Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:46, курсовая работа
Итак, актуальность вопроса заставила нас поставить следующую цель работы – рассмотреть пример применения стратегического планирования на российском предприятии. Объектом анализа выбрана одна из ведущих ВИНК ОАО Сургутнефтегаз, предметом изучения являются особенности стратегического планирования на данном предприятии. Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
Проанализировать современное состояние, историю и некоторые показатели деятельности ОАО Сургутнефтегаз.
Провести анализ миссии и стратегических целей компании.
Провести стратегический анализ, используя технологию SWOT-анализа
Осуществить стратегический выбор альтернатив развития
Анализ показывает, что рост основных показателей был прерван кризисом 2008 года – в 2009 году снизилась основная часть показателей. В среднем снижение незначительное, при этом вырос, например, показатель разведочного бурения на 8 %. Этот факт хорошо характеризует долгосрочную политику Компании, так как в среднем по России показатель разведочного бурения снизился на 45,5 % ввиду больших рисков и высокой инерционности геологоразведочных работ. При этом доля Сургутнефтегаза в общероссийском показателе составила почти 40%, что кратно превышает его долю в добыче углеводородов. Сургутнефтегаз активно занимается геолого-разведкой ввиду относительно небольшой обеспеченности запасами, наличия собственных геологоразведочных предприятий и необходимости загрузки их мощностей, а также в целях поддержки имиджа одной из самых добросовестных и социально ответственных добывающих компаний.
По таблице виден отмеченный в предыдущей части дисбаланс в соотношении upstream и downstream: доля Компании в добыче составила 12%, тогда как в переработке менее 9 %. При этом компания занимает лидирующие места по показателям бурения, кроме того, по отношению к другим ВИНК у Сургутнефтегаза самый низкий показатель неработающего фонда скважин, а утилизация попутного газа составляет 97%, тогда как в среднем по отрасли – 77 %. Лидерство в операционных показателях способствует формированию имиджа Сургутнефтегаза как добросовестного недропользователя и стало одним из оснований, в частности, для передачи на бесконкурсной основе в разработку Талаканского месторождения в 2003 г.
Такой подход формирует устойчивые позиции компании в долгосрочной перспективе, что несколько снижает финансовые показатели и вызывает недовольство акционеров. Компания также неоднократно подвергалась критике за своё недружелюбное отношение к миноритарным акционерам: хотя «Сургутнефтегаз» котируется на бирже, рост курсовой стоимости акций и дивидендов не входит в число задач менеджмента компании. Указывается на тот факт, что в то время как среднесуточная добыча компании упала за 2007—2009 годы на 10 %, менеджмент компании держит существенные финансовые ресурсы, сравнимые с размером годовой выручки (523,6 млрд руб. или $17,3 млрд на конец 2009 года) на депозитах.
Данное поведение выделяет Сургутнефтегаз из общих тенденций, формирует образ консервативной структуры, нацеленной на долгосрочное развитие и стремящейся обеспечить свое будущее реальными активами. Необходимо отметить также, что в процессе формирования Компания, в отличии от всех остальных компаний отрасли, нем стремилась к привлечению внешнего инвестора, а концентрировала основную часть акций у своих дочерних предприятий, это способствовало самостоятельному и независимому развитию Компании.
Понятие миссии стало особенно популярно в последнее десятилетие и практически 90 % компаний в мире сформировали свои миссии и стратегические цели. Российские компании также вынуждены включаться в этот процесс вследствие работы с иностранными компаниями, однако пока процесс несколько отстает от общемирового уровня. Так, миссия и стратегические цели ОАО Сургутнефтегаз пока четко не обозначены в официальных документах и на сайте Компании. Однако из годового отчета за 2009 год можно выделить основные стратегические приоритеты Компании.
Миссию компании можно определить как «создание эффективной энергетической компании со ставкой на инновации и передовые технологии на всех направлениях деятельности».
