Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:37, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.
Введение…………………………………………………………………… ……..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования стратегии развития муниципального образования
1.1.Сущность, задачи и специфика стратегии развития муниципального образования……………………………………………………6
1.2. Основные методологические подходы к разработке стратегии развития муниципального образования…………………………………………9
1.3. Характеристика процесса разработки стратегии развития муниципального образования…………………………………………………..11
Глава 2. Стратегическое планирование в муниципальном образовании города Казани
2.1. Основные результаты реализации Программы социально–экономического развития г. Казани на среднесрочную перспективу (2007–2010годы)………………………………………………………………………...15
2.2. SWOT-анализ муниципального образования города Казани……..16
2.3. Механизм достижения целей совершенствования городской среды и институциональных условий градостроительного развития города……….22
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список ……………………………………………………
Принципиально важно при этом отметить, что сценарный подход позволяет выстроить систему приоритетности муниципальных программ, проектов и мероприятий.
1.3. Характеристика процесса разработки стратегии развития муниципального образования
Очевидно, что в каждом муниципальном образовании, разрабатывающем или уже реализующем стратегию, существуют свои специфические причины, послужившие катализатором стратегической работы. Соответственно, в каждом МО проявляются особенности как в части организации работы, так и в части содержательной стороны разрабатываемых планов, даже с учетом того, что для большинства территорий присущи схожие проблемы.6 К общим проблемным вопросам можно отнести уменьшение численности населения, изношенность объектов инфраструктуры, недостаточную собственную, налоговую базу, недостаток инвестиционных ресурсов, отсутствие продуктивного диалога бизнес–власть и так далее. Несмотря на индивидуальность и уникальность формируемых программ и мероприятий, в основном, рабочие группы всех муниципальных образований придерживаются одинаковой схемы работы – вне зависимости, привлекаются или нет сторонние эксперты к решению поставленной задачи.
Разработка стратегии развития муниципального образования в общем случае включает следующие этапы:
–организационно–
–этап формирования и анализа информационной базы;
– этап разработки проекта концепции;
– этап экспертизы;
– этап согласования и утверждения концепции.
Организационно– подготовительный этап включает: разработку и утверждение структуры документа; подготовку необходимых методических материалов; определение состава исполнителей и распределение обязанностей по разработке проекта концепции, формирование соответствующей рабочей группы; проведение обучения работников (при необходимости); формирование информационной базы, необходимой для разработки концепции; выделение денежных ресурсов для привлечения специалистов к разработке и экспертизе проектных материалов; составление графика разработки концепции, который должен содержать все этапы ее формирования, состав группы и руководителей, 7
Этап формирования и анализа информационной базы включает сбор, систематизацию и анализ данных, составляющих информационную базу для формирования концепции: статистические данные; предложения населения; прогнозные и программные документы по развитию муниципального образования; наличие утвержденных и намеченных к реализации проектов, затрагивающих интересы города, и так продолжается.8
Этап разработки проекта концепции предполагает собственно формирование проекта концепции в соответствии с принятой структурой на основе имеющейся методической и информационной базы с учетом выделенных приоритетов социально– экономического развития.
Этап экспертизы обеспечивает высокое качество и научную обоснованность концепции. Основные задачи экспертизы: проверка обоснованности выбранных приоритетов и целей социально– экономического развития муниципального образования; анализ соответствия задач социально-экономического развития муниципального образования, определенных концепцией, роли муниципального образования в региональной системе разделения труда с учетом особенностей ее развития; оценка принятых направлений социально– экономической политики; уточнение потребности в ресурсах, необходимых для реализации намеченных целей, и источников их покрытия. Как правило, проводится юридическая, экономическая, экологическая и социальная экспертиза концепции, а также ее общественное обсуждение (общественная экспертиза)9.
Этап согласования и утверждения концепции. На этом этапе производится доработка проекта концепции по результатам экспертизы и общественного обсуждения, увязка принимаемых решений с возможными объемами финансовых и других ресурсов, согласование концепции с органами государственной власти субъекта РФ, природоохранными органами, в отдельных случаях – с заинтересованными министерствами и федеральными агентствами и утверждение концепции представительным органом муниципального образования.
При принятии решения о разработке концепции перспективного развития муниципального образования необходимо обращать особое внимание на следующие моменты.10
Формирование в составе администрации структурного подразделения (или временной рабочей группы), занятого разработкой концепции и непосредственно подчиненного главе администрации или (как минимум) его первому заместителю. Возложение этой работы в качестве " дополнительной " на структурные подразделения, занятые текущими задачами, как правило, ведет к неудаче.11
В процессе разработки общей стратегии развития муниципального образования должна решаться достаточно сложная задача согласования и объединения названных частных стратегий развития. От соблюдения всех основных правил и последовательности действий зависит результативность стратегии развития, позиционирование муниципального образования на уровне региона, страны в целом.
Таким образом, подводя итог по первой главе, специфика стратегии муниципального образования заключается в возможности эффективного включения населения в процедуру определения приоритетов социально–экономического развития территории и формировании гражданского общества. Сочетание данных подходов позволяет видеть поле возможных вариантов развития событий, совершать упреждающие действия и минипизировать риски и негативные последствия воздействия внешних сил, а также создавать условия для извлечения максимальных выгод от реализации того или иного сценария.
