Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:52, курсовая работа
Цель данной работы состоит в выявлении перспектив развития СНГ и предусматривает выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть современное состояние СНГ.
2. Проанализировать организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ.
3. Проанализировать экономические отношения России со странами СНГ (на примере Белоруссии) и выявить перспективы развития.
Активно развиваются российско-белорусские торгово-экономические связи.
Доля России в общем товарообороте Белоруссии составляет на данный момент 48,9% . В 2011 г. объем взаимного товарооборота составил 38,6 млрд. долл., увеличившись на 37,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (по итогам 2010 г. он составил 27,9 млрд. долл., в 2009 г. - 23,4 млрд. долл., в 2008 г. - 34,2 млрд. долл.). При этом, российские поставки в Белоруссию возросли на 37,8% (24,9 млрд. долл.), а белорусские в Россию - на 37,5% (13,7 млрд. долл.). В российском экспорте в Белоруссию преобладают энергоресурсы и товары сырьевой группы, в импорте из Белоруссии машиностроительная продукция, оборудование, продовольственные товары.
Начиная с 2012 г. условия экономического сотрудничества, включая поставки энергоносителей, определяются с учетом формирования Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Так, цена на российский газ для Белоруссии в 2012 г. составляет 165,6 долл. за 1 тыс. куб. м..
Для поддержки белорусской экономики и стабилизации социально-экономического положения в Белоруссии, в условиях поэтапного перехода на рыночные принципы в двустороннем торговом сотрудничестве, Россия предоставила Минску льготные государственные кредиты в размере 1,5 млрд. долл. в декабре 2007 г., 1 млрд. долл. в ноябре 2008 г. и 500 млн. долл. в марте 2009 г. В 2011 г. Белоруссии были предоставлены первые два транша стабилизационного кредита в 1240 млн. долл. из Антикризисного фонда.10
Одним из важных направлений интеграционного взаимодействия является реализация порядка 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование частично осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2012 г. установлен в 4,87 млрд. российских рублей (взнос России 65%, Белоруссии - 35%). Порядка 40% союзных средств направляется на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, развитие промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, связи, информатики, 26% - на цели военно-технического сотрудничества, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, 17% - на социальную политику, здравоохранение и физическую культур, экологию, образование, культуру и СМИ.
Большую роль в российско-белорусских отношениях играет активно развивающееся межрегиональное сотрудничество. Все 6 белорусских областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации, среди которых наибольшую активность проявляют Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская, Смоленская, Нижегородская области, Татарстан.
Системный и многоплановый характер имеет внешнеполитическое взаимодействие. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства. Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью11
В социальной сфере работа ведется в соответствии с Договором о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. Важным шагом в его реализации стало создание равных возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, обеспечение одинаковых имущественных прав граждан двух стран. Эта работа существенно активизировалась после вступления в силу подписанного в январе 2006 г. пакета соглашений по обеспечению равенства прав российских граждан в Белоруссии и белорусских граждан в России, в частности, в сфере здравоохранения, социального обеспечения и налогообложения.
Сегодня в составе импорта в Россию из Беларуси преобладают машины, оборудование и транспортные средства (35,0%), продовольственные товары и сельхоз. сырье (27,9%), а также продукция химической промышленности, текстиль, металлы и изделия из них (18,9%).
В основе российского экспорта в Беларусь преобладают товары минерально-сырьевой группы: нефть сырая и газ природный (52,2%). 27,0% занимает продукция химической промышленности, металлы, машины и оборудование. Многие эксперты отмечают существование еще нереализованного потенциала для дальнейшего увеличения взаимного товарооборота.
Республика Беларусь в 2013 году экспортирует в основном молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, автомобили грузовые, тракторы и седельные тягачи, технику для уборки сельскохозяйственных культур, шины, мебель и части для нее, части и оборудование для автомобилей и тракторов, прутки из углеродистой стали, импортирует нефть, природный газ, нефтепродукты, отходы и лом черных металлов, прокат стали, удобрения, двигатели внутреннего сгорания, трубы и трубки из черных металлов, электроэнергию, каучук синтетический.
