Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:37, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.
Введение…………………………………………………………………… ……..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования стратегии развития муниципального образования
1.1.Сущность, задачи и специфика стратегии развития муниципального образования……………………………………………………6
1.2. Основные методологические подходы к разработке стратегии развития муниципального образования…………………………………………9
1.3. Характеристика процесса разработки стратегии развития муниципального образования…………………………………………………..11
Глава 2. Стратегическое планирование в муниципальном образовании города Казани
2.1. Основные результаты реализации Программы социально–экономического развития г. Казани на среднесрочную перспективу (2007–2010годы)………………………………………………………………………...15
2.2. SWOT-анализ муниципального образования города Казани……..16
2.3. Механизм достижения целей совершенствования городской среды и институциональных условий градостроительного развития города……….22
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список ……………………………………………………
Таким образом, детально рассмотрела использование этого направления, предложила пути по повышению качества стратегического планирования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный Закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ»
2. Агеев А.И., Зайцева Ю. С, Зендриков К.Р. Сценарный подход в стратегическом управлении муниципальным образованием // Экономические стратегии. 2008. №5. – С. – 141-142 .
3.Агеев А.И., Зайцева Ю. С, Зендриков К.Р. Сценарный подход в стратегическом управлении муниципальным образованием // Экономические стратегии. 2008. №5. – С. –141-142 .
4. Баранчиков, В. А. Муниципальное право: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2000. – 383 с .
5. Богавеева Р. Стратегическое планирование развития крупных городов: основные принципы // Проблемы теории и практики управления. 2010. №5. 79-82 с.
6. Богуславский А. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития российских городов // Рынок ЦБ-2005. – С. –34-39.
7. Богуславский А. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития российских городов // Рынок ЦБ-2003. –С. –106-107.
8. Иванов В.В., Коробкова А.Н. Муниципальный менеджмент. М.,2009. –300с.
9. Иванов В.В., Коробкова А.Н. Муниципальный менеджмент. М.,2009. – 300 с.
10. Кореняк Н.Н. Менеджмент. Стратегическое планирование, ИГЭА, 2007. –320 с.
10. Филатов О.К. Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование, территориальное планирование): учебное пособие. М.: АНХ, 2007. –320с .
11.Стратегия развития
12.О=Стратегии=развития=г.
13. Нормативно-правовые документы Республики Татарстан.: Стратегия развития Казани до 2015 года.
URL: http://www.tatre.ru/forum/
15. Программа социально-экономического
развития Республики Татарстан на 2011-2015
годы. URL: http://www.business-gazeta.ru/
16. Программа развития Татарстана.URL: http://timirovjob.ru/news/
19.Казанский==(Приволжский)=фе
20. Формирование институциональной
среды развития системы малого предпринимательства.URL: http://www.pandia.ru/text/77/
21. Решение Казанской городской
Думы от 28.12.2007 N 23-26 "О ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ".URL:http://tatarstan.
22 Решение КСНД от 24.04.2003 N 2-16 "О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ Г. КАЗАНИ ДО 2015 ГОДА"
URL: http://tatarstan.news-city.
23. Решение КСНД от 24.04.2003 N 2-16 "О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ Г. КАЗАНИ ДО 2015 ГОДА"
URL: http://tatarstan.news-city.
24.Решение Казанской
городской Думы от 28.12.2007 N 23-26 "О ГЕНЕРАЛЬНОМ
ПЛАНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
КАЗАНИ".URL:http://tatarstan.