Глава 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДА КАЗАНИ
2.1. Основные результаты реализации программы социально-экономического развития города. Казани на среднесрочную перспективу (2007–2010годы)
СОПОСТАВЛЕНИЕ
целевых блоков Программы социально-экономического развития муниципального образования г.Казани
на 2011-2015 годы со Стратегией развития г.Казани до 2015 года, Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года
За период 2007 – 2010 годов удалось обеспечить стабилизацию социально-экономического развития г.Казани. Главной целью Программы социально-экономического развития города Казани на 2007 – 2010 годы (далее – Программа) стало создание условий для обеспечения повышения уровня и качества жизни населения на основе устойчиво высоких темпов экономического роста, структурных и институциональных преобразований путем создания благоприятного климата, более эффективного использования ресурсов, формирования самодостаточной экономики инновационного характера.12 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Итоги социально-экономического развития г. Казани за 2007 – 2010 годы свидетельствуют, что по ключевым макроэкономическим показателям достигнуты более высокие, чем было предусмотрено Программой, значения.
Внешняя среда
Главные факторы развития г. Казани, формируемые его внешней средой, локализуются на трех уровнях: 1) России, 2) территории Приволжского Федерального округа, 3) Республики Татарстан.
Основные особенности состояния социально-экономической системы России на настоящем этапе могут быть охарактеризованы наличием сложных и противоречивых тенденций. Происходит нарастание зависимости от внешнего фактора при стагнации обрабатывающей промышленности и снижении темпов роста. Происходит нарастание объемов импорта, ухудшение его структуры, вытеснение отечественного производителя на внутреннем рынке. Замедляется рост инвестиционной активности. Сохраняется высокая налоговая нагрузка на обрабатывающий сектор экономики при относительно умеренной нагрузке на добывающий сектор. 13
В проекте Программы правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу основной задачей этого периода поставлено создание условий и активизация факторов, обеспечивающих переход экономики к устойчивому росту с темпами до 6-8% в период 2007-2015 годов. Для этого будут создаваться условия формирования экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны, что предполагает завершение разработанных в среднесрочной программе институциональных и структурных преобразований. 14Планируется обеспечить постепенную трансформацию структуры экономики в целом. Это подразумевает необходимость задействовать все источники роста: увеличение несырьевого экспорта, импортозамещение и развитие новых секторов экономики, прежде всего инновационной экономики и сектора рыночных услуг. Разработан ряд сценариев развития России на период до 2015 г., включая критический, умеренный и радикальный.
Приволжский Федеральный округ входит в число макрорегионов России с наиболее высокими социально-экономическим потенциалом и уровнем развития. Его отличительными особенностями, во многом определяющими внешнюю среду Казани, являются:
Основные возможности для развития Поволжья формируются за счет:
Казань является столицей Республики Татарстан, ее регионоформирующим центром. Город занимает особые позиции в социальной сфере и экономике республики, производя около 40 % объема валового регионального продукта. Реализация основных направлений стратегии социально-экономического развития экономики республики создает в целом благоприятную внешнюю среду развития Казани до 2015 г.
Основными задачами на перспективу в Стратегии социально-экономического развития республики определены: обеспечение достойного уровня жизни, социально-экономической самодостаточности республики. Основными направлениями деятельности органов власти Республики Татарстан будут: достижение высокого уровня экономической самодостаточности на основе производства конкурентоспособной продукции и создания эффективной системы государственного управления; дальнейшая интеграция в политическое, экономическое, информационное пространство России и мира; культурное развитие населения; обеспечение экологической безопасности.16
Республика имеет значительный природный, культурный, интеллектуальный и экономический потенциалы, позволяющие достичь уровня ВРП, достаточного для решения отмеченных задач.
В Татарстане сложилась развитая система городов. Сопоставление оценок их социально-экономического состояния показывает, что позиции Казани не являются позициями абсолютного лидера. Входя в группу с высокими значениями показателей развития производства и инфраструктуры, город имеет пониженный рейтинг по оценке финансовой подсистемы, подсистем «Население» и «Экология». Возрастающую конкуренцию Казани при соответствующих условиях будут составлять крупные города закамской зоны республики, особенно Альметьевск, Набережные Челны и Нижнекамск. 17
Анализ показывает, что внешняя среда Казани в период до 2015 г. в целом благоприятна для развития. Внешние вызовы, формируемые средой, компенсируются теми благоприятными возможностями, которые она будет предоставлять. Развитая система городов Поволжья и Республики Татарстан обусловит достаточно жесткую конкуренцию за основные экономические ресурсы, что потребует значительных усилий всего городского сообщества Казани по формированию должной динамики структурно-функционального развития города (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Благоприятные внешние условия и сильные внутренние факторы
Казань имеет выгодное геополитическое и экономико-географическое положение, =возможности, которых используются недостаточно. Это касается, в первую очередь, слабого использования потенциала развития Казани как центра мирного, культурного и экономического сотрудничества Востока и Запада, недостаточного использования выгод наличия крупных транспортных путей и транспортного узла. 18
Внешнее условие возрастания значения качественного профессионального образования сочетается в Казани с такими сильными сторонами как высокий интеллектуальный и культурный потенциал, наличие университетов при недостаточно развитой системе профессиональной подготовки и среднего специального образования. Это позволяет проводить стратегию укрепления функций образовательного центра.
Внешний фактор наличия крупной татарской диаспоры в сочетании с внутренними качествами и опытом поддержания связей в рамках деятельности международных организаций и растущего культурного обмена становится предпосылкой для развития функций города как центра татарской диаспоры, модели взаимообогащающего контакта культур.
Благоприятные внешние условия и слабые внутренние факторы
Информация о работе Стратегическое планирование в муниципальном образовании города Казани