Анализ доходов и расходов бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы и является рассмотрение налоговых доходов бюджета на примере России. К основным задачам работы относятся:
рассмотрение теоретических основ бюджетной системы Российской Федерации;
анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации за
1995-2003 гг.;
разработка мероприятий по оптимизации налоговых доходов в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

курсовая финансов.doc

— 655.00 Кб (Скачать файл)

содержание

 

введение

Среди финансовых методов, с помощью которых государство обычно воздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги. Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, – это, по существу, основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений по поводу образования распределения и расходования денежных ресурсов, необходимых для обеспечения функций органов государственной власти по предоставлению ими государственных услуг населению страны. Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса, а во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых как потребности граждан страны в услугах государства.

Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства, строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они, по существу, уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.

Именно налоговые поступления и являются основной частью доходов бюджета во всех странах с развитой рыночной экономикой. С их помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков. Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки.

Однако наряду с указанной фискальной функцией налоги должны выполнять и регулирующую функцию, с помощью которой государство оказывает воздействие на производство. Регулирующая функция проявляется в том, что размеры налогообложения и различия в тяжести налогов по отдельным секторам экономики и отраслям оказывают влияние на реальный сектор экономики, платежеспособный спрос и капиталообразование.

Целью данной работы и является рассмотрение налоговых доходов бюджета на примере России. К основным задачам работы относятся:

    • рассмотрение теоретических основ бюджетной системы Российской Федерации;
    • анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации за  
      1995-2003 гг.;
    • разработка мероприятий по оптимизации налоговых доходов в Российской Федерации.

Предметом данного исследования является анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации, а объектом, соответственно, – налоговых поступления в бюджет РФ за 1995-2003 гг.

1. Теоретические основы бюджетной  системы Российской Федерации

1.1. Понятие и сущность государственного  бюджета

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий год, в котором фактически фиксируются не только величины доходов и расходов, но и все параметры экономического развития.

В настоящее время отличительной чертой государственных бюджетов стран с развитой рыночной экономикой является их возрастающая роль в перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП), которое охватывает до 30-40% его величины (табл. 1).

Таблица 1

Темпы роста реального ВВП и доля расходов государственного бюджета в ВВП1

Страны

1971-1980 гг.

1981-1990 гг.

1991-2000 гг.

Темпы роста  
реального ВВП, %

Доля государственных расходов в ВВП, %

Темпы роста  
реального ВВП, %

Доля государственных расходов в ВВП, %

Темпы роста  
реального ВВП, %

Доля государственных расходов в ВВП, %

Великобритания

2,4

43,0

1,4

37,6

1,6

39,7

Германия

2,9

47,9

1,8

44,8

2,3

47,4

Италия

3,6

42,1

2,3

51,5

1,3

50,7

США

3,5

31,4

2,8

31,9

2,1

33,1

Швеция

2,0

60,9

2,1

58,3

1,0

60,8

Япония

4,6

32,0

3,4

30,6

2,1

35,5


 

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.

Содержание распределительной функции (функции экономического регулирования) бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Содержание распределительной функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан, затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.

Следует заметить, что современное понимание распределительной функции бюджета заключается в том, что вместо принципа командования она призвана реализовать принцип служения государства интересам общества.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Благодаря этому свойству бюджет может информировать о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно используются в экономике прямые государственные инвестиции и так далее. При этом в бюджетном процессе могут быть обнаружены слабые места и правительство имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.

Таким образом, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, но позволяет контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс. Решение данной проблемы предопределяется эффективностью управления государственным бюджетом, которое, в свою очередь, охватывает как бюджетные отношения между органами власти различных уровней, так и структурные, технические и институциональные аспекты бюджетной системы.

Фискальная функция бюджета предполагает обеспечение финансовыми ресурсами выполнением государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, то есть тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.

Однако фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того, чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы, в равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, так как фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что, в свою очередь, обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [2]. Таким образом, бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, то есть выполнения государством присущих ему функций.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему Российской Федерации как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

    • государственный (федеральный) бюджет или бюджет центрального правительства;
    • бюджеты членов федерации (штатов – в США, земель – в ФРГ, провинций – в Канаде, кантонов – в Швейцарии, субъектов Федерации – в России);
    • местные бюджеты.

В иерархически упорядоченной бюджетной системе России можно выделить следующие уровни:

    • федеральный бюджет;
    • бюджеты субъектов Российской Федерации:
    • республиканские бюджеты;
    • бюджеты автономных областей;
    • областные, краевые бюджеты;
    • бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
    • местные бюджеты:
    • бюджеты городов областного подчинения;
    • бюджеты районов;
    • городские районные бюджеты;
    • сельские и поселковые бюджеты.

Рассмотрим подробнее уровни бюджетной системы РФ.

Под федеральным бюджетом примято понимать основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти – Федеральным Собранием. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства.

Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну.

По существу, федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный объединительный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации.

При этом, следует заметить, что с позиций федерализма федеральный бюджет является объединяющим фактором, поскольку его средства расходуются в интересах всего населения государства, а средства, выделяемые для поддержки субъектов Федерации, используются в целях выравнивания финансового положения и бюджетной обеспеченности данных бюджетов. В таком понимании акцент в оценке роли федерального бюджета смещается от его фискальной функции к распределительной.

Однако порядок формирования федерального бюджета по принципу «снизу вверх», хотя и определен в Бюджетном кодексе РФ, но еще не сформированы реально действующие механизмы управления федеральным бюджетом [7]. Поэтому, формально провозгласив построение иерархии бюджетной системы на принципах бюджетного федерализма, на практике федеральный бюджет России, по существу, функционирует как центральный бюджет унитарного государства.

Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной системы Российской Федерации являются бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы Российской Федерации. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.

Информация о работе Анализ доходов и расходов бюджета РФ