Становление рынка труда в Северной Осетии. Современный рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявление резервов повышения конкурентоспособности Республики Северная Осетия-Алания, обоснование рекомендаций по дальнейшему развитию и рационализации внешнеэкономических связей республики с учетом имеющихся и формирующихся сравнительных преимуществ.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты экономического развития региона
выявить сравнительные преимущества РСО Алания и степень их использования во внешнеэкономической деятельности
проанализировать преимущества повышения конкурентоспособности и пути их реализации
разработать SOWT анализа конкурентных преимуществ республики
создать межреспубликанский кластер в сфере горного туризма

Содержание работы

Введение
1.Рынок труда: понятие, типология и структура
1.1. Эволюция понятия рынка труда
1.2. Структура и сущность рынка труда
1.3. Особенности товара "труд"
1.4. Типология рынка труда
2. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.
2.1. Государственное регулирование рынка труда
3. Становление рынка труда в Северной Осетии. Современный рынок труда.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

готовое.docx

— 154.14 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ                      

 Введение             

 1.Рынок труда: понятие, типология и структура

1.1.        Эволюция  понятия рынка труда

1.2.        Структура  и сущность рынка труда

1.3.        Особенности  товара "труд"

1.4.        Типология  рынка труда

2. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.

2.1. Государственное регулирование  рынка труда 

3. Становление рынка труда в Северной Осетии. Современный рынок труда.

     Заключение

     Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что совершенствование  и дальнейшее развитие Северо-Кавказского  экономического района (СКЭР) в условиях рыночной системы хозяйствования способно стать эффективным фактором оздоровления и повышения конкурентоспособности  не только экономики региона, но и  всей страны. Как составная часть общехозяйственного комплекса экономическая деятельность должна воздействовать на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, развитие производительных сил, повышение уровня занятости населения. Решение этих проблем важно для всех регионов, но особую актуальность они приобрели для Северного Кавказа с его политической нестабильностью. В системе внешне экономических связей СКФО Республика Северная Осетия-Алания занимает важное место, так как является регионом с развитыми транспортно-логистическими функциями, благоприятным для туризма и отдыха, комфортным для проживания.

В условиях отсутствия государственной  монополии на внешнюю торговлю и  значительно увеличившегося количества субъектов внешнеторговой деятельности особенно важно обеспечить со стороны  государства такое регулирование  внешней торговли страны, чтобы оно, с одной стороны, способствовало прогрессивной реструктуризации промышленности, а с другой, - эффективному использованию  имеющихся в регионах сравнительных  преимуществ, способных повысить уровень  их участия в международной торговле и международном разделении труда. Эффективная реализация сравнительных преимуществ, имеющихся в субъектах РФ Северного Кавказа, адаптация их к постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям и формирование на их основе конкурентных или новых сравнительных преимуществ могут быть достигнуты на основе правильно выбранной стратегии развития внешнеэкономических связей. Это требует новых подходов к разработке концептуальных основ развития ведущих отраслей региона в целях изменения характера участия Северного Кавказа в региональном разделении труда. Новыми здесь являются не только условия, в которых Российская Федерация и ее субъекты должна решать эти задачи, но и факторы их участия во внешнеэкономической деятельности в связи с интенсивно протекающими процессами интернационализации в мировом сообществе. Эффективное использование сравнительных преимуществ региона может повлиять на количественную и качественную структуру социально-экономический роста в целом.

Учитывая, что Республика Северная Осетия-Алания как «южные ворота России» является важной зоной  политических, экономических и других интересов СКФО и страны в целом, изучение проблем и перспектив развития региона имеет актуальное значение, что во многом определило выбор темы в качестве объекта исследования. Формирование конкурентоспособной  экономики возможно лишь при качественном изменении её структурной организации, основанной на стремлении снизить зависимость  региональной экономики от экспорта, развитие использования и обработки  своих ресурсов и рекреаций, придание дальнейшему экономическому развитию республики инновационного характера. Такие изменения невозможны без адекватных преобразований традиционных институтов и создания новых, в рамках которых координировались бы вопросы управления различными экономическими процессами и совершенствования правовой базы обеспечения экономической деятельности, принимались бы обоснованные управленческие решения, связанные с вопросами реструктуризации предприятий, диверсификации производства и применения современных подходов к развитию внешнеэкономической деятельности. В современных теориях социально-экономического развития регионов данные проблемы не находят должного отражения. Как правило, они разрабатываются применительно к государству в целом. Необходимость восполнения данного пробела послужила дополнительным основанием для выбора темы исследования.

