Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:36, реферат
Важнейший элемент бюджетного процесса – экономический анализ параметров бюджетных показателей. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса – при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета, изучается его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры состояния. Особенно возрастает значимость анализа при переходе на прогнозное формирование бюджетов; отработке методов максимальной мобилизации доходов и эффективного их использования; решении вопросов регулирования бюджетов всех уровней, построении межбюджетных отношений в рамках требований бюджетного федерализма; реструктуризации расходов и оптимизации доходной части бюджета.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ 4
1.1 Понятие и задачи статистического изучения регионального бюджета 4
1.2 Понятие бюджетной классификации. 7
1.3 Структура расходов государственного бюджета 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»
Кафедра экономики и финансов
Расчетно-графическая работа по статистике финансов и кредита на тему:
«Статистический анализ расходов бюджета по бюджетной классификации»
(региональный бюджет)
группы ЭКО – 22
экономических наук
Стрельникова Н.М.
г. Йошкар–Ола
2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ 4
1.1 Понятие и задачи статистического изучения регионального бюджета 4
1.2 Понятие бюджетной классификации. 7
1.3 Структура расходов государственного бюджета 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 24
Важнейший элемент бюджетного процесса – экономический анализ параметров бюджетных показателей. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса – при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета, изучается его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры состояния. Особенно возрастает значимость анализа при переходе на прогнозное формирование бюджетов; отработке методов максимальной мобилизации доходов и эффективного их использования; решении вопросов регулирования бюджетов всех уровней, построении межбюджетных отношений в рамках требований бюджетного федерализма; реструктуризации расходов и оптимизации доходной части бюджета.
При характеристике исполнения бюджета, прежде всего, обращают внимание на конечные результаты работы, т.е. на исполнение доходной и расходной частей бюджета.
В современной бюджетной системе РФ как главной финансовой базе деятельности органов власти всех уровней, региональные бюджеты занимают особое положение. Выделение бюджетов субъектов РФ в качестве самостоятельного звена в системе бюджетных отношений потребовало их четкого определения, а также выявления задач их статистического изучения.
Региональные бюджеты
представляют собой второй уровень
иерархически построенной бюджетной
системы. По своему статусу они занимают
двойственное положение, поскольку, с
одной стороны, имеют самостоятельные
источники формирования доходов
и направления расходования средств,
а с другой стороны, занимают промежуточное
место в финансово-бюджетной
Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ1. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Экономическая сущность бюджетов субъектов Федерации проявляется в их в их назначении. Они выполняют три функции:
– формирования денежных фондов, являющихся
финансовым обеспечением деятельности
территориальных органов
– распределения и использования этих фондов между отраслями народного хозяйства;
– контроля за финансово - хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
В настоящее время в связи с процессом децентрализации финансов, роль региональных бюджетов в экономическом и социальном развитии регионов усиливается. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь устойчивую финансовую базу, дающую возможность обеспечить, во-первых, планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, организаций культуры, жилищного фонда и коммуникаций местного значения, во-вторых, решение стратегических задач - развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы путем внедрения целевых программ финансирования.
Таким образом, значение бюджетов субъектов РФ заключается в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная финансовая политика, направленная на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста.
Основной задачей статистики регионального бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной и бюджетной политики. Более конкретно в задачи статистического изучения регионального бюджета на современном этапе включается:
– изучение объемов доходов и расходов бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
– анализ структуры и динамики доходов и расходов бюджета;
– выявление источников финансирования бюджетного дефицита;
– анализ исполнения регионального бюджета и выявление причин отклонения фактических показателей от плановых;
– оценка эффективности проведения
фискальной политики и исследование
ее влияния на экономический рост
и уровень жизни населения
Бюджетная классификация Российской
Федерации -группировка доходов, расходов
Бюджетная классификация Россий
Значение бюджетной
1.3 Структура расходов
государственного бюджета.
В бюджете находит свое отражение структура
расходов и доходов государства.
Расходы бюджета — это все невозвратные
платежи независимо оттого, являются ли
они возмездными или безвозмездными и
для каких целей осуществляются (текущие
или капитальные). Трансфертные платежи
другим учреждениям государственного
управления включаются в расходы и не
выделяются в самостоятельную категорию.
