохранение в большинстве своем является именно правом выбора гражданина пользоваться ли медицинскими учреждениями или нет и т.д. Государственное регулирование в этих сферах затрагивает лишь базисные неотъемлемые права членов общества. Следовательно, все инициативы в области КСО являются для корпорации абсолютно добровольными по своей природе.

В США выработано огромное количество разнообразных  механизмов участия бизнеса в  социальной поддержке общества, среди  которых:

1)значительное количество различных  корпоративных фондов, целью которых  является решение различных по  характеру социальных проблем  за счет бизнес-корпораций;

2)спонсирование частным сектором  образовательной сферы; 

3)добровольные значительные взносы  бизнеса в различные пенсионные  и страховые схемы; 

4)оказание финансовой помощи  социально слабо защищенным слоям  населения и т.д.

Для США характерным является минимальное  вторжение государства в деятельность бизнес-сообщества. В то же время именно Соединенные штаты общеизвестны с точки зрения систематического участия бизнеса и его отдельных, наиболее социально развитых представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов. В качестве примера можно привести фонд супругов Гейтс с многомиллиардным капиталом, который используется для целей улучшения систем образования и здравоохранения в различных странах мира.

Нынешняя ситуация с КСО в  США сложилась не сразу - это продукт  исторического развития. На начальном  этапе своего становления любая  бизнес-структура ориентирована  на прибыль и уплату соответствующих  налогов. Государство же должно разумно  использовать налоговые поступления  на реализацию различных социальных программ. Однако, в связи с тем, что в начале 70-х годов прошлого столетия в США начало резко нарастать общественное недовольство негативными последствиями высоких темпов производства правительство вынуждено было пересмотреть свою социальную политику.  
В этих условиях, почувствовав угрозу своей безопасности, в США правительство, бизнес и некоммерческий сектор объединили усилия для социальной и экономической адаптации находящегося под угрозой социального слоя населения. Львиная доля ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство при этом была возложена на бизнес. Это сделали правительство и общественное мнение. Общественное мнение и его лидеры, а значит, и покупатели, стали меньше доверять корпорациям. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования его деятельности. Порой сам бизнес, понимая, что с социальной ситуацией все равно придется что-то делать, выступал инициатором социально ответственного поведения. Именно в этих условиях возникла концепция социально ответственного бизнеса. В ответ на теорию корпоративного эгоизма М. Фридмена, согласно которой единственной ответственностью бизнеса является увеличение прибыли для акционеров, появилась теория корпоративного альтруизма. Она была озвучена Комитетом по экономическому развитию США и сводилась к тому, что социально-ответственные корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни.

Однако истина оказалась посередине и все большее признание в  США (да и в других странах мира) стала приобретать теория разумного  эгоизма. Согласно этой теории КСО - это  просто хороший бизнес, поскольку  сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорации сокращают свою текущую прибыль, но в долгосрочной перспективе создают благоприятное  социальное окружение и, таким образом, устойчивую прибыль в будущем.  
Филантропия с самого начала была в Америке средством приобретения социального статуса, вхождения в элиту. Вначале это касалось отдельных личностей, а потом целых компаний. Сегодня социально ответственное поведение бизнеса воспринимается в США как категорический императив. Порой даже начинаешь сомневаться, что цель американского бизнеса - зарабатывать деньги. Вся забота капиталистов как будто состоит в том, чтобы помочь местному сообществу ликвидировать бедность и бездомность, дать людям достойное образование и жилье, помочь устроиться на работу.

Однако под внешней безграничностью  филантропических программ скрывается точный деловой расчет. Филантропия  помогает экономить деньги, более  того, приносит новые деньги. Корпоративная  филантропия сама стала бизнесом и никакому западному предпринимателю  в голову не придет выдавать деньги на лечение инвалиду или пострадавшему  от экономической разрухи. Филантропия  стала стратегической и теперь намертво привязана к маркетинговой стратегии  и деловой повседневной активности. Проявление социальной ответственности  позволяет улучшить имидж корпорации, отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж своей продукции и стоимость  акций корпорации на рынке.

В отличие от США, где КСО инициируется самими компаниями, выходя далеко за рамки  требований законодательства в вопросах взаимоотношений компаний со своими стейкхолдерами, европейские корпорации существенно ограничивают свою ответственность перед обществом. Корпоративная деятельность, которая традиционно рассматривается в США как КСО (то есть проводимая исключительно по инициативе самого бизнес-сообщества), в Европе, как правило, регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств.

