Стратегическое планирование в муниципальном образовании города Казани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… ……..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования стратегии развития муниципального образования
1.1.Сущность, задачи и специфика стратегии развития муниципального образования……………………………………………………6
1.2. Основные методологические подходы к разработке стратегии развития муниципального образования…………………………………………9
1.3. Характеристика процесса разработки стратегии развития муниципального образования…………………………………………………..11
Глава 2. Стратегическое планирование в муниципальном образовании города Казани
2.1. Основные результаты реализации Программы социально–экономического развития г. Казани на среднесрочную перспективу (2007–2010годы)………………………………………………………………………...15
2.2. SWOT-анализ муниципального образования города Казани……..16
2.3. Механизм достижения целей совершенствования городской среды и институциональных условий градостроительного развития города……….22
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа!.docx

— 92.27 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………… ……..3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования стратегии развития муниципального образования

 1.1.Сущность, задачи и специфика стратегии развития муниципального образования……………………………………………………6

  1.2. Основные методологические подходы к разработке стратегии развития муниципального образования…………………………………………9

  1.3. Характеристика процесса разработки стратегии развития муниципального образования…………………………………………………..11

Глава 2. Стратегическое планирование в муниципальном образовании города Казани

   2.1. Основные результаты реализации Программы социально–экономического развития г. Казани на среднесрочную перспективу (2007–2010годы)………………………………………………………………………...15

          2.2.  SWOT-анализ муниципального образования города Казани……..16

  2.3. Механизм достижения целей совершенствования городской среды и институциональных условий градостроительного развития города……….22

Заключение……………………………………………………………………….27

Библиографический список …………………………………………………….30

Приложение………………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.

Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально – экономического развития, в профильности и специализации территории. Без научного обоснованного учета этих различий, без формирования научно-методических основ территориального самоуправления, без проведения активной региональной и местной социально-экономической политики существенные успехи на пути продвижения реформ и создания эффективной хозяйственной системы невозможны.

Поэтому особое значение в настоящее время имеет создание правовой и социально-экономической базы устойчивого функционирования и динамического развития территории. Заметной вехой в решении данной задачи является инициирование процесса возрождения местного самоуправления.

  Для становления экономической основы самоуправления и проведения активной местной политики необходимо формирование эффективной системы планового регулирования развития территории, основу которой составляет муниципальное планирование. Муниципальные планы определяют важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территории, а также механизмы их достижения и реализации.

  Как показывает опыт большинства развитых стран в Европе, Америке, Азии, их достижения в развитии экономики и решении социальных проблем во многом обусловлены успехами территориального развития, достигнутыми на основе устойчивых традиций регионального и местного самоуправления.

   Цель курсовой работы – охарактеризовать  стратегию развития на уровне муниципального образования (на примере города Казань).

 В соответствии  с целью работы были поставлены  следующие задачи, выполнение которых  позволит наиболее точно и  полно раскрыть суть изучаемого  вопроса:

 – раскрыть сущность  стратегии развития муниципального образования;

 – проанализировать методологическую базу подходов к разработке стратегии развития муниципального образования;

 – охарактеризовать процесс разработки стратегии развития муниципального образования;

– рассмотреть стратегию развития муниципального образования на примере города Казани;

– рассмотреть результаты реализации Программы социально–экономического развития г. Казани.

  Предметом исследования курсовой работы является процесс планирования работы органов муниципального управления.

         Объект исследования–планы работ  органов муниципального управления  по развитию муниципального образования.

         Структура курсовой работы включает  в себя введение, две главы, заключение  и библиографический список. В  первой главе рассмотрены теоретические основы стратегического планирования. Вторая глава посвящена анализу стратегических концепций развития муниципального образования.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ стратегии развития муниципального образования

 

1.1.Сущность, задачи и специфика стратегии развития муниципального образования

  

  Одно из центральных мест в обеспечении социально–экономического развития муниципального образования занимает организация стратегического планирования, разработка и реализация собственной стратегии развития.

 Стратегия  муниципального образования (МО) – это общественно согласованная концепция МО на длительный срок. Стратегия представляет собой выбор направления развития муниципального образования, который включает:1

  – формирование долгосрочных целей развития муниципалитета;  

– определение «полюсов роста» способных обеспечить достижение этих целей;

 – выделение среди множества программ и проектов, наиболее приоритетных в условиях ограниченности ресурсов и определение долгосрочных перспектив развития на основе формирования консенсуса интересов.

  Задача стратегического планирования состоит в том, чтобы найти пути сбалансированного, устойчивого развития муниципалитета в долгосрочной перспективе.

   Для этого необходимо, в первую очередь, определить общественно значимые цели развития муниципалитета, исходя из объективных внутренних и внешних условий, учитывая мнение граждан и организаций, представляющих интересы различных слоев местного сообщества, выработать обобщенное, взвешенное «видение» муниципального образования и его будущего, определить административные меры и средства2, которые позволят мобилизовать ресурсы и активность общественного и предпринимательского сектора для достижения установленных целей. 