25. Решение Казанской городской
Думы от 28.12.2007 N 23-26 "О ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ".URL:http://tatarstan.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СОПОСТАВЛЕНИЕ
целевых блоков Программы социально-экономического развития муниципального образования г.Казани
на 2011-2015 годы со Стратегией развития г.Казани до 2015 года, Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года
Таблица 1
Программа социально-экономического развития муниципального образования г.Казани на 2011-2015 годы |
Стратегия развития г.Казани до 2015 года |
Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года |
Основная цель: повышение качества жизни населения г.Казани на основе устойчивого, динамичного развития экономики города и создание благоприятной среды обитания человека |
Повышение качества жизни населения |
Повышение качества жизни населения Республики Татарстан на основе устойчивого, динамичного развития татарстанской экономики и создание благоприятной среды обитания человека
|
Достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу Российской Федерации как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан
|
Программа социально-экономического развития муниципального образования г.Казани на 2011-2015 годы |
Стратегия развития г.Казани до 2015 года |
Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года |
Повышение качества человеческого потенциала: -улучшение демографической ситуации; -улучшение состояния здоровья населения; - увеличение охвата населения
спортом и физической -благоприятные условия для жизни и занятости молодежи; -доступное и качественное образование; -развитие культурного и духовного потенциала личности и общества в целом; - улучшение качества жизни социально незащищенных групп населения; - создание условий по
обеспечению занятости |
Создание образа города процветающего, уютного и равных возможностей
|
Рост качества жизни, оцениваемый по установленным в республике индикаторам: - увеличение продолжительности жизни; - рост средней заработной платы; - обеспеченность общей площадью жилья в расчете на одного жителя республики |
Развитие человеческого потенциала Российской Федерации, а также цели – преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений |
Программа социально-экономического развития муниципального образования г.Казани на 2011-2015 годы |
Стратегия развития г.Казани до 2015 года |
Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года |
Обеспечение пространственного и инфраструктурного развития г.Казани: - создание и развитие информационного общества; - повышение качества - развитие жилищного - развитие инфраструктурной обеспеченности г.Казани; - развитие транспортного комплекса; - улучшение состояния окружающей среды и снижение высокой техногенной нагрузки по всем элементам природной среды; - формирование сбалансированной
экологически ориентированной |
1.Единство развитых 2.Формирование чистой
комфортной среды обитания |
Достижение приличествующего уровня благополучия - это основная цель процесса созидательного развития человека, его семьи, предприятия, территории, государства в целом. Среди критериев можно выделить: экономическое и экологическое благополучие |
Значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств |
Программа социально-экономического развития муниципального образования г.Казани на 2011-2015 годы |
Стратегия развития г.Казани до 2015 года |
Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года | |
Создание условий для нового экономического роста г.Казани: - обеспечение эффективного
использования энергетических - модернизация существующих и развитие новых производств; - реализация туристического потенциала г.Казани; - повышение - повышение - обеспечение устойчивого
развития потребительского |
Развитие динамичной, эффективной экономики |
Повышение конкурентоспособности татарстанской экономики |
Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций Российской Федерации | |
Повышение устойчивости системы муниципального управления: -модернизация муниципального управления;
|
Становление полноценного местного самоуправления |
Формирование динамичной системы государственного и муниципального управления |
|
Программа социально-экономического развития муниципального образования г.Казани на 2011-2015 годы |
Стратегия развития г.Казани до 2015 года |
Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года |
- повышение эффективности
использования бюджетных - эффективное управление
муниципальной собственностью |
|
Таблица 2
Возможности и опасности внешней среды Казани
Сфера |
Благоприятные возможности |
Потенциальные опасности |
Общая политика федерального центра. Взаимоотношения с федеральным округом и Республикой Татарстан. |
Становление и развитие системы местного самоуправления. Культурные связи со странами исламского мира. |
Конкуренция между городами Приволжского Федерального округа. Смена ряда основных политических ориентиров Республики Татарстан. |