Попробуем проанализировать миссию Компании. Выделяют 3 вида миссии: миссия-предназначение (узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей, цель создания предприятия), миссия-ориентация (широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство и персонал фирмы, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении фирмы, об ее отношениях к потребителям и партнерам), миссия-политика (концентрация главных целей и более четкое представление о поведении фирмы на ближайший период и на перспективу, т.е. «видение» будущего состояния фирмы). Миссия ОАО Сургутнефтегаз скорее представляет миссию-политику, так как ориентирована в первую очередь на перспективу развития. Миссию-предназначение сформировать в данном случае было бы сложно ввиду высокой степени диверсификации деятельности Компании. Миссия Сургутнефтегаз содержит элементы миссии-ориентации, выдвигая в качестве важнейших ценностей инновации и передовые технологии.
Миссия должна содержать информацию о круге удовлетворяемых потребностей, характеристику продукции и конкурентных преимуществ, а также указывать на перспективы развития. Элементами миссии являются базовые направления деятельности (связь потребностей рынка и возможностей компании с учетом ее приоритетов), рост и прибыльность, уровень развития и структура предпринимательства. Кроме того, миссия должна включать понятию о социальной ответственности. С данной точки зрения выделенная нами миссия-видение ОАО Сургутнефтегаз является довольно широкой: конкретизирована отрасль (электроэнергетика), а не продукт, конкурентные преимущества также обозначены скорее в качестве перспектив (инновации), уровень развития предпринимательства не обозначен, однако о нем можно сделать вывод исходя из масштабности обозначенных перспектив. Информация о социальной ответственности также недостаточно отражена в рассматриваемом высказывании, ее можно понимать в данном случае как самоконтроль своих действий на рынке (приоритетное внимание повышению эффективности и передовым технологиям), однако социальную защищенность и повышение уровня жизни работников данное высказывание не отражает. Кроме того, в отличие от большинства ВИНК в приоритетах Компании не идет речь об удовлетворении интересов акционеров. Впрочем, необходимо отметить, что Компания позиционирует данное высказывание не как миссию, а как долгосрочный вектор развития. В целом, на наш взгляд, миссия составлена удачно, так как она достаточно широка, чтобы отразить основные сферы деятельности Компании, понятна работникам, отражает основное конкурентное преимущество, наполнена эмоциональной составляющей и формирует образ Компании в будущем.
Теперь постараемся выделить основные стратегические цели ОАО Сургутнефтегаз, которые он ставит перед собой для достижения обозначенной миссии. В официальных документах нет четко выделенных стратегических целей, поэтому мы возьмем за основу годовой отчет за 2009 г. Итак, мы выделили следующие стратегические цели ОАО Сургутнефтегаз:
1. Развитие ресурсной базы Компании. Данная цель реализуется через задачи по расширению географии присутствия и возмещению отобранных запасов. Так если изначально Сургутнефтегаз был региональной компанией с главным регионом присутствия – Западная Сибирь, то сейчас Компания ведет активные работы в Восточной Сибири и Ненецком автономном округе. В 2009 году было приобретено 10 лицензий с суммарными извлекаемыми запасами С1+С2 86 млн.тонн., что значительно выше, чем у других компаний с большей долей рынка.
Сургутнефтегаз ответственно подходит и к вопросу геологоразведочных работ. Сургутнефтегаз является лидером в отрасли по объему поисково-разведочных работ и освоению новых месторождений. Сургутнефтегаз – единственная компания, которая не снизила объемы разведочного бурения в период кризиса.
2. Развитие электроэнергетики. Компания активно занимается электроэнергетикой. В 2009 г. введены в эксплуатацию 3 газопоршневые электростанции, вторая очередь Талаканской газотурбинной электростанции и тем самым завершено строительство крупнейшей ГТЭС ОАО «Сургутнефтегаз» мощностью 144 МВт. По состоянию на конец 2009 года в Компании эксплуатируются 17 газотурбинных и 7 газопоршневых электростанций суммарной мощностью 605 МВт,которые обеспечили 28 % объема потребления электроэнергии Компанией.
Этой же цели способствует решение задачи утилизации попутного газа, где компания достигла больших успехов по сравнению с другими ВИНК.
