Ссудный процесс в экономике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать понятие, функции и экономическую роль ссудного процента, а также государственное регулирование процентных ставок Центральным банком в Российской Федерации.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
исследовать понятие, классификации и функции ссудного процента;
проанализировать банковский процент как самую распространенную форму существования ссудного процента;
раскрыть роль и функции Центрального банка в регулировании процентной политики России;
Рассмотреть процентную политику в РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ССУДНОГО ПРОЦЕНТА
1.1 Понятие, классификация и функции ссудного процента………………......…5
1.2 Экономическая основа формирования уровня ссудного процента…………10
1.3. Банковский процент как форма существования ссудного процента………14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Центральный банк как регулятор процентной политики государства
и методы регулирования ссудного процента…………………………………..…19
2.2. Анализ процентной политики в РФ за 2010-2011 г …………………….…..30
ГЛАВА 3.РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ССУДНОГО ПРОЦЕССА В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА
3.1. Роль ссудного процента в экономики государства………………………....32
3.2. Совершенствование процентной политики в Российской Федерации…...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ ССУДНЫЙ ПРОЦЕСС.docx

— 84.02 Кб (Скачать файл)

Роль ссудного процента в  функции сохранения стоимости ссудного капитала выражается в том, что с  помощью ссудного процента возникает  возможность не только защитить стоимость  ссудного капитала от обесценения в  периоды инфляции, но, и что особенно важно, приумножить ссудный капитал. [12, с.203].

         Экономическая роль ссудного процента не реализуется автоматически, а достигается определенной процентной политикой и является результатом конкретной системы управления ссудным процентом. Под системой управления ссудным процентом понимается организация всех элементов механизма функционирования ссудного процента, т.е. система процентных ставок, критерии дифференциации уровня процента, методы регулирования системы процентных ставок, источник уплаты процента. При формировании своей процентной политики банк должен планировать процентные ставки так, чтобы получаемые банком проценты обеспечивали покрытие расходов (в том числе для выплаты процентов по его пассивным операциям) и получение им необходимой прибыли.

        Наиболее важные закономерности построения системы процентных ставок рынка ссудных капиталов сводятся к следующему:

 • ставки по свободно  обращающимся денежным инструментам (свободно обратимым ценным бумагам)  обычно ниже ставок по инструментам  с ограниченной обратимостью;

 • ставки по пассивным  операциям банков ниже ставок  по активным операциям;

 • ставки на межбанковском  рынке (оптовые ставки) в среднем  ниже ставок по кредитным операциям  с клиентурой (розничные ставки);

 • ставки по кредитам  первоклассных заемщиков ниже  ставок по кредитам менее надежных  должников;

 • долгосрочные ставки  изменяются более плавно, чем краткосрочные;

 • ставки по долгосрочным  кредитам обычно выше ставок  по краткосрочным ссудам;

 • ставки по кредитам  с обеспечением ниже ставок  по необеспеченным ссудам.

         Ссудный процент связан с предоставлением так называемых дисконтных ссуд, т.е. ссуд, номинальная величина которых меньше той величины, которая фактически передается в распоряжение заемщика банком в момент выдачи ссуды. Разница между номинальной величиной ссуды и суммой, передаваемой заемщику, удерживается с последнего также в момент выдачи ссуды и представляет собой форму ссудного процента (дисконта). Дисконтные ссуды имеют другой механизм взимания процента как платы за кредит. Например, в случае обычного банковского кредита в размере 100 000000 рублей под 30 % годовых заемщик получает 100 000 000 рублей, а возвращает 130 000 000 рублей. При использовании дисконтного процента (30 % годовых) заемщик получает 70 000 000 рублей (100 000 000 - 70000 000), а выплатит 100 000 000 рублей. В данном случае заемщик реально выплачивает процент несколько больший, чем в случае простой банковской ссуды. Это связано с тем, что дисконтный процент учитывает тот риск, который был связан с выдачей кредита.

           Современное государство с рыночной экономикой, контролируя движение ссудного процента, может влиять практически на все параметры общественного производства. В частности, регулируя ставку ссудного процента, государство через центральный банк может способствовать денежным накоплениям, снижению цен и стабилизации заработной платы, повышению эффективности производства и росту курса национальной валюты, снижению конкурентоспособности своих товаров, удорожанию экспорта и удешевлению импорта товаров, увеличению импорта капитала и сдерживанию его экспорта и т.д.[20, с.209].

