Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:52, курсовая работа
Цель данной работы состоит в выявлении перспектив развития СНГ и предусматривает выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть современное состояние СНГ.
2. Проанализировать организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ.
3. Проанализировать экономические отношения России со странами СНГ (на примере Белоруссии) и выявить перспективы развития.
В области коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества выдвигаются следующие задачи6:
– согласование политики в сфере международной безопасности, разоружения и контроля за вооружениями, а также политики строительства вооруженных сил
– поддержание безопасности в Содружестве, в т.ч. с помощью групп военных наблюдателей и коллективных миротворческих сил;
– организация взаимных консультаций с целью координации позиций государств СНГ в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру; принятие мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование вооруженных сил;
– координация деятельности пограничных войск и других служб, осуществляющих контроль за безопасностью внешних границ государств СНГ
– принятие мер по разрешению споров и конфликтов между государствами СНГ
– сотрудничество в области борьбы с преступностью и терроризмом.
7 октября 2002 Армения, Беларусь,
Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан
подписали хартию о создании
Организации договора о
Основными межгосударственными соглашениями, регулирующими сотрудничество между странами СНГ в военно-политической сфере и области безопасности являются: «Программа военно-технического сотрудничества государств-участников СНГ» (7 октября 2002); «Программа сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ» (16 сентября 2004); «Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью» (16 сентября 2004).
На встрече в верхах стран СНГ в августе 2005 в Казани были одобрены новые документы, регулирующие сотрудничество между государствами Содружества в данной сфере: «Концепция военного сотрудничества до 2010», «Концепция согласованной пограничной политики», «Программа сотрудничества в противодействии незаконной миграции на 2006–2008», «Программа сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005–2007».7
Глава 2. Современное состояние и основные проблемы СНГ.
2.1.
Региональные экономические
В настоящее время, наряду с развитием многостороннего и двухстороннего сотрудничества, реально приемлемой и действующей для стран Содружества стала так называемая разноуровневая и разноскоростная интеграция, когда каждое суверенное государство самостоятельно определяет, в каких из направлений интеграции или в отдельных направлениях интеграции оно готово участвовать и в каком объеме. При этом сроки перехода от этапа к этапу каждое государство участник устанавливает самостоятельно.
Так на базе СНГ успели сформироваться региональные объединения и содружество стало несколько фрагментированным.
Фрагментации способствуют некоторые документы содружества, которые не определяют конкретных целей интеграции и практически не налагают на участников этого объединения далеко идущих обязательств. Любой участник СНГ может заявить о своей незаинтересованности того или иного вопроса, не обязан выполнять уже достигнутые договоренности , так как отсутствуют действенные механизмы контроля и ответственности за выполнение принятых соглашений. В связи с этими обстоятельствами можно понять стремление отдельных государств к тесному сотрудничеству в более узком по своему составу формате интеграционного воздействия.
Примером
таких объединений могут
Союзное государство Беларуси и России.
Формирование регионального объединения двух государств – сначало в форме Сообщества, потом Союза, а затем и Союзного государства Беларуси и России – началось в апреле 1996 года. Союзное государство вначале задумывалось, как более амбициозный проект, чем просто экономическая интеграция. Он должен был стать моделью всестороннего сотрудничества бывших советских республик. Сейчас следует признать, что интеграционный проект явно не совсем сложился. Проблема здесь в том, что принцип «одна страна – один голос» на котором настаивает Беларусь, абсолютно не приемлем для России. Любой другой вариант не устраивает Беларусь, так как в другом случае её голос будет исключительно совещательным. Сейчас становится очевидным, что реализация Договора о создании Союзного государства, принятого в 1999г изначально была нереальна. Но, это не значит, что между государствами не может быть самых тесных отношений в разных сферах взаимодействия. Сейчас «центр тяжести» в интеграционном взаимодействии переместился на иную площадку. Это экономическое сотрудничество в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси.
Евразийское экономическое сообщество начало формироваться в 1995 году с подписания Соглашения о Таможенном союзе между Россией, Беларусью и Казахстаном. В 1996 году к ним присоединился Кыргызстан. С подписанием в феврале 1999 года Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве сюда вошел Таджикистан.
За много лет существования таможенный союз пяти государств ни с организационно-правовой, ни с торгово-экономической точек зрения таковым так и не стал. Так и не было завершено формирование таможенной территории с общими внешними границами и единой системой управления, сохранялись существенные ограничения в режиме свободной торговли, не был согласован перечень товаров, не входивших в этот режим, не было четкой синхронизации в устранении тарифных и нетарифных ограничений.
Члены Таможенного союза практически не координировали внешнеэкономическую политику и экспортно-импортные операции в отношении третьих стран, отсутствовала система коллективных мер защиты их экономических интересов. Оставалось неунифицированным внешнеторговое, таможенное, валютно-финансовое, налоговое и другие виды законодательств его участников.
В 2000г Россия выступила с инициативой по созданию на базе Таможенного союза полноценной межгосударственной экономической организации с четкой структурой и эффективно действующими интеграционными механизмами. Участники договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве согласились с концепцией создания такой международной организации, в рамках которой государства могли бы эффективно сотрудничать, постепенно продвигаться к более высоким ступеням интеграции.