Следуя модели КСО, которая рассматривает экономическую, юридическую, этическую ответственность  компаний и их благотворительную  деятельность, можно выделить следующие  отличия европейской модели КСО  от американской:

1)экономическая ответственность  в основном фокусируется на  аспекте прибыльности бизнеса  и на ответственности компании  перед ее акционерами. Европейцы  в данную группу отношений  также относят ответственность  перед работниками предприятия  и местными сообществами;

2)юридическая ответственность  является базой для любой формы  социальной ответственности в  Европе. Европейский бизнес рассматривает  государство как институт, приводящий  в исполнение принятые правила  поведения, в то время как  в Штатах подобное государственное  регулирование воспринимается скорее  как вмешательство в вопросы  личной свободы;

3)большинство социальных проблем  относятся европейскими компаниями  к сфере этической ответственности.  Европейцы вообще не очень  склонны доверять частному сектору.  Именно этим объясняется более  высокий уровень внимания к  бизнесу со стороны общественности  в Европе, чем в каких-либо других  странах;

4)благотворительность не так  популярна в Европе, как в США.  Последнее объясняется уровнем  налогового бремени, значительно  превышающим американские аналоги.  Как следствие, европейские компании  принимают участие в филантропических  акциях преимущественно через  юридически закрепленные механизмы. 

Одной из основных особенностей континентальной европейской  КСО является ее государственное регулирование. Поэтому эту модель зачастую относят к скрытым формам КСО. Так во многих странах континента законодательно закреплены обязательное медицинское страхование и охрана здоровья работников, пенсионное регулирование и ряд других социально значимых вопросов. Кроме того, правоотношения работников с работодателями в Европе отрегулированы более детально, чем в США. В целом, госрегулирование многих аспектов КСО значительно превосходит североамериканскую систему. Сравнительный анализ двух рассмотренных моделей КСО представлен в табл. 1.5.

В Великобритании корпоративная социальная ответственность сочетает в себе элементы американской и европейской континентальной моделей. Общей чертой с Европой является, прежде всего, активная поддержка бизнеса со стороны государства. Британия славится хорошо разработанной государственной системой социального обеспечения и здравоохранения. Одновременно присутствуют и американские элементы КСО. В целом, для британской модели характерными являются следующие признаки:

-широкое развитие сектора независимого  консалтинга в области КСО;

-пристальное внимание финансового  сектора к проектам в области  КСО (тенденция роста количества  социально ответственных инвестиций);

-повышенный интерес СМИ. Например, «Таймс» публикует индексы социальной  ответственности в своем еженедельном  разделе «Профиль Компании»;

-участие правительства в развитии  КСО. Это проявляется в создании партнерств с частными предприятиями в образовательном секторе, поддержке инициатив в области КСО через софинансирование проектов, налоговые льготы, продвижение инициатив по соответствию национальных стандартов принятым международным;

-система бизнес-образования Великобритании однозначно превосходит континентальную Европу по количеству и разнообразию учебных курсов в области КСО.

Принципиальным моментом является ярко выраженная инициативность самого бизнеса в создании проектов в  области КСО, что, по сути, полностью  согласуется с принципом добровольности. В целом, процесс развития британской модели КСО носит характер постепенного развития.

В сегодняшних условиях большинство  крупных британских компаний имеют  в своих структурах специальные  подразделения по КСО со своими бюджетами  и представительством на уровне Совета Директоров. Около 80 % крупнейших национальных компаний включают социальную отчетность в ежегодные финансовые отчеты. Активная роль британского правительства выражается в политике поддержки компаний, освещающих свою деятельность в социальной и природоохранной сфере и взаимоотношениях с персоналом. Целый ряд законодательных актов устанавливает льготный режим налогообложения для компаний, ведущих свой бизнес социально ответственно и с позиций деловой этики, особенно в вопросах эффективного использования энергии, вторичной переработки отходов производства и т.п. О внимании к проблемам КСО со стороны государства и общества свидетельствуют следующие два факта:

1)в правительстве Великобритании  учреждена должность министра  по КСО; 

2)газета «Таймс» еженедельно  публикует индексы социальной  ответственности корпораций.

В целом же общей тенденцией как для британской, так и для европейской континентальной модели корпоративной социальной ответственности является их явно скрытая форма, но с постепенным движением в сторону открытой модели. Сравнительный анализ моделей КСО Великобритании и континентальной Европы с вариантом ее развития в России представлен в табл. 1.6.

Как следует из приведенных данных, российский вариант КСО по движущим силам, практике применения и роли неправительственных организаций представляет собой что-то среднее между британской моделью (добровольное инициирование бизнесом) и континентальной схемой (желание предприятий получить от государства четкие законодательные рамки КСО). В силу начальной стадии развитии КСО в России имеет место недопонимание ее целостной концепции, апробированных практик и полезности. КСО ориентировано на ближайший круг стейкхолдеров - государство, собственников и сотрудников. Более широкий круг заинтересованных сторон - местные сообщества, поставщики и пр. - пока не является системным признаком.

Информация о работе Сравнительный анализ зарубежных и российской моделей корпоративной социальной ответственности