Сравнительный анализ зарубежных и российской моделей корпоративной социальной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:23, доклад

Описание работы

Концепция КСО в части социальной защиты работников на Западе основывается на ряде моделей социально-экономических отношений, которые разработаны на базе взаимодействия органов государственной власти, работодателей и профсоюзов как представителей работников. При этом, в различных странах концепции социального взаимодействия разнятся по степени участия профсоюзов в трудовых отношениях на конкретных предприятиях, по характеристикам представительства наемных работников в переговорных процессах, по политической ориентации систем социального партнерства. Наиболее широко известны три модели социального взаимодействия между властью и бизнесом, оказавшие значительное влияние на формирование систем КСО.

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ зарубежных и российской моделей корпоративной социальной ответственности.docx

— 264.77 Кб (Скачать файл)

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что руководство GRI не является кодексом или стандартом, не содержит конкретных инструкций по подготовке отчетности, не рекомендует определенную методологию  мониторинга или верификации  отчетов.

Широкое распространение концепции  КСО потребовало стандартизации этого процесса. В 2001г. Израильская  организация по стандартизации обратилась в Международную организацию  по стандартизации (ИСО) с предложением разработать новый стандарт - социальная ответственность организаций. В  настоящее время по данному вопросу  существует ряд стандартов, разработанных  неправительственными организациями, которые, не являясь официальными международными стандартами ИСО в области  КСО, тем не менее, находят все  большее распространение в мире. Одним из таких стандартов, разработанных  Международной организацией по социальной ответственности является стандарт SA 8000:2001. В нем представлены критерии оценки социально ответственного труда, к составлению и соблюдению коллективного  договора, трудовой дискриминации, определению  рабочего времени и заработной платы.

На современном этапе, учитывая глобальный характер проблемы КСО, особый интерес для практиков в данной области представляет проект нового стандарта по социальной ответственности. Опубликованный в 2006г. рабочий вариант  будущего международного стандарта ISO/WD 26000 «Руководство по социальной ответственности», разработан специально созданной рабочей  группой, действующей под эгидой Технического совета ИСО. Сегодня эксперты пока что не пришли к единому мнению в отношении многих разделов стандарта, например, не предложено приемлемого  варианта определения самого термина  «социальной ответственности» и  т.д. Однако, согласно существующей расширенной формулировке области применения будущего стандарта, он призван дать руководство для всех типов организаций, независимо от их размера и местоположения, по:

-основным понятиям, терминам и  определениям, относящихся к социальной ответственности;

-предпосылкам, основным тенденциям  и характеристикам социальной  ответственности;

-принципам и практикам социальной  ответственности;

-основным темам, относящимся  к социальной ответственности;

-проблемам социальной ответственности;

-интеграции, внедрению и распространению  социально ответственного поведения  в самой организации и в  рамках ее сферы влияния;

-идентификации заинтересованных  сторон и взаимодействию с  ними;

-обмену информацией относительно  обязательства и результативности  в области социальной ответственности.

Предоставляя это руководство, настоящий Международный Стандарт предназначен для того, чтобы помочь организациям внести вклад в устойчивое развитие.

Данный Международный Стандарт предлагает организации предпринять  действия, выходящие за рамки соответствия законодательству, признавая, что соблюдение законодательства является фундаментальной  обязанностью любой организации  и неотъемлемой частью ее социальной ответственности.

Данный Международный Стандарт предназначен для того, чтобы обеспечить взаимопонимание в области социальной ответственности. Он предназначен для  того, чтобы дополнить другие инструменты  и инициативы в области социальной ответственности, а не для того, чтобы  заменить их.

Обращаясь к социальной ответственности  и реализуя ее, организация ставит общей целью максимальное увеличение вклада в устойчивое развитие. Важным при этом, как отмечают разработчики стандарта, является соблюдение семи нижераскрытых принципов:

1.Организации следует быть подотчетной  за ее воздействие на общество  и окружающую среду. Этот принцип  предполагает, что организации следует  принять соответствующую критику,  а также принять на себя  обязательства отвечать на такую  критику.

Подотчетность налагает на руководителей  обязательство нести ответственность  перед лицами, контролирующими организацию, и на организацию обязательство  нести ответственность перед  контролирующими органами в отношении  соблюдения законов и нормативных  актов. Подотчетность также предполагает, что организация несет ответственность  перед теми, кого затрагивают ее решения и деятельность, и перед  обществом в целом за общее  воздействие на общество ее решений  и деятельности.

Принятие на себя обязательства  подотчетности будет оказывать  позитивное влияние как на саму организацию, так и на общество. Степень подотчетности может быть различной, но всегда должна соответствовать величине или широте полномочий. Организации с наивысшими полномочиями, вероятнее всего, будут более тщательно относиться к качеству принимаемых ими решений и контроля. Также подотчетность подразумевает принятие ответственности в случае причинения вреда и реализации мер для того, чтобы избежать его повторений.

Организации следует быть подотчетной за:

-результаты принятых решений  и деятельности, включая их значимые  последствия, и следует предотвращать  их повторение в тех случаях,  когда эти решения или действия  были непреднамеренными и непредвиденными;

-значимое воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду.

2.Организации следует быть прозрачной  в ее решениях и деятельности, которые оказывают воздействие  на общество и окружающую среду.

Организация должна раскрывать в понятной, точной и полной форме и в разумной и достаточной степени политику, решения и деятельность, за которые  она несет ответственность, включая  их известное и вероятное влияние  на общество и окружающую среду. Эта  информация должна быть легко доступной  и понятной для тех, на кого организация  существенно влияет или может  повлиять. Эта информация должна быть своевременной, основанной на фактах и  представленной в ясной и объективной  форме таким образом, чтобы дать заинтересованным сторонам возможность  точно оценить воздействие решений  и деятельности организаций на их соответствующие интересы.