4. Защита окружающей среды. В отношении данного направления Компанией была решена задача наличия необходимого комплекса оборудования для эффективного мониторинга состояния природных сред, обезвреживания отходов производства, предупреждения и ликвидации последствий аварий. В перспективе стоят задачи в поддержании и развитии данного комплекса, обеспечении его надежной эксплуатации,. Кроме того, для реализации данной цели Компания руководствуется самыми высокими стандартами охраны окружающей среды.
Попробуем классифицировать цели по основным критериям
Таблица 2. Классификация целей ОАО Сургутнефтегаз
Цель
Критерий |
Развитие ресурсной базы Компании |
Развитие электроэнер гетики |
Освоение передовых научно-технических рубежей |
Развитие социальных программ |
Развитие нефтеперера ботки и сбыта |
Защита окружающей среды |
По содержанию |
экономичес кая, социальная, политическая |
экономичес кая, экологичес кая |
техническая, научная |
организационная, социальная |
экономичес кая, техническая, экологичес кая |
экологичес кая |
По классу управленческих решений |
стратегичес кая |
стратегичес кая |
стратегичес кая |
стратегичес кая |
стратегичес кая |
стратегичес кая |
Приоритетность |
приоритетная |
приоритетная |
приоритетная |
приоритетная |
приоритетная |
приоритетная |
Измеримость |
качественная |
качественная |
качественная |
качественная |
качественная |
качественная |
Характер интересов (среда) |
внутренняя |
внутренняя |
как внешняя, так и внутренняя |
внутренняя |
внутренняя, внешняя |
внутренняя |
Периодичность |
постоянная |
постоянная |
постоянная |
постоянная |
постоянная |
постоянная |
Временной период |
долгосрочная |
долгосрочная |
долгосрочная |
долгосрочная |
долгосрочная |
долгосрочная |
По функциональной направленности |
производственная |
инновационная, производственная |
инновационная, производственная |
административная |
производст венная, инновацион ная, маркетинго ваяя |
производст венная, инновацион ная, маркетинг овая |
Иерархия |
цель организации, цель сегмента |
цель организации, цель сегмента |
цель организации |
цель организации |
цель организации, цель сегмента |
цель организации |
По масштабу объятия |
общефирменная |
общефирменная |
общефирменная |
общефирменная |
общефирменная |
общефирменная |
Исходя из данной классификации можно сделать вывод о том, что стратегические цели Компании направлены на долгосрочное внутреннее развитие, охватывают все сферы деятельности Компании, учитывают социальные потребности работников и общества. Стратегические цели полностью соответствуют миссии Компании, так как в них упор делается на развитие передовых технологий и повышение эффективности во всех сферах деятельности.
3.Стратегический анализ деятельности ОАО Сургутнефтегаз
Стратегический анализ является одним из стержневых элементов процедуры формирования стратегического плана развития любой социально-экономической системы. По своему содержанию он представляет собой этап предплановых исследований, на котором системно анализируется факторы внешней окружающей среды и ресурсного потенциала предприятия для определения сложившейся ситуации и выявления условий для его дальнейшего успешного функционирования и развития.
Наиболее последовательной и комплексной процедурой проведения стратегического анализа, получившей признание, как у зарубежных, так и у отечественных исследователей, является SWOT-анализ. Аббревиатура SWOT складывается из первых букв английских слов strengths – сильные стороны, weaknesses – слабости, opportunities – возможности, threats – угрозы. Такой анализ проводится по определенной схеме, хотя процедура его проведения и не является полностью формализованной.
На первом этапе SWOT-анализа проводится анализ и оценка возможностей и угроз, которые исходят от внешней по отношению к предприятию среды. На следующем этапе осуществляется оценка силы и слабостей, которые обусловлены ресурсным потенциалом предприятия.
Постараемся провести анализ
окружающей среды для выявления
данных, необходимых для SWOT-анализа. Анализ окружающей среды
необходим при осуществлении стратегического
анализа, т.к. его результатом является
получение информации, на основе которой
делаются оценки относительно текущего
положения предприятия на рынке.
Анализ окружающей среды предполагает
изучение трех ее составляющих:
Анализ внешней среды
включает изучение влияния экономики,
правового регулирования и