Ссудный процесс в экономике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать понятие, функции и экономическую роль ссудного процента, а также государственное регулирование процентных ставок Центральным банком в Российской Федерации.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
исследовать понятие, классификации и функции ссудного процента;
проанализировать банковский процент как самую распространенную форму существования ссудного процента;
раскрыть роль и функции Центрального банка в регулировании процентной политики России;
Рассмотреть процентную политику в РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ССУДНОГО ПРОЦЕНТА
1.1 Понятие, классификация и функции ссудного процента………………......…5
1.2 Экономическая основа формирования уровня ссудного процента…………10
1.3. Банковский процент как форма существования ссудного процента………14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Центральный банк как регулятор процентной политики государства
и методы регулирования ссудного процента…………………………………..…19
2.2. Анализ процентной политики в РФ за 2010-2011 г …………………….…..30
ГЛАВА 3.РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ССУДНОГО ПРОЦЕССА В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА
3.1. Роль ссудного процента в экономики государства………………………....32
3.2. Совершенствование процентной политики в Российской Федерации…...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ ССУДНЫЙ ПРОЦЕСС.docx

— 84.02 Кб (Скачать файл)

9) размеры валютного, процентного  и иных рисков;

10) минимальный размер  резервов, создаваемых под высоко  рисковые активы;

11) нормативы использования  собственных средств банков для  приобретения долей (акций) других  юридических лиц;

12) максимальный размер  кредитов, гарантий и поручительств,  предоставленных банком своим  участникам (акционерам).

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими  обязательных нормативов. Банк России устанавливает обязательные для  кредитных организаций правила  проведения банковских операций, ведения  бухгалтерского учета, составления  и представления бухгалтерской  и статистической отчетности.

Для осуществления своих  функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом  директоров, имеет право запрашивать  и получать у кредитных организаций  необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует  сводную статистическую и аналитическую  информацию о банковской системе  Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

Банк России также регистрирует кредитные организации в Книге  государственной регистрации кредитных  организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

Интересно, что Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.

Приобретение более 5 процентов  долей (акций) кредитной организации  требует уведомления Банка России, а более 20 процентов ¾ предварительного согласия Банка России.

Для поддержания стабильности банковской системы Банк России проводит проверки кредитных организаций  и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений  и применяет при необходимости  санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России или  по его поручению - аудиторскими фирмами.

В случае нарушения кредитной организацией законодательства, непредставления  информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной  организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере  до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в  установленный срок предписаний  об устранении нарушений, а также  в случае, если эти нарушения или  совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам  кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе примерить такие меры, как, например, взыскать с кредитной организации  штраф до 1 процента от размера оплаченного  уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного  капитала; потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, замены руководителей кредитной организации; реорганизации кредитной организации; и т.д., вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

9. Функция финансового  агента правительства. Являясь  по своему статусу финансовым  агентом правительства, ЦБ осуществляет  операции по размещению и погашению  государственного долга, кассовому  исполнению бюджета, ведению текущих  счетов правительства, надзору  за хранением, выпуском и изъятием  из обращения монет и казначейских  билетов, а также переводу валютных  средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении  таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных  расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции  кредитора государства. Основная форма  государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных  расходов и государственного бюджета - государственные займы. Государственные  займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства  посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются  на определенный срок на условиях выплаты  дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового  агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных  средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета  положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные  доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются  средства для осуществления государственных  расходов, таким образом, ЦБ выступает  кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет  министерству финансов возможность  осуществлять постоянный контроль над  поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных  бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему  страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета  на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, Банк России имеет аналогичный, а в некоторых случаях даже более широкий, чем в ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. Выделим, что ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства [2, с. 258].

 

2.2. Анализ процентной политики в РФ за 2010-2011 гг.

 

Принимая во внимание сложившийся к началу текущего года высокий уровень инфляции, а также неустойчивую ситуацию на глобальных товарных и финансовых рынках, для противодействия формированию негативных инфляционных ожиданий Банк России в январе-мае 2011 г. осуществлял поэтапное повышение процентных ставок по своим операциям, а также увеличивал нормативы обязательных резервов.

Во II квартале 2011 г. начали формироваться тенденции к замедлению темпов роста цен на отдельные виды потребительских товаров и приостановлению повышательного тренда инфляции. Кроме того, появились предпосылки к постепенному ослаблению инфляционного давления со стороны денежного предложения. Анализ кратко- и среднесрочных рисков инфляции дал основания Банку России ожидать замедления роста цен во втором полугодии 2011 года. В связи с этим достигнутый к середине 2011 г. уровень рыночных процентных ставок рассматривался Банком России как приемлемый для обеспечения на ближайшие месяцы баланса между ограничением инфляционного давления и возможностью замедления экономического роста. Поэтому Банк России в июне-августе оставил без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям (Приложение 1).

Существенное снижение уровня банковской ликвидности в январе-октябре 2011 года было связано со значительным абсорбированием средств по бюджетному каналу, а также со значительным оттоком капитала частного сектора, который обусловил уменьшение степени участия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке, а в сентябре-октябре – переход к нетто-продаже Банком России иностранной валюты. Указанные факторы привели к усилению волатильности процентных ставок денежного рынка. В этих условиях для повышения действенности процентной политики Банком России были приняты решения о сужении интервала процентных ставок по основным операциям по предоставлению и абсорбированию ликвидности.