Население. (Демографические и социальные процессы). |
Спрос со стороны городов и регионов России на социально-политические инновации Республики Татарстан. Рост значения фактора качественного фундаментального и профессионального образования в развитии экономики страны. Наличие крупной татарской диаспоры. |
Общее ухудшение основных параметров демографической ситуации. Низкая социальная активность населения. |
Экономика. |
Крупные транзитные транспортные потоки, проходящие через город. Расширенные возможности выхода на ряд зарубежных рынков. Перспективы получения внешних заимствований на развитие города. Рост спроса на потенциальные туристические и рекреационные услуги города в связи с общим ростом доходов населения. |
Политика по формированию относительной экономической закрытости Республики Татарстан. Отставание от мирового уровня развития технологий градообразующих отраслей производства. |
Городская инфраструктура. Реформирование жилищно-коммунальной сферы. |
Реформа системы ЖКХ в России. Участие в международных программах, связанных с реформой ЖКХ. |
Отсутствие государственного и частного инвестирования развития инфраструктуры и ЖКХ. Неурегулированные отношения с республиканским бюджетом. |
Внутренняя среда
Фактор |
Сильные стороны |
Слабые стороны | |
Геополитическое положение |
Выгодное экономико-географическое положение. Близость к экономически развитым регионам Центра и Урала. Принадлежность к зоне развитого сельского хозяйства Поволжья. Крупный транспортный узел. Принадлежность к Волжскому транспортному пути. Культурный и координационный центр татарской диаспоры. Зона интересов исламского мира. |
Недостаточное использование выгод наличия крупных транспортных путей и транспортного узла. Неадекватная положению транспортная инфраструктура. Слабое использование потенциала развития Казани как центра мирного сотрудничества Востока и Запада. Относительно суровый континентальный климат. | |
Население. Социальная сфера
|
Высокий интеллектуальный и культурный потенциал. Университетский центр. Относительно высокий потенциал медицинского обслуживания. Использование передовых медицинских технологий. Значительные темпы развития системы социальной поддержки. |
Неблагоприятная демографическая ситуация. Неразвитость гражданского общества. Относительно невысокий уровень доходов. Отсутствие системы культурно-просветительских учреждений столичного уровня. Относительно слабое развитие системы медицинского обслуживания. Неэффективная система социальной поддержки. Недостаточно развитая система профессиональной подготовки и среднего специального образования. | |
Экономика |
Развитая производственная база. Высокая доля предприятий, выпускающих наукоемкую высокотехнологичную продукцию. Значительный экспортный потенциал |
Малоблагоприятный предпринимательский климат. Отсутствие ясной инвестиционной политики. Слабое использование инновационного потенциала и возможностей совершенствования технологической базы. Значительная зависимость отраслей от государственной поддержки. Незначительный экспорт продукции отраслей производственной базы. Слаборазвитый рынок земли и недвижимости. | |
Природная среда
|
Благоприятные ландшафтные условия. Наличие пригородной рекреационной зоны. Благоприятные метеорологические факторы. Большая площадь поверхности водоемов. |
Прогрессирующее загрязнение среды промышленными отходами. Резкий рост выбросов особо вредных веществ за счет автотранспорта в местах концентрации населения. Кризисное состояние экологической среды центра города. Наличие большого числа несанкционированных свалок мусора. Слаборазвитая отрасль мусоропереработки. Наличие зон планировочных ограничений по негативным ландшафтным показателям (карст, суффозия, плывуны, сползание почв и т.д.). Слабое развитие экологического сознания. | |
Инфраструктура. Жилищная сфера
Планировочная среда. Пространственная организация, градостроительное регулирование
|
Развитая система связи и телекоммуникаций. Увеличивающееся разнообразие видов транспорта. Развитие частного транспортного обслуживания. Высокие темпы строительства муниципального жилья. Относительно высокая обеспеченность жилой площадью
Активная реконструкция города. Значительные земельные ресурсы в государственной собственности. Наличие проработанной системы кадастровой оценки. |
Высокий уровень изношенности основных элементов инфраструктуры, базовых систем коммуникаций. Высокая доля жилья низкого стандарта и ветхого.
Нерациональная пространственная организация основных подсистем. Нерациональная транспортно-планировочная структура. Несформированный центр города. Разрушение традиций города, его своеобразия. Наличие крупных предприятий в черте города. Низкий уровень организации управления движением транспорта. Неэффективное использование земли как ресурса. |
Информация о работе Стратегическое планирование в муниципальном образовании города Казани