Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:52, курсовая работа
Цель данной работы состоит в выявлении перспектив развития СНГ и предусматривает выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть современное состояние СНГ.
2. Проанализировать организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ.
3. Проанализировать экономические отношения России со странами СНГ (на примере Белоруссии) и выявить перспективы развития.
Глава 1. СНГ, как интеграционное объединение на базе СССР
Глава 2. Современное состояние и основные проблемы СНГ
Введение.
Прошло более 20 лет после распада СССР, постсоветские страны, в своем большинстве состоялись, как самостоятельные государства. Каждое из них проводит свою политику, имеет и отстаивает свои интересы. Стремление сохранить независимость, модернизировать экономику и повысить уровень жизни населения остается главной движущей силой взаимодействия бывших союзных республик в формате Содружества Независимых Государств. СНГ стало основной системообразующей структурой на постсоветском пространстве, которая позволяет государствам, входящим в его состав, согласовывать свои позиции и с той или иной степенью эффективности совместно решать общие проблемы.
Содружество Независимых Государств (СНГ) в настоящее время переживает сложный и переломный момент своего становления в качестве регионального интеграционного объединения на постсоветском пространстве. Стоит отметить, что за годы существования СНГ, содружество состоялось, как политическая организация, но, вместе с тем, в базисной экономической сфере, содружество не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования. Это сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества.
Не состоялось предполагаемого общего экономического пространства и «прозрачности» межгосударственных границ. Не удался платежный союз, полная, свободная и взаимная конвертируемость национальных валют. Вместо общего рынка, открытых границ и единого таможенного пространства на пути свободной торговли воздвигнуты барьеры. Иллюзорными оказались расчеты на сохранение былой экономической общности. Увеличивается разрыв между странами СНГ в социальной сфере. Более того, приходится констатировать, что и для российского руководства сотрудничество со странами СНГ, несмотря на многочисленные декларации, никогда не было фактически приоритетным направлением внешней политики. Хуже того, периодически затевавшиеся «ресурсные воины» с Белоруссией, Украиной и некоторыми другими постсоветскими республиками нанесли серьезный удар по целостности экономического пространства Содружества, разумеется, в ущерб геополитическим и долгосрочным экономическим интересам России.
Тема курсовой работы очень актуальна в настоящее время, поскольку сегодня серьезные трудности для углубления интеграционных процессов в рамках Содружества возникают из-за разрыва хозяйственных связей, разнонаправленности экономической политики, различий в содержании и темпах проводимых реформ в странах СНГ, спада производства, неустойчивости национальных валют, хронических неплатежей и преимущественно бартерного характера взаимной торговли.
Ослабление экономических связей внутри СНГ ведет к переориентации внешнеэкономических приоритетов государств Содружества на рынки третьих стран, откуда черпается большая часть инвестиционных ресурсов, финансовой помощи и товарного импорта. Руководствуясь коммерческой конъюнктурой, государства СНГ диверсифицировали свои внешнеторговые связи с упором на «дальнее зарубежье», что наметило устойчивую тенденцию дезинтеграции некогда единого экономического пространства.
Существенные различия в национальном законодательстве, в национальных хозяйственных механизмах препятствуют формированию общего рыночного пространства. Экономические интересы членов СНГ все чаще расходятся, обусловливая различные подходы к целям, формам и методам развертывания интеграционных процессов.
Цель данной работы состоит в выявлении перспектив развития СНГ и предусматривает выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть современное состояние СНГ.
2. Проанализировать
3. Проанализировать
Выполняя курсовую работу, я опиралась на публикации ученых по вопросам истории и проблем развития СНГ, в числе которых такие авторы, как: Андрианов В., Арцишевский Л., Бляхман Л., Дробышевский С., Зиядуллаев Н., Исингарин Н., Мантусова В.,Моисеева Е., Сергеева В.. А , С Глазьев, а также, документы Содружества, такие журналы, как «Российский экономический журнал», «Мировая Экономика и Международные экономические отношения», «Общество и экономика», «Экономист».
Глава 1. СНГ, как интеграционное объединение на базе СССР
Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональная международная организация, регулирующая отношения сотрудничества по различным областям деятельности между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.
СНГ стало основной системообразующей структурой на постсоветском пространстве, которая позволяет государствам, входящим в его состав, согласовывать свои позиции с той или иной степенью эффективности и совместно решать общие проблемы.
СНГ образовалось путѐм подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях, под Брестом (Белоруссия) главами БССР, РСФСР и УССР «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», вошедшего в историю как Беловежское соглашение.1
На первой встрече прeзидентов пяти центральноазиатских государств, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана 13 декабря 1991 года, страны решили войти в организацию, при условии равноправия в принятии решений всеми государствами бывшего Союза и признании всех государств СНГ в качестве учредителей.
Содружество было объявлено открытым для всех бывших республик Советского Союза, а также для других государств, согласных с его принципами и целями.
В рамках встречи была намечена перспектива создания координирующих органов (Советов глав государств и глав правительств), сохранения общего командования военно-стратегическими силами и общего контроля над ядерным оружием.
