Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:37, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.
Введение…………………………………………………………………… ……..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования стратегии развития муниципального образования
1.1.Сущность, задачи и специфика стратегии развития муниципального образования……………………………………………………6
1.2. Основные методологические подходы к разработке стратегии развития муниципального образования…………………………………………9
1.3. Характеристика процесса разработки стратегии развития муниципального образования…………………………………………………..11
Глава 2. Стратегическое планирование в муниципальном образовании города Казани
2.1. Основные результаты реализации Программы социально–экономического развития г. Казани на среднесрочную перспективу (2007–2010годы)………………………………………………………………………...15
2.2. SWOT-анализ муниципального образования города Казани……..16
2.3. Механизм достижения целей совершенствования городской среды и институциональных условий градостроительного развития города……….22
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список ……………………………………………………
Использованию наметившихся позитивных внешних факторов общего экономического роста в России в Казани препятствуют относительно малоблагоприятный предпринимательский климат и отсутствие ясной инвестиционной политики.
Объективно благоприятные внешние условия выхода на ряд зарубежных рынков сочетаются с развитой производственной базой и высокой долей предприятий, выпускающих наукоемкую высокотехнологичную продукцию.
Вместе с тем, налицо недостаточное использование инновационного потенциала и возможностей совершенствования технологической базы, что приводит к незначительному экспорту продукции основных отраслей производства.19
Внешний фактор роста спроса на туристические и рекреационные услуги города не оказывает должного действия на развитие экономики в связи с недостаточным уровнем развития сферы туризма и сервиса.
Внешняя среда города формирует благоприятную ситуацию, характеризующуюся проведением реформы системы ЖКХ в России и открытием новых возможностей участия в международных программах. Эти обстоятельства в сочетании с положительными внутренними факторами, связанными с активной реконструкцией города, значительными земельными ресурсами в его собственности, наличием системы кадастровой оценки позволяют заложить основы эффективной стратегии развития городской среды, улучшения условий проживания населения, наращивания объемов государственного и частного инвестирования развития инфраструктуры и ЖКХ.
Неблагоприятные внешние условия и слабые внутренние факторы
Характерно неблагоприятное сочетание ухудшения основных параметров демографической ситуации, как в стране, так и в городе.
Слабое развитие гражданского общества в стране сочетается с низкой социальной активностью населения Казани, что должно быть компенсировано специальными усилиями в рамках стратегии формирования полноценного местного самоуправления.
Значительная зависимость отраслей специализации города от государственной поддержки при проводимой в Республике Татарстан политике по формированию относительной экономической закрытости приводят к перспективам ослабления конкурентных позиций города с последующим ростом социальной напряженности.
Благоприятное природное окружение города оказывается нейтрализовано слабостью внутренней экологической политики - растущие темпы загрязнения среды ведут к прогрессирующему ухудшению ее состояния. Загрязнение особо велико в отдельных зонах и районах города, что в основном является результатом недостатков планировки и управления движением автотранспорта. Негативное влияние внешних факторов проявляется, в основном, в угрозах водной среде города, связанных с повышенной опасностью ее загрязнения в условиях зарегулированности стока р. Волги. Оно усиливается наличием большой площади водных массивов, проблемами развития системы водоснабжения города.20
2.3. Механизм достижения целей совершенствования городской среды и институциональных условий градостроительного развития города Казани
В распоряжении администрации города имеется ряд механизмов, с помощью которых цели стратегического плана могут быть достигнуты. Из перечисленных в предыдущем разделе позитивных характеристик очевидно, что в городе предпринимаются значительные усилия по связанным с градостроительством и с развитием инфраструктуры рынка недвижимости направлениям. Однако, по некоторым направлениям эти усилия пока не дают ожидаемых результатов. Для достижения поставленных целей необходимо эффективно использовать имеющиеся механизмы. 21
Возможности использования этих инструментов зависят от административно-правового статуса Казани как муниципального образования. Новый статус Казани позволит городской власти планировать перспективные действия и их последствия, формировать более полноценный городской бюджет, снизить зависимость города от решений республиканских органов и будет стимулировать заинтересованность городских властей в росте бюджетных доходов.
Базовыми являются правовые механизмы, обеспечивающие законодательную основу для действий участников городского развития. Необходимо полностью использовать потенциал, заложенный в Градостроительном уставе города, как основном документе, регулирующем землепользование и застройку. Приведение устава в соответствие с Земельным кодексом РФ позволит обеспечить ясные правовые условия предоставления земельных участков.
Существенны финансовые механизмы. Затраты бюджета на улучшение городской среды зависят от источников его пополнения. В этом плане целесообразно введение в России муниципального налога на недвижимость. Судя по опыту развитых стран, налог на недвижимость, поступающий в городской бюджет, очень существенно способствует прямой заинтересованности руководства города в улучшении качества городской среды и росте рыночной стоимости недвижимости. Принятие именно такого варианта в российском законодательстве (обсуждаются и иные варианты, например – поступление налога на недвижимость в бюджеты регионов) было бы важным шагом для развития рыночной инфраструктуры города.