 

 

3.2. Совершенствования процентной политики в Российской Федерации

 

Процентная политика центральных  банков в развитых странах чаще всего  стоит на первом месте в перечне инструментов воздействия на макроэкономические параметры. С развитием финансовой системы в России процентная политика ЦБ РФ также должна занять ведущее место в системе его инструментов, оттеснив валютную политику на второй план.

Использование центральным  банком процентных ставок в качестве операционных целей денежно-кредитной политики является характерной особенностью инфляционного таргетирования. Это возможно, если выполняются несколько условий. Во-первых, денежный рынок должен быть достаточно глубоким и ликвидным не только на сегменте «овернайт», но и на более длинных отрезках времени. Эффективность денежного рынка определяется тем, насколько манипуляции регулятора с краткосрочной процентной ставкой отражаются на срочной структуре процентных ставок, т.е. на кривой доходности в целом. Во-вторых, денежный рынок должен обладать тесной связью с рынком кредитов нефинансовому сектору и с рынком корпоративных облигаций. Через управление ликвидностью и условия фондирования банки должны проецировать конъюнктуру денежного рынка на кредитный рынок. В противном случае управление центральным банком процентной ставкой не даст желаемых результатов в реальной экономике. В-третьих, денежно-кредитный инструментарий центрального банка должен быть настроен таким образом, чтобы регулирование его параметров приводило к синхронному изменению условий денежного рынка вслед за целевыми ориентирами центрального банка. В то же время банки должны быть ограждены от избыточного процентного риска.

Банковскому сектору необходимо располагать возможностями хеджирования процентных шоков.

Тактические задачи, стоящие  перед Банком России по модернизации операционных процедур денежно-кредитной политики, состоят в переходе на плавающий курс рубля и отказе от денежной программы в пользу целевых ориентиров процентных ставок, введении узкого коридора краткосрочных процентных ставок на межбанковском рынке. Повышению эффективности денежного рынка и развитию процентной политики могут способствовать перевод межбанковского рынка и рынка репо на электронную площадку торгов с центральным контрагентом, стимулирование более активного развития процентных деривативов (включая рынок свопов на краткосрочные процентные ставки), внедрение формальных процентных индикаторов денежно-кредитной политики, развитие сегментов денежного рынка с большей срочностью (до шести месяцев и до года) [12, с. 187].

В целом, процентная политика Банка России должна подчиняться  нескольким требованиям.

Якорь инфляционных ожиданий. Процентная ставка должна стабилизировать инфляцию возле целевого ориентира в среднесрочном периоде. Временной горизонт таргетирования зависит от текущей фазы экономического цикла, а также от лагов, через которые ставка оказывает на инфляционные ожидания и реальный сектор экономики.

Баланс между ростом цен  и потребностями реального сектора  в инвестициях. Величина процентной ставки должна обеспечивать разумный баланс между инфляцией и доступностью инвестиционных ресурсов для реального сектора экономики.

Предупреждение финансовых дисбалансов. При корректировке процентной ставки необходимо принимать во внимание потенциальные эффекты изменения цен на финансовые активы (недвижимость, облигации, акции, валютный курс) на динамику производства, занятость и инфляцию.

Обеспечение должного уровня эффективности производства. Процентная ставка должна устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать надежное выполнение финансовым рынком функции «выбраковки» нерентабельных инвестиционных проектов. Это означает, что в среднесрочной перспективе реальные процентные ставки должны быть минимально положительными.

Сглаживание процентной ставки. Изменение процентной ставки не может происходить резкими скачками, ее динамика должна быть сглаженной и согласовываться с предыдущими решениями в области процентной политики.

Учет экономической неопределенности. Решения по процентной ставке должны приниматься исходя из альтернативных сценариев развития дальнейших событий.

Перепроверка. Для проверки оптимальности выбора значения процентной ставки следует использовать простые правила денежно-кредитной политики. Любые существенные и систематические отклонения от расчетных значений должны адекватно объясняться.

Инструментарий, применяемый  центральными банками для таргетирования инфляции, имеет характерные особенности. Он включает операции постоянного действия, проводимые по инициативе банков, а также операции на открытом рынке, осуществляемые центральным банком. Оба инструмента служат для управления рыночными процентными ставками. Кроме того, используется регулирование уровня обязательных резервов.

С точки зрения операционных процедур Банк России в настоящее  время применяет пассивный подход к управлению процентными ставками. Его дальнейшая трансформация для таргетирования инфляции предполагает, что Банк России будет опираться на коридор кратко- и среднесрочных процентных ставок, формируемый посредством операций постоянного действия (так называемый «европейский стиль» денежно-кредитной политики). Пассивный подход включает в себя три компонента:

- узкий коридор процентных ставок на межбанковском рынке;

- проведение нерегулярных операций на открытом рынке (репо или обеспеченных кредитов);

- обязательные резервы с механизмом усреднения для сглаживания спроса на ликвидность.