В экспорте Беларуси возросли поставки автомобилей грузовых в 1,6 раза в стоимостном выражении и в 1,9 раза в физическом, тракторов и седельных тягачей - в 2,4 раза в стоимостном выражении при росте физических объемов в 2 раза, прутков из углеродистой стали - в 2 раза в стоимостном выражении при росте физических объемов в 1,5 раза.
Существенно возросли стоимостные объемы импорта электроэнергии нефтепродуктов (в 5,1 раза), проводов изолированных, кабелей (в 1,8 раза).
Второе полугодие 2011 года продолжило активную динамику роста взаимной торговли: по данным Белстата, за январь-июль 2011 г. товарооборот составил 21 046,9 млн долларов, в том числе экспорт - 7 544,1 млн долларов, импорт - 13 502,8 млн долларов. Стоимостной объем экспорта по сравнению с январем-июлем 2011 г. из расчета в текущих ценах увеличился на 43,1%, или на 2 273,7 млн долларов, импорта - на 42,4%, или на 4 023,3 млн долларов.
Средние цены на экспортированные товары возросли на 18,4%, на импортированные - на 17,5%. Товарная масса экспорта увеличилась на 20,9%, физический объем импорта возрос на 21,2%.Отрицательное сальдо внешнеторговых операций Республики Беларусь с Российской Федерацией в январе-июле 2011 г. увеличилось и составило 5 958,7 млн долларов.12
Из общего объема экспорта Республики Беларусь в январе-июле 2011 г. на долю России приходилось 34,4%, остальных стран СНГ - 13,6%, стран ЕС - 39,2%, остальных стран - 12,8%. Импорт из России в Беларусь составил 51,4% общего объема импорта, остальных стран СНГ - 7%, стран ЕС - 18,3%, остальных стран - 23,3%.
Основной торговый партнер республики - Россия - 43,7% от всего объема товарооборота республики.
Развитие экономического сотрудничества с Республикой Беларусь является приоритетной сферой внешнеэкономической политики России. То же самое можно сказать и о Беларуси: сегодня примерно половина ее внешнеторгового оборота приходится на РФ.
В политическом и экономическом аспектах, национальным интересами России является сохранение и укрепление СНГ, расширение рынка сбыта Российской продукции обрабатывающей промышленности, неконкурентоспособной на мировых рынках. СНГ является важнейшим фактором диверсификации отечественной экономики, преодоления её топливно-сырьевой ориентации.
Перед СНГ остро встают вопросы определения места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения Содружества в региональное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.
Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает примерно 4,4 % мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20 % мировых запасов нефти, 40 % природного газа, 25 % угля, 10 % производства электроэнергии, 25 % мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств – участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.
Имеющийся значительный потенциал является достаточной основой для увеличения объемов производства, обеспечения экономической устойчивости и повышения благосостояния граждан государств – участников СНГ.
Ряд проблем в течение прошедших лет не получил приемлемого разрешения для всех государств – участников СНГ.В рамках Содружества пока не удалось сформировать общее экономическое пространство на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Объемы и темпы роста инвестиций недостаточны для обеспечения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе. Низки затраты на инновации, вследствие чего многие выпускаемые товары неконкурентоспособны на мировом рынке. Сохраняется необходимость проведения ряда взаимосогласованных институциональных и структурных реформ в целях совершенствования рыночных инфраструктуры и механизмов.13
Значительный потенциал трансформации национальных экономик, повышения их конкурентоспособности заложен в Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 г., также принятой на заседании Совета глав правительств 18 октября 2011 года. Ее реализация позволит заметно снизить энергоемкость ВВП, увеличить долю стран СНГ в мировой экономике, обеспечить рост производительности труда.
