Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель работы – выявление резервов повышения конкурентоспособности Республики Северная Осетия-Алания, обоснование рекомендаций по дальнейшему развитию и рационализации внешнеэкономических связей республики с учетом имеющихся и формирующихся сравнительных преимуществ.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты экономического развития региона
выявить сравнительные преимущества РСО Алания и степень их использования во внешнеэкономической деятельности
проанализировать преимущества повышения конкурентоспособности и пути их реализации
разработать SOWT анализа конкурентных преимуществ республики
создать межреспубликанский кластер в сфере горного туризма
Введение
1.Рынок труда: понятие, типология и структура
1.1. Эволюция понятия рынка труда
1.2. Структура и сущность рынка труда
1.3. Особенности товара "труд"
1.4. Типология рынка труда
2. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.
2.1. Государственное регулирование рынка труда
3. Становление рынка труда в Северной Осетии. Современный рынок труда.
Заключение
Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Рынок труда: понятие, типология и структура
1.1. Эволюция понятия рынка труда
1.2. Структура и сущность рынка труда
1.3. Особенности товара "труд"
1.4. Типология рынка труда
2. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.
2.1. Государственное регулирование рынка труда
3. Становление рынка труда в Северной Осетии. Современный рынок труда.
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования
определяется тем, что совершенствование
и дальнейшее развитие Северо-Кавказского
экономического района (СКЭР) в условиях
рыночной системы хозяйствования способно
стать эффективным фактором оздоровления
и повышения
В условиях отсутствия государственной
монополии на внешнюю торговлю и
значительно увеличившегося количества
субъектов внешнеторговой деятельности
особенно важно обеспечить со стороны
государства такое
Учитывая, что Республика Северная Осетия-Алания как «южные ворота России» является важной зоной политических, экономических и других интересов СКФО и страны в целом, изучение проблем и перспектив развития региона имеет актуальное значение, что во многом определило выбор темы в качестве объекта исследования. Формирование конкурентоспособной экономики возможно лишь при качественном изменении её структурной организации, основанной на стремлении снизить зависимость региональной экономики от экспорта, развитие использования и обработки своих ресурсов и рекреаций, придание дальнейшему экономическому развитию республики инновационного характера. Такие изменения невозможны без адекватных преобразований традиционных институтов и создания новых, в рамках которых координировались бы вопросы управления различными экономическими процессами и совершенствования правовой базы обеспечения экономической деятельности, принимались бы обоснованные управленческие решения, связанные с вопросами реструктуризации предприятий, диверсификации производства и применения современных подходов к развитию внешнеэкономической деятельности. В современных теориях социально-экономического развития регионов данные проблемы не находят должного отражения. Как правило, они разрабатываются применительно к государству в целом. Необходимость восполнения данного пробела послужила дополнительным основанием для выбора темы исследования.
Цель работы – выявление резервов повышения конкурентоспособности Республики Северная Осетия-Алания, обоснование рекомендаций по дальнейшему развитию и рационализации внешнеэкономических связей республики с учетом имеющихся и формирующихся сравнительных преимуществ.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Теоретической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков-экономистов, исследующих проблемы регионального развития и динамических сравнительных преимуществ национальных экономик в данном процессе, в частности: С.С. Артоболевского, О.Т. Богомолова, А.Е. Большакова, Л.Б. Вардомского, В.И. Видяпина, С.И. Горшенина, Р.С. Гринберга, В.Н Лаженцева, Д. Мида, С.Ю. Муртазалиевой, З.М. Окрут, Б. Олина, В.В. Покровской, М. Портера, А.Е. Пробста, Я. Тинбергена, А.И. Трейвиша, Г. Хаберлера, Е.Д. Халевинской, Р.И. Хасбулатова, Э. Хекшера, И. Шумпетера, Р.К. Щенина и др.
В качестве информационных
источников использованы официальные
документы законодательных
Практическая значимость
работы заключается в разработке
мероприятий по выявлению резервов
повышения
Рекомендации, содержащиеся
в работе, будут полезны при
разработке социально-экономической
стратегии развития СКЭР и входящих
в его состав субъектов РФ, а
также программ развития и эффективного
использования
ее экономического роста.
Выводы и предложения по повышению
конкурентоспособности могут
Сущность рынка труда, его типология и структура.
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д.,
является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и
трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата. В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения. С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т.п. Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке,
творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно
включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым
работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на
переподготовку кадров в
связи с научно-техническим
ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой.
Государство же выступает в качестве работодателя на государственных
предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил. Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.
1.2. Структура и сущность рынка труда.
Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы
государственной политики в
области занятости и
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам. На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду. Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную
независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.
Информация о работе Становление рынка труда в Северной Осетии. Современный рынок труда