Система инструментов денежно-кредитной  политики центрального банка для таргетирования инфляции в России может быть представлена следующим образом:

- депозитные операции и беззалоговое кредитование как инструменты постоянного действия для формирования узкого коридора краткосрочных процентных ставок на межбанковском рынке;

- депозитные операции, прямое репо, ломбардные кредиты, кредиты, обеспеченные нерыночными активами, как инструменты постоянного действия для формирования широкого коридора среднесрочных процентных ставок на межбанковском рынке;

- операции на аукционной основе (ломбардные кредиты, прямое репо), валютные интервенции, операции с государственными ценными бумагами и с облигациями Банка России как операции на открытом рынке для корректировки ликвидной позиции банковского сектора в среднесрочном периоде и тонкой настройки в краткосрочном периоде;

- нулевые обязательные резервы – при возникновении «избыточных» резервов банков на них начисляются процентные платежи, ставка по которым приравнена к депозитным операциям до востребования [4,с.81].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, ссудный процент - это денежное вознаграждение, которое получают кредиторы, предоставляя кредит. Ссудный процент является ценой кредита, или платой, которую заемщик должен денег кредитору за пользование кредитом. Ссудный процент выражает взаимоотношения кредиторов и заемщиков.

Существуют различные формы  ссудного процента, их классификация  определяется рядом признаков, в  том числе: формами кредита; видами кредитных учреждений; видами инвестиций с привлечением кредита; сроками  кредитования; видами операций кредитного учреждения.

При сложившемся уровне дохода на инвестиции норма процента на денежном рынке формируется соотношением спроса и предложения денежных средств. Одновременно при неизменной норме процента уровень дохода в «реальном» секторе определяется объемом сбережений и инвестиций. Денежная сфера и реальный (производственный) сектор тесно взаимосвязаны. Изменения в соотношении спроса и предложения денежных средств ведут к колебанию процента, который, в свою очередь, действует на формирование спроса на инвестиции и в конечном счете - на уровень дохода. Увеличение или уменьшение доходности осуществляемых вложений, напротив, определяет размер денежного спроса и, следовательно, уровень ссудного процента.

Банковский процент - одна из наиболее развитых в России форм ссудного процента. Он возникает в том случае, когда  одним из субъектов кредитных  отношений выступает банк.

Процентная политика является частью денежно- кредитной политики государства. Органом, реализующим процентную политику государства, является Центральный Банк России. Банк России имеет аналогичный, а в некоторых случаях даже более широкий, чем в ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган.

Процентная политика центральных  банков в развитых странах чаще всего  стоит на первом месте в перечне инструментов воздействия на макроэкономические параметры. С развитием финансовой системы в России процентная политика ЦБ РФ также должна занять ведущее место в системе его инструментов, оттеснив валютную политику на второй план.

Тактические задачи, стоящие  перед Банком России по модернизации операционных процедур денежно-кредитной политики, состоят в переходе на плавающий курс рубля и отказе от денежной программы в пользу целевых ориентиров процентных ставок, введении узкого коридора краткосрочных процентных ставок на межбанковском рынке. Повышению эффективности денежного рынка и развитию процентной политики могут способствовать перевод межбанковского рынка и рынка репо на электронную площадку торгов с центральным контрагентом, стимулирование более активного развития процентных деривативов (включая рынок свопов на краткосрочные процентные ставки), внедрение формальных процентных индикаторов денежно-кредитной политики, развитие сегментов денежного рынка с большей срочностью (до шести месяцев и до года).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Антонов Н. Г. Денежное обращение, кредит и банки / - М.: АО                                                                                                                                  “Финстатинформ”, 2010. – 216 с.
  2. Белоглазова Г. Н. Коммерческие банки в условиях формирования рынка /   - Л: ЛФЭИ, 2009. - 407с.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория /  - М.: Финансы и статистика,2009. – 370с.
  4. Букина  М.К. Деньги,банки,валюта. Учеб.  пособие М.:АО “ДИС”, 2009. – 412с.
  5. Булатов А.С. Экономика: Учеб. пособие. – М:БЕК, 2010. – 261с.
  6. Варламов Т.П., Ермасов Н.Б., Варламова М.А. Деньги, кредит, банки:  

Информация о работе Ссудный процесс в экономике государства