Принцип прозрачности не подразумевает  раскрытие информации ограниченного  доступа, а также предоставления информации, которая защищена в соответствии с законами, и информации, предоставление которой может повлечь нарушение  юридических и коммерческих обязательств, обязательств обеспечения безопасности и неприкосновенности частной жизни.

Организации следует быть прозрачной в отношении:

-назначения, характера и расположения  ее деятельности;

-методов, с помощью которых  принимаются, реализуются и анализируются  решения, включая определение  ролей, ответственности, подотчетности  и полномочий между различными  функциями внутри организации; 

-стандартов и критериев, относительно  которых организация оценивает  свою деятельность;

-ее результативности относительно  применимых и важных проблем  социальной ответственности;

-источника ее финансовых ресурсов;

-известного или вероятного воздействия  ее решений и деятельности  на ее заинтересованных сторон, общество и окружающую среду;

-состава ее заинтересованных  сторон, а также критериев и  процедур, использованных для их  идентификации, выбора и взаимодействия  с ними.

3.Организации следует постоянно вести себя этично. Поведение организации должно основываться на этических нормах, честности, равенства и добросовестности. Эти этические нормы подразумевают заботу о людях, животных и окружающей среде, а также обязательство реагировать на интересы заинтересованных сторон.

Организации следует активно способствовать этичному поведению посредством:

-развития структур управления, которые помогают распространять  этичное поведение внутри организации  и в ее взаимоотношениях с  другими;

-выявления, принятия и применения  стандартов этичного поведения,  соответствующих ее назначению  и деятельности и согласующихся  с принципами, описанными в данном  Международном Стандарте;

-поощрения и пропаганды соблюдения  ее стандартов этичного поведения;

-определения и распространения  стандартов этичного поведения,  которое ожидается от ее структур  управления, сотрудников, поставщиков,  подрядчиков и, там где это  применимо, владельцев, менеджеров, а в особенности от тех, кто  имеет возможность оказывать  существенное влияние на ценности, культуру, целостность, стратегию  и функционирование организации  и на лиц, действующих от  ее лица, при этом соблюдая  местную культурную идентичность;

-предотвращения или размещения  конфликтов в организации, которые  в противном случае могли бы  привести к неэтичному поведению;

-создания механизма надзора  и контролей для отслеживания  и обеспечения соблюдения норм  этического поведения;

-создания механизма содействия  информированию о неэтичном поведении  без боязни репрессий за это;

-признания и принятия мер  относительно ситуаций, когда местные  законы и нормативные акты  отсутствуют или вступают в  конфликт с нормами этического  поведения; 

-уважения благополучия животных, в тех случаях, когда она  влияет на их жизнь и существование,  включая обеспечение достойных  условий содержания, разведения, производства  и использования животных.

4.Организации следует уважать,  учитывать и реагировать на  интересы ее заинтересованных  сторон. Хотя цели организации  могут ограничиваться интересами  ее владельцев, членов, клиентов  или доверителей, другие частные  лица или группы также могут  иметь права, требования и конкретные  интересы, которые также следует  принимать во внимание. В совокупности  эти частные лица или группы  могут рассматриваться как заинтересованные  стороны организации.

Организации следует:

-выявлять свои заинтересованные  стороны;

-осознавать и уважать интересы  и потребности своих заинтересованных  сторон и отвечать на выраженную  ими озабоченность;

-признавать интересы и юридические  права заинтересованных сторон;

-признавать, что некоторые заинтересованные  стороны могут влиять на деятельность  организации;

-оценивать и учитывать относительную  способность заинтересованных сторон  обращаться в организацию, взаимодействовать  с нею и влиять на нее;

-учитывать взаимосвязь интересов  своих заинтересованных сторон  с широкими ожиданиями общества  и устойчивым развитием, а также  характер взаимосвязи между заинтересованными  сторонами и организацией;

-рассматривать взгляды заинтересованных  сторон, которые могут быть затронуты  решениями, даже если они не  играют формальной роли в управлении  организацией или не осведомлены  о своей заинтересованности в решениях или деятельности организации.

5.Организации следует принять  то, что соблюдение верховенства  закона обязательно. Верховенство  закона подразумевает равенство  перед законом и, в частности,  идею, что ни одно частное лицо  или организация не стоит над  законом и что правительство  также подчиняется закону. Верховенство  закона противопоставляется произвольному  применению власти. В общем, под  верховенством закона подразумевается,  что законы и нормативные акты  написаны, опубликованы и справедливо  применяются в соответствии с  установленными процедурами. В  контексте социальной ответственности  соблюдение верховенства закона  означает, что организация соблюдает  все применимые законы и нормативные  акты. Это подразумевает, что ей  следует принимать меры, чтобы  быть осведомленной о применимых  к ней законах и нормативных  актах, информировать сотрудников  об ответственности за их соблюдение  и принятие мер, обеспечивающих  их соблюдение.

Организации следует:

-соблюдать требования законов  и нормативных актов во всех  юрисдикциях, где она осуществляет  свою деятельность;

-обеспечивать соответствие своих  взаимоотношений и деятельности  требованиям относящейся к этим  вопросам и соответствующей законодательной  базы;

-поддерживать информированность  обо всех правовых обязательствах;

-периодически анализировать свое  соответствие применимым законам  и нормативным актам.

6.Организации следует соблюдать  международные нормы поведения,  при этом следуя принципу соблюдения  верховенства закона.

Информация о работе Сравнительный анализ зарубежных и российской моделей корпоративной социальной ответственности