Соглашение о вхождении в СНГ ратифицировали парламенты Белоруссии, Казахстана, России, Украины, Таджикистана и Туркменистана в 1991 году. Грузия к Содружеству не присоединилась.
Позднее в Алмате-Ате 21 декабря 1991 года, по инициативе Н. Назарбаева состоялась встреча глав 11 бывших союзных республик: Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). На встрече была составлена декларация, в которой излагались цели и принципы СНГ.
Последними ратифицировали Алма-Атинскую декларацию Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.2
Таким образом, Алма-Атинская встреча и соглашение стали завершающими этапами преобразования бывших союзных республик в СССР в суверенные государства.
А тем временем, интеграционное объединение продолжило развиваться. Так, в период с 1991 года по 1995 год. В ходе встреч были подписаны соглашения, о перспективе Объединенного командования стратегическими ядерными силами и совместного контроля над оружием массового уничтожения, находившегося на вооружении бывшего СССР. Также, приняли решение о создании национальных армий во всех странах СНГ, подчиненных верховному командованию Союза. Достигнуто соглашение о разделении полномочий в военных вопросах. Теперь вооруженные силы СНГ должны были включать в свой состав стратегические силы и силы совместного назначения (миротворческие силы по образцу «голубых касок» ООН). Но это решение было признано только Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Россия, Таджикистана, Казахстан, Туркменистан, Узбекистана и Армения договорились о коллективной безопасности и военной взаимопомощи, а также о пограничном контроле.
Возникли противоречия в направлениях экономической политики, а именно относительно сохранения зоны рубля. Украина не присоединилась к подписанным соглашениям о создании совместного экономического суда и общей системы противоракетной обороны. Ряд республик вышли из рублевой зоны. Страны, сохранившие рубль, в качестве валюты: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Молдова, Узбекистан и Киргизия, договорились о проведении общей валютно-денежной политики под руководством российского Центробанка. При этом, не удалось договориться об образовании центрального Совета экономического сотрудничества, страны сошлись лишь в создании совещательного комитета по экономическим вопросам.
Организационный этап создания СНГ завершился 22 января 1993 года, в Минске, принятием основополагающего документа организации «Устав Содружества Независимых Государств.
Москва, май 1993 года, было принято решение о перспективах создания в рамках СНГ экономического союза по образцу Евросоюза. В августе того же года президенты России (Б.Н.Ельцин), Казахстана (Н.А.Назарбаев) и Узбекистана (И.А.Каримов) подписали в Москве соглашение, в котором предусматривалось образование экономического и валютного союза, открытого для присоединения других государств. Предполагалось сохранить рубль в качестве общей валюты. Но тем не менее, страны были не последовательны в своих действиях и в ноябре Казахстан, Узбекистан и Армения ввели собственные валюты.
Больше всего вопросов возникло с согласованием вопросов военной политики Содружества. Ряд государств (Азербайджан, Молдова, Туркмения, Узбекистан и Украина) не подписали соглашение о совместной охране внешних границ и общую конвенции о правах человека.
Беларусь, Казахстан и Россия договорились о создании таможенного союза, тем не менее не удалось добиться его расширения. 3
Так к началу 2000-х в СНГ фактически сложились два лагеря. С одной стороны, сторонники усиления интеграции (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан), которые в октябре 2000 преобразовали таможенный союз в Евразийское экономическое сообщество (в качестве наблюдателей к нему присоединились Армения, Молдова и Украина). В октябре 2005 о намерении вступить в сообщество заявил также Узбекистан. В 2002 Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали соглашение о создании Организации договора о коллективной безопасности.
С другой стороны, наметилось сближение между государствами, которые не желали интеграции с участием России. В октябре 1997 Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина образовали собственную группу для усиления взаимодействия в сфере торговли, экономики и транспортных сообщений, а также укрепления региональной безопасности. В апреле 1999 к ней присоединился Узбекистан. 4
Туркменистан в августе 2005 перешел от полного к ассоциированному членству в СНГ.
Создание СНГ имело своей целью не только политическую и экономическую интеграцию, что сближает сообщество с ЕС.
СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
По Уставу СНГ, выделяют некоторые сферы совместной деятельности государств членов Содружества: обеспечение прав и основных свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, а также таможенной политики, сотрудничество в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья и окружающей среды, вопросы социальной и миграционной политики, борьба с организованной преступностью , сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.5
Сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях, согласно Уставу, предполагалось по следующим направлениям:
– формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы
– координация социальной политики, разработка совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности в связи с проведением экономических реформ;
– развитие систем транспорта и связи, энергетических систем; координация кредитно-финансовой политики
– содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов
– поощрение и взаимная защита инвестиций
– содействие стандартизации и сертификации промышленной продукции и товаров
– правовая охрана интеллектуальной собственности
– содействие развитию общего информационного пространства
– осуществление совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций
– осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта
– заключение двусторонних и многосторонних договоров об оказании правовой помощи; сближение в сфере национального законодательства.