В целом с начала года ставка рефинансирования, ставки по кредитам «овернайт» и сделкам «валютный своп» были повышены на 0,5 процентного пункта, процентные ставки по другим операциям рефинансирования, за исключением фиксированных ставок по операциям прямого РЕПО и ломбардного кредитования, – на 0,25 процентного пункта, по депозитным операциям – на 0,75 – 1,0 процентного пункта.

Изменение процентных ставок по операциям Банка России и сокращение объема свободных банковских резервов оказали влияние на рост краткосрочных ставок рынка межбанковских кредитов (МБК). Если в первые месяцы года в условиях сохранения значительного профицита ликвидности процентные ставки денежного рынка находились вблизи нижней границы процентного коридора по операциям Банка России, то по мере уменьшения объема ликвидных средств и активизации спроса кредитных организаций на рефинансирование произошел сдвиг рыночных процентных ставок к середине этого коридора. Средневзвешенная ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам в 2011 году повысилась с 2,7% годовых в январе до 4,5% годовых в сентябре, спред по отношению к фиксированным депозитным ставкам Банка России увеличился на 0,8 процентного пункта. Повышение ставок сопровождалось ростом активности участников рынка: средний оборот рынка рублевых МБК по выборке MIACR возрос с 89,8 млрд. рублей в день в январе до 194,7 млрд. рублей в день в сентябре.

Постепенное улучшение ситуации в реальном секторе экономики в 2011 году, а также пролонгированный эффект реализованного смягчения денежно-кредитной политики способствовали дальнейшему снижению стоимости кредитных ресурсов для нефинансовых организаций и физических лиц. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась в августе 2011 года по сравнению с августом 2010 года на 2,1 процентного пункта, до 7,9% годовых. Это минимальное значение указанной ставки за всю историю наблюдений. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок свыше 1 года снизилась с 11,9% годовых в августе 2010 года до 10,3% годовых в августе 2011 года. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам физическим лицам на срок до 1 года за аналогичный период уменьшилась с 27,1 до 22,9% годовых, на срок свыше 1 года – с 17,9 до 17,1% годовых соответственно.

Неценовые условия банковского  кредитования для нефинансовых организаций смягчались в меньшей степени, чем в предшествующем году. Банки по-прежнему придерживались достаточно жестких требований к финансовому положению этой категории заемщиков. Для крупных заемщиков эти требования даже повышались. В сегменте кредитования населения банки продолжали смягчать требования к финансовому положению заемщика и обеспечению по кредиту, увеличивать максимальный срок и объем кредита [11].

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.РОЛЬ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ССУДНОГО ПРОЦЕССА В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА

3.1. Роль ссудного  процента  в экономики государства

 

Ссудный процент играет весьма важную роль в рыночной экономике, что  определяется теми функциями, которые он выполняет.

Роль ссудного процента в  распределительно-стимулирующей функции  очень высока. Это обусловлено  тем, что ссудный процент способствует более эффективному использованию  заемщиком-предпринимателем ссуды  или, проще говоря, стимулирует его  к получению большей суммы  прибыли, с тем, чтобы после уплаты ссудного процента (величина которого определена кредитным договором) в  распоряжении заемщика остался б  и больший предпринимательский доход.

Ссудный процент, стимулируя рост прибыли заемщика, способствует, тем самым, использованию принципа материальной заинтересованности в  кредитных отношениях кредитора  и заемщика, что является основным моментом в развитии рыночных отношений  на рынке денег и ссудных капиталов. К тому же, использование принципа материальной заинтересованности в  кредитных отношениях кредитора  и заемщика способствует также эффективному развитию как банков, так и их клиентов. Последнее выражается в том, что банки, получая ссудный процент от своих заемщиков как плату за предоставленные им ссуды, имеют возможность увеличивать свои процентные доходы, являющиеся основным видом доходов в банковской деятельности. Вместе с тем, заемщики получают возможность осуществлять бесперебойно платежи по своим обязательствам и расширять объемы производства. Что же касается потребительских ссуд, то при разумном ссудном проценте, материально заинтересовывающем как кредиторов, так и заемщиков, последние получают возможность приобретения жилья, автомобилей, бытовой техники и др. бытовых дорогостоящих предметов длительного пользования, что создает благоприятный социальный климат в стране, а кредиторы — возможность роста своих доходов.

Следует отметить, что ссудный  процент, уплачиваемый банками по депозитам, играет очень важную стимулирующую  роль в привлечении свободных  средств населения во вклады, что  с одной стороны, увеличивает  доходы населения, сберегая их доходы, а, с другой стороны, способствует формированию в банках ссудного капитала, направляемого банками в экономику страны.

По срочным вкладам  величина ссудного процента (определяемая процентной ставкой), больше, чем по текущим вкладам, что экономически оправдано, так как банк имеет  возможность использовать срочные  вклады в пределах предусмотренного в депозитном договоре срока. Что  же касается текущих вкладов, то они  в любой момент могут быть востребованы вкладчиком и банк не может рассчитывать на эти средства на длительный срок, в связи с чем процентная ставка про таким вкладам значительно ниже.

Информация о работе Ссудный процесс в экономике государства