Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 06:42, курсовая работа
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось,что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже и увеличились.
Введение........................................................................................................... 2
1. Основные понятия..................................................................................... 3
2. Принципы и проблемы использования человеческого потенциала в организации 5
2.1. Взаимодействие человека и организации............................................ 6
2.2. Процесс вхождения человека в организацию..................................... 8
2.3. Личностные основы поведения человека в организации................... 9
2.4. Взаимодействие индивида и группы................................................. 10
2.5. Изменение поведения человека в процессе адаптации...................... 12
2.6. Стратегическое планирование персонала.......................................... 14
3. Предложения по решению проблем в использовании человеческих ресурсов для ОАО «АЛПИ-сити».............................................................................................. 16
Практическая часть........................................................................................ 18
Заключение..................................................................................................... 24
Список использованной литературы............................................................. 25
Приложения.................................................................................................... 26
В нашей организации ситуация обстоит как раз наоборот. Если управленческий персонал еще воспринимается, как группа индивидов, имеющих сови личностные особенности, то рядовой персонал (кассиры, грузчики, менеджеры торговых залов, мерчендайзеры и т.п.) воспринимаются именно как кадры, состав которых постоянно меняется.
Важными для эффективного управления и установления хороших отношений в коллективе являются три типа расположения:
• удовлетворенность работой;
• увлеченность работой;
• приверженность организации.
То, насколько у работников развиты эти расположения, существенно определяет результаты их труда, количество прогулов,текучесть кадров и т.п. в нашей ситуации у работников сети гипермаркетов «АЛПИ»на данный момент эти условия не наблюдаются.
2.4. Взаимодействие индивида и группы
Не существует канонизированного определения малой группы, так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко принят достаточно общий, устоявшийся взгляд на малую группу (далее всегда термин «группа» будет употребляться в этом смысле):
Малая группа — это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти),находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает неким групповым потенциалом либо же групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.
Особенности группы
Характерными особенностями группы являются следующие.
1. Члены группы идентифицируют
себя и свои действия с
2. Взаимодействие между
членами группы носит характер
непосредственных контактов,
3. В группе наряду с
формальным распределением
Эти и другие роли группового
поведения люди выполняют в соответствии
с их способностями и внутренним
призванием.Поэтому в хорошо функционирующих
группах обычно создаются возможности
для того,чтобы человек мог
вести себя в соответствии со своими
способностями к групповым
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют большое значение для организации и оказывают существенное влияние на членов организации.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции,как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций, обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальная группа может оказывать на своего члена влияние, равное или даже большее, чем формальные структуры [1, 5,].
Как уже говорилось ранее,
процесс вхождения человека в
организацию в определённой степени
зависит от общения с другими
работниками организации, от взаимодействия
с теми самыми группами, которые
описаны выше. В условиях огромных
торговых площадей и большого количества
занятого на них персонала процесс
образования неформальных малых
групп значительно
2.5. Изменение поведения человека в процессе адаптации
Одним из основных результатов взаимодействия человека и организации является то, что человек, анализируя и оценивая результаты своего труда в организации, вскрывая причины успехов и неуспехов во взаимодействии с организационным окружением, анализируя опыт и поведение своих коллег, задумываясь над советами и рекомендациями начальства и сослуживцев, делает для себя определенные выводы, которые в той или иной мере сказываются на его поведении, приводят к изменению его поведения с целью адаптации к организации, с целью достижения лучшего взаимодействия с организационным окружением.
Очевидно, что восприятие и оценка своего опыта, а также процесс адаптации к условиям и требованиям организационного окружения во многом носят индивидуальный характер. В одной и той же среде люди ведут себя по-разному. У человека как бы имеется две степени свободы в построении своего поведения в организации. С одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой — он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию.В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти главные составляющие основы поведения, может быть выделено четыре предельных типа поведения человека в организации:
Первый тип: полностью принимаются ценности и нормы поведения. В этом случае человек старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль полностью в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения.Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Такой тип поведения можно охарактеризовать как поведение преданного и дисциплинированного члена организации.