В октябре 2000 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В 2006 г. В организацию был принят Узбекистан, а в 2008 г. Узбекистан приостановил свое членство в сообществе. Статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Армения, Молдова и Украина.
ЕврАзЭС создавался для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Это, прежде всего, развитие торгово-экономического сотрудничества, завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования, установления общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки, создание унифицированной системы таможенного регулирования и общей платежной системы, формирование общего энергетического рынка.
В заключении, следует отметить, что за годы существования сообщества продвижение в формировании Таможенного союза и Единого экономического пространства были незначительны. Например, в торговле Беларуси с государствами содружества доли Кыргызстана и Таджикистана в последние годы составляли менее 1%. Очевидно, что о реальной экономической интеграции в рамках этого регионального объединения государств, при таком уровне хозяйственного сотрудничества говорить не приходится.
Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС).
В апреле 1994 г. Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан заключили договор о создании единого экономического пространства. В марте 1998 г.к договору присоединился Таджикистан. С июля 1998 г. Это объединение официально именовалось Центрально-Азиатское экономическое сообщество. Это было первое экономическое объединение стран Центральной Азии. В феврале 2002 г. Она была переименована в Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС).
В октябре 2004 г. к ЦАС присоединилась Россия, которой отводилась ключевая роль к качестве инвестиционного донора и посредника в разрешении конфликтных ситуаций.
В октябре 2005 г. в связи с вступлением Узбекистана в ЕврАзЭс было принято решение подготовить документы для создания объединенной организации ЦАС-ЕврАзЭС, что фактически означало упразднение ЦАС.
К сожалению, в рамках этой организации так и не удалось реализовать ни одного значительного проекта по формированию общего рынка стран Центрально-Азиатского региона, созданию водно-энергетического консорциума по использованию трансграничных водных ресурсов, добыче и переработке минерального сырья и прочее.
Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ.
Членами этой организации являются с 1997 г. Украина, Азербайджан, Молдова, Грузия. Они подписали договор о готовности прилагать усилия для развития политического и экономического сотрудничества и высказались за необходимость принятия совместных мер, направленных на интеграцию в структуры ЕС. Название организация получила по главным буквам стран участниц. С 1999 по 2005 гг. членом организации был Узбекистан.
Согласно Уставу, основными целями ГУАМ заявлены : учреждение демократических ценностей, обеспечение верховенства права и уважение прав человека, укрепление международной и региональной безопасности и стабильности, углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества, развитие социально-экономического, транспортного, энергетического и гуманитарного потенциала сторон. Стратегическое партнерство в рамках этой организации, наряду с геополитическими дает определенные экономические выгоды. Так, координация торгово-экономического сотрудничества в рамках ГУАМ позволяет Азербайджану обрести постоянных потребителей нефти и удобрений маршрут для ее экспорта по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Грузия, Украина, Молдова получают доступ к альтернативным источникам энергоресурсов и становятся важным звеном в их транзите в страны Европейского союза.
Как и все другие региональные объединения государств Содружества, ГУАМ не противостоит СНГ, но преследует свои, несколько иные цели. Также эта организация нередко выступает с позиций общих подходов и направлений реформирования структур Содружества.
По сути, создание ГУАМ стало вполне закономерным результатом того, что его участники не смогли реализовать свои проекты в сфере экономики в формате СНГ или других региональных объединений Содружества и в большей мере связывают свое будущее с интеграцией в европейские экономические структуры.
Формирование региональных объединений государств Содружества не должно становится поводом для возникновения разделительных линий на пространстве СНГ, порождать дублирование и параллелизм в работе структур, а подчас и имитацию активной интеграционной деятельности.
Анализ основных целей и задач региональных объединений государств Содружества свидетельствует о совпадении их круга интересов во многих сферах интеграционного взаимодействия. В связи с этим необходимо выработать эффективную модель взаимодействия СНГ с другими региональными объединениями Содружества, позволяющими исключить дублирование в работе созданных межгосударственных и межправительственных органов отраслевого сотрудничества, в разработке межгосударственных проектов и программ.
Вместе с тем наблюдается тенденция к постепенному «размыванию» СНГ на второй план по отношению к другим региональным объединениям Содружества. Но, не смотря на это Пространство СНГ по-прежнему остается зоной реализации жизненно важных интересов не только для России, но и для других государств Содружества.8
2.2 Экономические отношения между Россией и Белоруссией.
Российско-белорусские отношения носят характер союзного сотрудничества. 8 декабря 1999 г. подписаны Договор о создании Союзного государства и Программа действий по реализации его положений, которыми были определены основные направления и этапы двусторонней интеграции, включая формирование единого таможенного и экономического пространства, углубление взаимодействия в гуманитарной области, в сферах внешней политики, обороны и безопасности. .
Принципиально новым шагом в дальнейшем развитии интеграционного взаимодействия стало формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана и достигнутая договоренность о запуске работы по созданию к 2015 году Евразийского экономического союза.
Сегодня в отношениях между Россией и Белоруссией действует фактически единое миграционное пространство, обеспечивается условия взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля.9 Граждане двух стран имеют возможность находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 30 дней. Ведется работа по гармонизации законодательства в экономической сфере, в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, валютного регулирования. Тесное взаимодействие осуществляется в вопросах внешней политики, военного и военно-технического сотрудничества, обеспечения коллективной безопасности.