Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:52, курсовая работа
Цель данной работы состоит в выявлении перспектив развития СНГ и предусматривает выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть современное состояние СНГ.
2. Проанализировать организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ.
3. Проанализировать экономические отношения России со странами СНГ (на примере Белоруссии) и выявить перспективы развития.
Предполагается создать благоприятные условия для формирования среднего класса и снижения уровня бедности, определить точки экономического прорыва, создать систему государственной поддержки приоритетных направлений развития межгосударственного сотрудничества, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, субъектов хозяйственной деятельности, решить проблему неплатежей и обеспечения сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами – участниками СНГ. Следует разработать и принять комплекс действенных мер по ликвидации коррупции, существенному снижению уровня теневой экономики.
Этапы реализации Стратегии:
первый этап – 2009–2011 годы;
второй этап – 2012–2015 годы;
третий этап – 2016–2020 годы.
На первом этапе предполагается ускорение социально-экономического развития государств – участников СНГ на основе завершения формирования зоны свободной торговли и ее дальнейшего совершенствования в соответствии с нормами и правилами ВТО.Будут приниматься меры по обеспечению необходимых условий для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Планируется осуществить переход к активной поддержке экспорта по широкому спектру обрабатывающей и особенно наукоемкой продукции, сочетающейся с политикой регулирования доступа товаров и услуг на общий рынок СНГ, основанной на международных принципах справедливой конкуренции и стимулирования развития национального производителя.
Предполагается реализация и расширение конкурентных преимуществ, которыми обладает национальное хозяйство государств – участников СНГ в таких сферах, как энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов, а также создание институциональных условий, обеспечивающих на следующем этапе системный перевод экономики в режим инновационного развития.
С этой целью будет осуществляться содействие повышению конкурентоспособности промышленности; расширение взаимных инвестиций для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей, повышения трансграничной мобильности факторов производства; развитие устойчивых кооперационных связей в целях осуществления совместных проектов выхода на мировые рынки; структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования, других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность для населения качественных социальных услуг; развитие фундаментальной и прикладной науки, системы образования в государствах – участниках СНГ.
На втором этапе предполагается ускорение социально-экономического развития государств – участников СНГ путем формирования межгосударственного инновационного пространства на базе основных направлений долгосрочного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, межгосударственных целевых программ инновационного сотрудничества, межгосударственных отраслевых научно-технических программ, обеспечивающих активизацию научно-технической и инновационной деятельности, концентрацию финансовых и материальных ресурсов.
На третьем этапе предусматривается формирование регионального рынка нано- и пикоиндустрии, что будет способствовать сохранению и развитию наукоемких отраслей экономики, реализации научно-технического и образовательного потенциала государств – участников СНГ для обеспечения к 2020 году их ведущих позиций на мировом рынке по некоторым видам высокотехнологичной продукции. Предполагаются развитие в режиме инновационной социально ориентированной экономики, разработка новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной энергетики и использование альтернативных и возобновляемых видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем.17
Реализация Стратегии позволит: более полно использовать социально-экономический потенциал каждого государства – участника СНГ и Содружества в целом, расширить их равноправное, взаимовыгодное и многоплановое сотрудничество, устойчиво наращивать взаимные экономические связи; повысить конкурентоспособность экономики каждого государства – участника СНГ, противостоять рискам и угрозам финансовых кризисов; обеспечить выход на качественно новый уровень развития, усилить позиции государств – участников СНГ в мировой экономике, способствовать приближению уровня благосостояния граждан к стандартам развитых стран.
Осуществление Стратегии экономического развитии позволит государствам – участникам СНГ достичь следующих основных параметров:
– рост реального ВВП |
– в 2,4–2,7 раза; |
– рост объемов взаимной торговли |
– в 2,5–3 раза; |
– рост производительности труда |
– в 2,5–3 раза; |
– снижение энергоемкости единицы ВВП |
– на 70 %; |
– расходы на науку на конец периода, % к ВВП |
– 3–4; |
– расходы на образование на
конец периода, |
– 5–6; |
– расходы на здравоохранение
на конец периода, |
– 5–6; |
– увеличение доли государств – участников СНГ в мировой экономике |
– на 4,5–5 %; |
– рост реальных доходов на душу населения |
– в 3,3–3,7 раза; |
– децильный коэффициент доходов (соотношение 10 % богатого населения к 10 % бедного) |
– не более чем в 5 раз. |
Реализация Стратегии будет осуществляться посредством разработки планов по ее выполнению, в которых будут отражаться качественные особенности каждого этапа. По приоритетным направлениям экономического сотрудничества будут разрабатываться отдельные отраслевые (секторальные) программы.18
Комплексность запланированных мероприятий позволит максимально скоординировать деятельность государств – участников СНГ по обеспечению целенаправленных и согласованных действий по всем направлениям выполнения положений Стратегии.
Заключение.
Подводя итог работе, отметим, что образование Содружества Независимых Государств стало значимым событием последней четверти ХХ века. Прежде всего СНГ выполнило важнейшую историческую задачу становления суверенных независимых государств после распада СССР. В рамках СНГ новые государства впервые почувствовали себя самостоятельными в системе международных отношений.
В своем развитии СНГ уже преодолело примитивный сценарий «или интеграция, или дезинтеграция». Процессы, происходящие в Содружестве, имеют более сложный характер. Несмотря на неравномерность экономического развития, страны Содружество смогло сформировать институты и механизмы межгосударственного взаимодействия, создать основы рыночного хозяйства, преодолеть негативные тенденции 90-х годов.