При непосредственном участии администрации в инвестиционных проектах планы должны соответствовать реальным финансовым возможностям: не должно начинаться финансирование строительства городских объектов, если есть риск остановки последующего финансирования и замораживания средств. 22
Возможности улучшения городской среды связаны с предоставлением льгот владельцам и пользователям зданий, представляющих историко-культурную ценность и предусмотренных законами РФ и РТ. Вместе с тем, использование таких инструментов управления как субсидии и льготы должно строиться на строгой адресной направленности с учетом бюджетных возможностей, вероятной общественной выгоды и сопутствующих рисков, в том числе связанных с деформацией рынка недвижимости в связи с наличием на нем льготных операторов.
Организационные механизмы, ответственные за развитие городской среды должны быть нацелены на создание благоприятных и равных возможностей для привлечения частного капитала в процесс городского развития. При этом администрации города необходимо постепенно отходить от роли прямого оператора на рынке недвижимости, отдавая приоритет проектам, осуществляемым с участием коммерческого сектора. Важно, чтобы организационные механизмы включали формы воздействия горожан на принимаемые решения, привлечения лучших кадров для решения важных задач и поощрения полезных инициатив любых участников деятельности по преобразованию среды. 23
Политика в отношении управления городской собственностью должна быть основана на разграничении государственной, республиканской и муниципальной собственности на имущество. Это позволит городу с большей определенностью оценить свои активы (имущество, налогооблагаемую базу) и соответственно планировать распределение доходов и расходов, сократить процедуры согласования намерений застройщиков с городом и интересов города с государственными интересами. Передача части неэффективно используемого городского имущества управляющим (сервейинговым) компаниям; проведение профилактического ремонта и реконструкции объектов городского хозяйства, подготовка территорий под застройку и формирование объектов продажи.
Система предоставления полноценной информации о рынке недвижимости, ее беспрепятственная доступность, становятся важнейшим механизмом стимуляции частных инвестиций. 24
Планировочные механизмы, реализуемые прежде всего в форме планировочной градостроительной документации, разрабатываемой городом, подразумевают выделение приоритетных территорий городского развития для привлечения инвестиций без распыления средств по всей городской территории. Кардинальная задача – перейти от экстенсивного освоения территорий, характерного для социалистической эпохи, к интенсивному использованию внутренних резервов в пределах уже сложившихся и недостаточно эффективно используемых территорий, и к четкому выбору приоритетов в пределах этих территорий. 25
При выборе приоритетных территорий и объектов наибольшего внимания заслуживают:
Таким образом, несмотря на негативное воздействие внешних факторов в течение последних лет, городу удалось сохранить на докризисном уровне денежные доходы населения, его покупательную способность, улучшить результаты по показателям, характеризующим состояние здоровья, уровень развития физкультуры и спорта, образования, информатизации, общественной безопасности. В то же время низкими продолжают оставаться темпы инвестиционной активности, что обусловлено приостановкой реализации ряда инвестиционных проектов в кризисный период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проводимые в России в последнее время реформы дают положительные результаты. Составной частью проводимых во многих странах административных реформ являются меры по повышению эффективности работы госаппарата и его отдельных структур. Эффективный госаппарат означает, что каждое министерство, ведомство или учреждение использует свою власть и ресурсы для достижения целей и стандартов наиболее экономным путем. Это достигается благодаря реализации мероприятий по использованию управления стратегическим планированием. Данная работа рассматривала вопрос осуществления стратегического планирования в муниципальном образовании.
Первая глава работы была посвящена рассмотрению теории по этому вопросу. Было выяснено, что отправная точка стратегического планирования – определение цели. Другой основной аспект процесса стратегии – это окружающей (внешней) среды и внутренней среды. Следующая фаза принятия решений в процессе стратегического планирования: анализ альтернатив и выбор стратегии. Эта фаза является «сердцем» процесса стратегического планирования, где используются, главным образом, различные методики по определению потенциальных возможностей и угроз. На следующем этапе процесса стратегического планирования оцениваются варианты стратегии.
Вторая глава определяла механизмы стратегического планирования на примере муниципального образования города Казань. Стратегическое планирование занимает главную роль в муниципальном образовании. Как следует из определения стратегического планирования, и, следовательно, вытекающего из него стратегического управления экономикой оно направлено на поиск новых возможностей в сложной экономической ситуации, отслеживании и адаптации к экономике в области и решении задач по развитию города. Кроме этого, стратегическое планирование нацелено на динамический баланс органов государственной власти (исполнительной, законодательной и судебной) с окружением, т.е. населением города.
Основными задачами муниципального образования являются: стратегический анализ, планирование и прогнозирование с учетом трендов экономического развития Российской Федерации, мировой экономики. В итоге можно сделать следующий вывод, что администрация муниципального образования города Казани обладает необходимым потенциалом для осуществления поставленных задач.
Система стратегического планирования администрации включает: систему планов, процесс планирования, подсистему управления планированием, подсистемы организационного обследования, информационного обеспечения и принятия решений. При рассмотрении этого вопроса определен механизм функционирования её при осуществлении процесса стратегического планирования.
Заключительный раздел курсовой работы определял недостатки возникающие при стратегическом планировании и направления по их устранению и совершенствованию.
Таким образом, я рассмотрела вопрос стратегического планирования муниципального образования на примере города Казани. Где были найдены ответы на поставленные задачи при достижении главной цели – совершенствования системы стратегического планирования на уровне муниципального образования, а именно:
А) формирование конкурентной среды в сфере городского хозяйства.
Б) стимулирование энергосбережения.
Информация о работе Стратегическое планирование в муниципальном образовании города Казани