Необходимым условием успешного
развития Содружества является последовательное
формирование общего информационного
пространства, расширение межгосударственного
информационного обмена, создание
и развитие информационно-
Движение в направлении консолидации, интегрирования экономического пространства СНГ может быть обеспечено через развитие многосторонних форматов торгово-экономического сотрудничества в тех сферах, где для этого имеются необходимые предпосылки. Предпочтительным является вариант плавной и поэтапной экономической интеграции государств Содружества, предусматривающий создание эффективных механизмов гармонизации процессов разноуровневой и разноскоростной интеграции, позволяющий странам-участницам сохранить национальную идентичность (национальные особенности), в том числе в хозяйственной сфере, однако при этом, в случае взаимной заинтересованности, достичь глубокой степени интеграции в рамках отраслевых (секторальных) форматов.14
Первым и очень важным шагом на этом пути, центральным элементом новой проинтеграционной конфигурации Содружества является обеспечение полноценного функционирования многосторонней зоны свободной торговли (МЗСТ) СНГ, закладывающей основу для восстановления экономической целостности постсоветского пространства и позволяющей сократить увеличивающийся разрыв в темпах интеграции в рамках ТС-ЕЭП и в масштабе всего СНГ. Многосторонняя зона свободной торговли, базирующаяся на международных нормах и правилах и открытая для участия третьих стран, создаст дополнительные стимулы для вну-10 Российский внешнеэкономический вестник 10 – 2011 Международная экономическая интеграция три региональной торговли и благоприятные условия для развития сотрудничества в более широком евразийском контексте. С момента создания МЗСТ, как отмечалось выше, появятся предпосылки для развития СНГ как торгового блока, что со временем позволит начать позиционировать пространство Содружества в мировой экономике и торговой политике как формирующуюся целостную конструкцию.
Формирование общего (интегрированного) экономического пространства (ОЭП), в рамках которого осуществляется свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, является главной задачей развития интеграционных процессов в СНГ. В дополнение к созданию МЗСТ необходимы последовательные шаги по либерализации других сфер экономического сотрудничества, обеспечению равных условий конкуренции для участников ОЭП. Нормативный блок формирования ОЭП СНГ, предполагающий создание системы горизонтальных (одинаковых для всех участников) обязательств в ключевых сферах взаимодействия, должен быть подкреплен проектным блоком, включающим комплекс конкретных совместных программ и проектов в наиболее значимых секторах (отраслях) сотрудничества, которые фиксировали бы практические результаты интеграционного процесса. При формировании ОЭП СНГ должна достигаться его совместимость с ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана путем учета и, по возможности, переноса на пространство Содружества элементов нормативной правовой базы ЕЭП. На практике в результате параллельного формирования двух экономических пространств – опережающего в случае стран – участниц Таможенного союза и более медленного в формате всего СНГ – нормы ЕЭП, как минимум, будут служить ориентиром для ОЭП СНГ.
Принципиальный вопрос в контексте геоэкономического и торгово-политического позиционирования пространства СНГ заключается в том, останется ли оно только региональным образованием со всеми вытекающими отсюда конкурентными и изоляционистскими рисками или же станет влиятельной силой в глобальном масштабе. В этом плане очень важны шаги, направленные на расширение и углубление сотрудничества с Евросоюзом на принципах свободной торговли и сближения систем регулирования, начало практической реализации проекта формирования общего евразийского экономического пространства от Атлантики до Тихого океана (с участием Таможенного союза, других стран СНГ, ЕС, ЕАСТ, возможно других государств).
Сближение стран СНГ с Евросоюзом предопределено историческими, культурными, экономическими и геополитическими факторами. И СНГ, и ЕС предстоит воплотить масштабные планы модернизации и инновационного обновления экономик, чтобы сократить растущее отставание от Североамериканского и Восточноазиатского центров силы. И в этом плане СНГ и ЕС естественным образом формируют партнерство для модернизации и вполне могут выступить как интеграционные партнеры. Хотя, конечно, сохраняются серьезные различия между СНГ и ЕС по уровню технологического развития, способности генерировать и внедрять инновации.15
Экономическая политика государств – участников СНГ в ближайшие годы будет ориентирована на развитие внутреннего рынка и защиту отечественных товаропроизводителей и потребителей, на более полное использование существующих и вновь создаваемых производственных мощностей. В связи с этим необходимо обеспечить сближение национального законодательства, правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих субъектов, применение единых для всех государств – участников СНГ технологических стандартов и норм по охране окружающей среды.16