Цель работы – выявление резервов повышения конкурентоспособности Республики Северная Осетия-Алания, обоснование рекомендаций по дальнейшему развитию и рационализации внешнеэкономических связей республики с учетом имеющихся и формирующихся сравнительных преимуществ.

В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие  задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты экономического развития региона
  • выявить сравнительные преимущества РСО Алания и степень их использования во внешнеэкономической деятельности
  • проанализировать преимущества повышения конкурентоспособности и пути их реализации
  • разработать SOWT анализа конкурентных преимуществ республики
  • создать межреспубликанский кластер в сфере горного туризма

Теоретической базой работы послужили труды отечественных  и зарубежных ученых и практиков-экономистов, исследующих проблемы регионального  развития и динамических сравнительных  преимуществ национальных экономик в данном процессе, в частности: С.С. Артоболевского, О.Т. Богомолова, А.Е. Большакова, Л.Б. Вардомского, В.И. Видяпина, С.И. Горшенина, Р.С. Гринберга, В.Н Лаженцева, Д. Мида, С.Ю. Муртазалиевой, З.М. Окрут, Б. Олина, В.В. Покровской, М. Портера, А.Е. Пробста, Я. Тинбергена, А.И. Трейвиша, Г. Хаберлера, Е.Д. Халевинской, Р.И. Хасбулатова, Э. Хекшера, И. Шумпетера, Р.К. Щенина и др.

В качестве информационных источников использованы официальные  документы законодательных органов: комитет государственной статистики РСО-Алания, Росстат РСО-Алания, Северо-Осетинская таможня.

Практическая значимость работы заключается в разработке мероприятий по выявлению резервов повышения конкурентоспособности  экономики РСО-Алания. Экономическое  исследование социально-экономической  ситуации региона позволило выработать концептуальные подходы к формированию и реализации внешнеэкономической  стратегии, оценить последствия  ускоренной либерализации внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) в республике и  определить теоретические аспекты  имеющихся сравнительных преимуществ  и целенаправленного формирования новых преимуществ, обеспечивающих конкурентоспособность североосетинской экономики на внутренних и внешних  рынках.

Рекомендации, содержащиеся в работе, будут полезны при  разработке социально-экономической  стратегии развития СКЭР и входящих в его состав субъектов РФ, а  также программ развития и эффективного использования внешнеэкономического комплекса Республики Северная Осетия-Алания для

ее экономического роста. Выводы и предложения по повышению  конкурентоспособности могут использоваться конкретными предприятиями и  отраслями в РСО-Алания при разработке ими стратегии социально-экономического развития.

 

 

 

 

 

Сущность рынка труда, его типология и структура. 

      

    1. Эволюция понятия «рынок труда».

    Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д.,

является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели  и

трудящиеся совместно  ведут переговоры, коллективные или  индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы. Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата. В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения. С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т.п. Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке,

творческому отношению к  труду, высокому качеству работы. Бизнес активно

включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем  самым

работников материальными  затратами на учебу. Вложение средств  на

переподготовку кадров в  связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации. Поэтому сокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, ранее приводившее в росту безработицы, стало в известной мере регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние не только на социально-экономические, но и на политические процессы. Так, беспрецедентный рост безработицы в Германии в годы крупнейшего мирового экономического кризиса 1929-1933г.г., когда каждый третий трудящийся оказывался безработным, сыграл свою роль в становлении фашистской диктатуры. Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются

ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы  – с другой.

Государство же выступает  в качестве работодателя на государственных

предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил. Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

     1.2.      Структура и сущность рынка труда.

     Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя  в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы

государственной политики в  области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются  продавец и покупатель, как при  любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам. На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный  труд, способствует созданию  жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Существовавшая ранее  в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду. Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную

независимость человека. Это  обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.

Информация о работе Становление рынка труда в Северной Осетии. Современный рынок труда