На сегодняшний день сформировалось несколько подходов относительно будущего развития СНГ. В качестве одного из вариантов представляется, что развитая структура организации, опыт взаимодействия, сформированная правовая база и другие факторы при наличии определенных объективных и субъективных условий позволят СНГ достаточно быстро трансформироваться в эффективную межправительственной организации с высоким уровнем интеграции. Возможен также и вариант полного распада СНГ, сторонники этого варианта развития указывают в качестве начальной точки процесса 2008 г. Наиболее вероятен в среднесрочной перспективе вариант сохранения нынешнего состояния СНГ, формат взаимодействия в котором устаивает все страны. В целом же успехи СНГ как международного объединения напрямую зависят от прогресса государств-участников.
Одним из важнейших результатов сотрудничества стало подписание 18 октября 2011 года Договора о зоне свободной торговли, который отвечает современным экономическим реалиям и положениям ВТО, нацелен на дальнейшее сближение экономик стран СНГ, увеличение взаимного товарооборота, роста национальных производств и развития потенциала Содружества в целом.
Государства – участники СНГ приступили к реализации второго этапа Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, приоритетом которого является развитие инновационного сотрудничества.
Ключевой сферой взаимодействия государств - участников СНГ в 2012 году определено сотрудничество в области связи и информатизации. Эта тематика на данном этапе в полной мере отвечает содержанию Стратегии экономического развития СНГ.
По мере развития Содружества растет и активность его участников. В 2012 году председательство в уставных и других органах Содружества осуществляет Туркменистан. Государством подготовлена, принята и успешно реализуется Концепция председательства в СНГ, содержащая свыше 40 различных крупномасштабных мероприятий.
Достигнутые результаты и намеченные планы развития Содружества свидетельствуют о создании в его рамках устойчивой платформы, на базе которой государства - участники способны развивать и успешно реализуют многоплановые совместные проекты.
СНГ вносит весомый вклад в развитие процессов формирования Евразийского союза, заложив основы для формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Такой союз способен принести серьезную выгоду его участникам: повысить конкурентоспособность национальных экономик и снизить их сырьевую зависимость, расширить круг торговых партнеров.
Список использованной литературы.
1 . Андрианов В. Актуальные проблемы
и перспективы торгово-
2. Арцишевский Л. Экономическая интеграция стран СНГ: проблемы и решения / Л.Арцишевский, Н.Промский // Экономист. - 2001. - N 9.
3. Белорусский журнал международного
права и международных отношений. 2002, №
1
Консультативный Совет по
труду, миграции и социальной защите населения
государств-участников
4.Бляхман Л. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия // Рос. экон. журн.
5. Бляхман Л.С., Кротов, М.И. Структурные
реформы и экономическая
6 . Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств. М., 2002
7. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В., Пшенко К.А. Международное гуманитарное взаимодействие и Содружество Независимых Государств. СПб., 2005
8. Гагут Л.Д. СНГ: новый путь развития в ХХI веке. М., 2000
9. Гринберг Р. Десятилетие эволюции
и перспективы
10. Дробышевский С.М., Полевой Д.И.
Проблемы создания единой
11. Евстигнеев В. Таможенная интеграция
в СНГ как пример
12. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 286 с.
13. Зиядуллаев Н. СНГ: опыт и итоги десятилетия // Свободная мысль - XXI. - 2002. - N 4. - С.49-62 и др.
14. Исингарин Н.. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. — СПб.: Паллада—медиа, 2001. — 393 с.
15. Кеженов, А. Б. Организационно-правовой
механизм деятельности
16. Книжные культуры стран СНГ
и Балтии. Прошлое и настоящее:
Н. А. Селиверстова — Санкт-
17. Комментарий к Федеральному закону "Об отходах производства и потребления": М. В. Пономарев, Н. В. Кичигин, Н. А. Енисейская — Москва, Деловой двор, 2009 г.- 232 с.
18.Коротченя И.М. Экономический союз суверенных государств: стратегия и тактика становления. — СПб, 2005. — 203 с
19. Красинец Е.С. Страны Восточной Европы и СНГ на рубеже веков: перемены в динамике, структуре и миграции населения.// Народонаселение. - М., 2002. - №3.
20. Лазутова М.Н., Селезнева Н.А., Субетто А.И. Сравнительный анализ законов об образовании государств-участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии. М., 2000
21. Мантусов В.Б. СНГ: экономическая интеграция или развод? Перспективы, особенности, проблемы.-М.:Научная книга, 2001.
22. Мантусов В.Б., Мишаков С.С. Страны СНГ в ВТО: процесс
вступления, проблемы, перспективы. М.,
2004
23. Международные экономические отношения
/Под ред. В.Е.Рыбалкина. - пятое изд.-М.:
ЮНИТИ, 2004, с.387-388.
24. Международное гуманитарное взаимодействие и Содружество Независимых Государств. В документах и материалах: Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева, К. А. Пшенко — Москва, Бельведер, 2005 г.- 256 с.
25. Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. —М.: Юрист, 1997.
26. Моисеев Е.Г. Правовой статус
Содружества Независимых
27. Об основных направлениях
развития Содружества
28 .Прокуратура в странах СНГ. Правовой статус, функции, полномочия: С. П. Щерба, Т. А. Решетникова, О. А. Зайцев — Санкт-Петербург, Экзамен, 2007 г.- 560 с.
29. Пустогаров В.В. СНГ – международная
региональная организация. – В
сб.: Российский Ежегодник
30. Сергеев В.П. Экономический союз стран СНГ: проблемы и пути формирования. — М.: ИНИОН РАН, 2004. — 51 с.
31. Содружество Независимых
32. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года Утверждена Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств- 2008 г