Государственные расходы также могут
быть разделены на четыре категории:
-потребление в государственном секторе
;
- государственные инвестиции, включающие
разнообразные капитальные расходы, такие,
как затраты на дорожное строительство
или строительство портов;
- трансферты частному сектору, включающие
пенсию за выслугу лет, страхование по
безработице, льготы ветеранам и другие
платежи ;
- проценты по государственным долгам;
Расходы показывают направление и цели
бюджетных ассигнований.
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ.
Динамика доходной части консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2003-2008 годы представлена на рисунке 1.
Как видно по данным рисунка 1 доходная часть консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2003-2008 гг. увеличилась 2,3 раза. За данный период самый низкий индекс планового задания был установлен в 2006 г.(72,2%), а самый высокий – в 2004 г. (167%). Поставленные задания перевыполнялись только в 2004 г. и 2007 гг. Под влиянием процессов планирования и исполнения бюджета РМ самые высокие индексы фактической динамики сложились в 2004 г. и в 2007 гг. Именно в 2004 г. и 2007 гг. можно говорить о высоком качестве планирования и исполнения бюджета.
Р и с у н о к 1 Исполнение доходной части консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2003-2008 годы (млн. руб.)
В результате интерпретации полученных значений по шкале можно сделать вывод о том, что за 2003-2008 гг. структура доходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл претерпела значительные изменения.
Доходы и расходы
Структура и динамика расходов консолидированных бюджетов отдельных регионов не одинакова и зависит от особенностей социально-экономического состояния региона: объема хозяйства, подведомственности его территориальным органам различного уровня и прочее. Средства консолидированного бюджета республики Марий Эл расходуются согласно Сводной бюджетной росписи расходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл и утвержденных смет доходов и расходов.
Динамика расходной части
Р и с у н о к 2 Динамика расходов консолидированного бюджета
Республики Марий Эл 2003 – 2008 гг., млн. руб.
Судя по данным, представленным на диаграмме, можно сказать о том, что расходы бюджета за 2003-2008 гг. увеличились в 2,6 раза.
Бюджетная политика, проводимая Правительством РМЭ, нацелена на обеспечение повышения доступности базовых социальных услуг для всех граждан. А это в свою очередь требует увеличения расходов консолидированного бюджета. Кроме того, для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата в республике на высоком уровне должно осуществляться финансирование поддержки национальной экономики как одной из важнейших статей расходов. Соответственно, увеличение выделяемых ассигнований приведет к увеличению расходной части консолидированного бюджета республики.
Структура расходов бюджета по статьям функциональной классификации за 2003-2008 гг. претерпела значительные изменения. Это обусловлено тем, что в 2003-2004 гг. и 2005-2008 гг. применялись разные классификации расходов.
Изменения в структуре по статьям функциональной классификации в период с 2005 – 2008 гг. представлены в таблице 1.
Как свидетельствуют данные таблицы 1, если 2005 году наибольший удельный вес в расходах занимали расходы на национальную экономику, то 2008 году – межбюджетные трансферты. По разделу «Национальная экономика наблюдалось уменьшение расходов на 17,4%. Межбюджетные трансферты предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из регионального фонда финансовой поддержки; на содействие развитию жилищного строительства; на строительство, модернизацию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения); на совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях; на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных районов и т.д.
Доля расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» уменьшилась на 1,6 процентных пункта.. Эти расходы предусматриваются на финансовое обеспечение деятельности Главы РМЭ и Администрации Главы РМЭ, финансовое обеспечение деятельности Государственного Собрания РМЭ, финансовое обеспечение деятельности Правительства РМЭ, финансовое обеспечение деятельности аппарата мировых судей РМЭ, финансовое обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии РМЭ, на обслуживание государственных долговых обязательств РМЭ, формирование резервного фонда Главы РМЭ и резервного фонда Правительства РМЭ.
Т а б л и ц а 1
Динамика расходов консолидированного бюджета РМЭ в 2005-2008
Информация о работе Статистический анализ расходов бюджета по бюджетной классификации