Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель работы – выявление резервов повышения конкурентоспособности Республики Северная Осетия-Алания, обоснование рекомендаций по дальнейшему развитию и рационализации внешнеэкономических связей республики с учетом имеющихся и формирующихся сравнительных преимуществ.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты экономического развития региона
выявить сравнительные преимущества РСО Алания и степень их использования во внешнеэкономической деятельности
проанализировать преимущества повышения конкурентоспособности и пути их реализации
разработать SOWT анализа конкурентных преимуществ республики
создать межреспубликанский кластер в сфере горного туризма
Введение
1.Рынок труда: понятие, типология и структура
1.1. Эволюция понятия рынка труда
1.2. Структура и сущность рынка труда
1.3. Особенности товара "труд"
1.4. Типология рынка труда
2. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.
2.1. Государственное регулирование рынка труда
3. Становление рынка труда в Северной Осетии. Современный рынок труда.
Заключение
Список литературы
Национальный рынок труда охватывает все общественное производство – через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики. На рынке труда реализуется возможность:
- свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощеряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);
- найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства,
защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
- независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых
ресурсов между регионами, отраслями и профессионально – квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
- свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении
приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.
В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.
Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные
созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.
Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности. Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства
рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев
социально - экономической системы любой страны.
Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение
профессионально - трудовых
и жизненных интересов
1.3. Особенности товара «труд».
Хотя я и назвала главу - особенности товара "труд", необходимо
рассмотреть, а труд ли продаётся на рынке труда. Что такое товар? По Марксу "товар - есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая благодаря её свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности."
Товар обладает
капиталист нанимает рабочего т.е. покупает его труд. Но так ли это? С этой
точки зрения у товара "труд" должна быть естественная, необходимая цена, но как мы знаем рабочий в процессе производства производит новую стоимость. Карл Маркс в 17 главе первого тома "Капитала" говорит, что для того что бы быть проданным на рынке в качестве товара труд должен сначала
существовать. И если бы работник мог дать своему труду самостоятельность, он продавал бы созданные трудом товары, а не труд. Поэтому капиталист покупает не труд, как товар, созданный трудом, а рабочую силу, или способность рабочей силы к созданию новой стоимости. Стоимость же рабочей силы определяется теми затратами, которые требуются на её воспроизводство. Продажа рабочей силы может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуждает его продавать свой
труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего
необходимого для ведения своего собственного хозяйства как источника получения всех нужных для жизни благ. Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его товара – для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства,
кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая свой труд предъявляет спрос на определенное
рабочее место.
После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет работу, но занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные особенности товара «рабочая сила»:
· собственник и носитель этого товара – человек со всеми его правами и
обязанностями, охраняемыми законом. Предприниматель не может произвольно использовать работника, он должен соблюдать общественные и правовые нормы, регулирующие рынок труда.
· рабочая сила – это товар производственного назначения, но, в отличие
от вещественных факторов производства, он несет на себе личностную нагрузку и поэтому является решающим.
Есть еще одна сторона этого приоритета, которая выявлена мировой
экономической наукой, в т.ч. трудовой теорией стоимости К. Маркса. В
соответствии с этой теорией, продукт создается двумя факторами: трудом и
средствами производства. Однако новую стоимость, заключенную в произведенном товаре, создает живой труд работника, тогда как стоимость вещественных факторов лишь переносится на производимый товар как составная часть издержек его производства. Вся вновь созданная живым трудом в течение года стоимость образует национальный доход, который является источником дохода всех слоев населения.
Экономико-математические исследования предельной производительности труда, проведенные в США экономистом П. Дугласом и математиком Ч. Коббом, показали зависимость объемов производимой продукции от капитала и труда. Ими было выведено уравнение, согласно которому объем произведенной продукции на ¾ создается трудом наемных работников и на 1/4 – капиталом, т.е. применительно к теории предельной производительности, 1% увеличения затрат труда увеличивает объем производства в 3 раза больше, чем 1% прироста капитала. Это подтверждается и официальной статистикой стран с развитой рыночной
экономикой. Особенность товара «труд» заключается также в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а следовательно, и средств к существованию, которые нужны ему постоянно. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом. Существенная особенность товара труд заключается также в его полезности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует (по теории предельной производительности) в создании благ.
1.4. Типология рынка труда.
Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы. Они обособлены друг от друга, самостоятельны и каждая из них выполняет особую функцию, образуя единый рынок труда, который не может существовать без какой-либо одной части.
При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к двум основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда. Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.
Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению со внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.
Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению
продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму
функционирования рынка труда – гибкий рынок труда.
Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости в
промышленности и увеличение сферы услуг с ее возможной организацией
нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы
производства, постоянное изменение объема и структуры спроса на товары и
услуги изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы.
Жесткая регламентация условий труда у работников на стандартных режимах
занятости стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению
конкурентоспособности предприятия.
Становлению гибкого рынка
способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени.
При неудовлетворении спроса предпринимателя на работников на 100% за счет тех, кто уже работал по найму и в данный момент ищет работу, то, естественно, этот спрос адресуется также и тем, кто впервые предлагает свой труд. Та сфера, где формируется этот труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд.
Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Это состояние как раз и есть состояние, когда работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товаров и денег, которая находится за пределами сферы производства товара. А в сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера и называется циркулирующим рынком труда, где начинается его купля-продажа.
Информация о работе Становление рынка труда в Северной Осетии. Современный рынок труда