Стратегия (стратегический план) обеспечивает установление приоритетов среди возможных регулирующих мер для инвестиционной, социальной, экологической политики, муниципальных программ, градостроительства, бюджетного планирования. В стратегии должны быть определены те мероприятия, проекты, программы, которые, по существу, являются «стратегическими», то есть имеют более сильное среднесрочное и долгосрочное воздействие на развитие муниципалитета и ликвидацию негативных тенденций.

Это находит отражение в следующих принципах формирования экономической стратегии муниципального образования:

–..ориентация=на=повышение=благосостояния=всех=граждан; 
–..создание благоприятных условий для осуществления на территории муниципального образования экономической деятельности на основе учета интересов и координации мероприятий с экономическими агентами различных форм собственности - государственными и общественными организациями, предпринимательским сектором;

– обеспечение эффективного функционирования муниципального хозяйства (снижение дотационности, повышение качества услуг).

  Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям муниципального образования получение субсидий из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок местных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из регионального и федерального бюджета, например, на реализацию целевых программ, адресных инвестиционных проектов.

  Существование стратегии позволяет демонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально–экономического развития позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных и административно-правовых методов управления территорией.

   Следует отметить, что муниципальные и региональные стратегии взаимосвязаны между собой, так как муниципальная стратегия составляется, опираясь на региональную, в результате скоординированных действий. Если данное условие не будет соблюдено, можно считать стратегию МО неэффективной.3 

   Специфика стратегии муниципального образования заключается в возможности эффективного включения населения в процедуру определения приоритетов социально–экономического развития территории и формировании гражданского общества. Как свидетельствует практика, данный процесс приобретает форму гражданской экспертизы, общественных слушаний, мониторинга социального самочувствия населения, отражая стремление местных органов власти учитывать при разработке стратегии мнения людей о проблемах развития территории, на которой они проживают, и путей их решения. Это обстоятельство служит важным аргументом при оценке степени важности и необходимости разработки стратегии развития муниципального образования.

  Главным ориентиром при разработке стратегии является улучшение показателей качества жизни граждан.

 

1.2.Основные методологические подходы к разработке стратегии

развития муниципального образования

  

  Методология разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования, наиболее приемлемая на современном строится на сочетании трех подходов:

– экономико-математического подхода, предполагающего анализ существующих статистических данных о социально-экономическом развитии МО, планов и программ развития хозяйствующих субъектов, выявление тенденций и ограничений развития с использованием многопараметрических экономико-математических моделей;

–  социолого– коммуникативного подхода, предполагающего за счет социологических процедур получить недостающую информацию, обеспечить вовлечение в процесс сбора информации, выявления проблем и перспектив развития муниципального образования, выработку решений активной части сообщества и хозяйствующих субъектов;

– сценарного подхода, предполагающего проведение качественного и количественного анализа возможных отклонений и альтернатив развития МО, определение наиболее вероятных сценариев его социально-экономического и пространственного развития, а также программы действий органов местного самоуправления, направленных на реализацию наиболее выгодных для муниципалитета сценариев;4

  Сочетание данных подходов позволяет учесть как объективные, так и субъективные факторы развития, преодолеть ограничения, связанные с задержкой предоставления, неполнотой и недостоверностью отдельных количественных данных и субъективностью качественных оценок что позволит в конечном итоге –» Стратегию социально-экономического развития МО», –который будет в полной мере отвечать сложившейся ситуации и принят субъектами муниципального сообщества,а также разработать программу получить документ действий администрации, позволяющую учитывать факторы неопределенности его развития и управлять рисками, обусловленными действием внешних сил.

Если первые два подхода в той или иной степени стали традиционными при разработке стратегии развития муниципальных образований в России, то сценарный подход часто реализуется в крайне упрощенном виде, что значительно снижает его полезность.

Фактически сценарный подход–не что иное, как вариант имитационного моделирования без применения жестких формализованных методов анализа.

  В частности, здесь не требуется увязывания всех гипотез в математическую модель. Многие необходимые оценки ситуации могут быть получены на уровне вербальных обобщений. Это делает работу по исследованию ситуации, сложившейся в том или ином конкретном образовании, более гибкой.

  Выявление разветвлений и проработка возможных сценариев развития позволяет предвидеть возможные варианты развития событий, выстраивая систему снижения негативных последствий внешних решений и осуществлять шаги для принятия желательных для МО решений.

  В то же время оценка и проработка различных вариантов развития не является самоцелью. В итоге она предполагает формирование комплекса предложений по тем или иным действиям. Прежде всего, это управленческие решения и мероприятия руководства муниципалитета. С учетом того, что стратегия есть продукт деятельности всего сообщества МО, она должна являться координирующим началом для всех других его субъектов–бизнеса, общественных структур, а также служить ориентиром для внешних контрагентов МО–органов государственной власти регионального и федерального уровня, инвесторов и так далее.5

Информация о работе Стратегическое планирование в муниципальном образовании города Казани