Второй тип: человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Такого человека можно охарактеризовать как приспособленца. Он делает все правильно и по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, тем не менее может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, которые могут противоречить интересам организации, но соответствовать его собственным интересам. Например, такой человек с готовностью будет участвовать в забастовке, для того чтобы добиться повышения заработной платы.
Третий тип: человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством, он выглядит оригиналом. Однако если организация может позволить себе отказаться от устоявшихся норм поведения применительно к отдельным ее членам и дать им свободу в выборе форм поведения, они могут найти свое место в организации и приносить ей пользу.
Четвертый тип: индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый бунтарь,который все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Было бы неверно считать, что такой тип поведения абсолютно неприемлем в организации, и люди, ведущие себя таким образом, не нужны организации. Однако в большинстве случаев «бунтари» порождают множество проблем, которые существенно усложняют жизнь организации и даже наносят ей большой ущерб[4, 6].
В случае с «АЛПИ» среди
персонала в основном наблюдаются
представители второго и
2.6. Стратегическое планирование персонала
Термин «планирование персонала» включает в себя все проблемы сферы персонала, которые могут возникнуть в будущем. Это целевое планирование, во-первых, потребностей в области персонала, во-вторых, мероприятий, которые должны проводиться для его создания, развития, сохранения, оплаты, а также для высвобождения.
Планирование персонала как одна из важнейших функций управления персоналом состоит в количественном, качественном, временном и пространственном определении потребности в персонале, необходимом для достижения целей организации. Планирование персонала нужно рассматривать во взаимосвязи с планированием кадрового потенциала организации и планированием карьеры ее сотрудников [3].
В процессе планирования действуют принципы:
§ оценки работы персонала - чем точнее сформулированы ожидаемые результаты, тем точнее можно оценить сотрудников;
§ открытого соревнования - чем больше организация стремиться к успеху, тем активнее она будет поощрять открытое соревнование между кандидатами на должности;
§ непрерывного обучения и
совершенствования кадрового
§ преемственности кадров.
Необходимость планируемой, целенаправленной политики в области персонала обусловлена тем, что не в любое время можно найти сотрудников с необходимыми знаниями и навыками, а излишний персонал невозможно использовать с полной отдачей.
Целью планирования персонала
является кратко-, средне- и долгосрочное
определение его
- мотивация производительности;
- развитие у сотрудников
производственных навыков
- обеспечение совестной
работы при помощи
В планировании персонала может быть выделено 3 направления (приложения,рисунок 1).
Структурно определенное
направление - планирование в рамках
основанного на разделении производственного
процесса; определяются основные положения
по применению рабочей силы. Прежде
всего речь идет о том, как образуются
отдельные места, какие поступают
заявки на отдельного сотрудника и
как достигается
Индивидуальное планирование
- принимается во внимание не общность
или группа, а отдельный сотрудник.
Такое планирование является необходимым
в связи с тем, что, во-первых ,
сотрудник в противоположность
машине не является статичным,а развивается
благодаря получению
Коллективное планирование - на первый план выдвигаются не отдельный член коллектива, а все сотрудники либо их отдельные группы.
Все элементы стратегического плана взаимосвязаны и нередко выполняют двойную или тройную функцию, несмотря на то, что могут быть расположены в различных его разделах. Так, например, планирование карьеры может и должно одновременно присутствовать и в мотивации и в аттестации, и в формировании системы привлечения кадров, и в планах усовершенствования организационно-штатной структуры, и в корпоративной культуре, и в формировании кадрового резерва.
Что касается «АЛПИ», на данный момент система стратегического планирования персонала развита катастрофически слабо. Нет четко разработанного и корректируемого стратегического плана.
Информация о работе Стратегическое использование человеческого потенциала