Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе, посвященной данному вопросу, автор хотел бы рассмотреть более конкретно стратегию фирмы в условиях несовершенной конкуренции на примере такого крупного игрока газопромышленной отрасли, как ОАО «Газпром». Учитывая устойчивое и все более ускоряющееся развитие этого сектора экономики, автор считает выбранную тему более чем актуальной и значимой для изучения.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Несовершенная конкуренция…………..………………….…...5
1.1 Понятие и признаки несовершенной конкуренции…………5
Глава 2 Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции……………………………..………………………………..8
2.1 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции……………………………………………………………....8
2.2 Стратегия ОАО «Газпром»….………………………………..11
2.2.1 Анализ эффективности реализуемой ОАО «Газпром» стратегии ……………………………………………………………………………..15

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Прудаева. курсовая по микро.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Стратегия фирмы в  условиях несовершенной конкуренции

 

 

 

 

Студентки 2го курса 

Факультета экономики  и 

финансов группы 2402

Прудаевой Анастасии

Руководитель:

 Десятниченко Д.  Ю. 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Оглавление 

 

 

Введение

 

Глава 1 Несовершенная конкуренция…………..………………….…...5

1.1 Понятие и признаки несовершенной  конкуренции…………5

Глава 2 Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции……………………………..………………………………..8

2.1 Поведение фирмы  в условиях несовершенной конкуренции……………………………………………………………....8

2.2 Стратегия ОАО «Газпром»….………………………………..11

2.2.1 Анализ эффективности реализуемой ОАО «Газпром» стратегии ……………………………………………………………………………..15

 

Список использованной литературы

Заключение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Любое предприятие, действующее на рынке, стремится к процветанию. Без эффективной стратегии организация не может создать условия для финансовых успехов как на будущих, так и на сегодняшних рынках, она всегда будет вынуждена подстраиваться под действия соперников и реагировать в защитных целях на их инициативы. Стратегия должна закладывать основу для будущих успехов и помогать действовать эффективнее на сегодняшней конкурентной арене.

Стратегия предприятия - это упорядоченная во времени система приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества.

Но может ли такая абстрактная концепция, как стратегия, положительно сказаться на эффективности работы фирмы? История предпринимательства полна яркими примерами специальной подготовки стратегий и удачного их применения. Один из них - хорошо подготовленный и весьма удачный переход в 20-х годах фирмы «Дюпон» от производства взрывчатки к химической индустрии.1

Итак, стратегия –  это сильная деловая концепция + набор реальных действий, способных  привести эту концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время.2

В своей курсовой работе, посвященной данному вопросу, автор  хотел бы рассмотреть более конкретно  стратегию фирмы в условиях несовершенной  конкуренции на примере такого крупного игрока газопромышленной отрасли, как  ОАО «Газпром». Учитывая устойчивое и все более ускоряющееся развитие этого сектора экономики, автор считает выбранную тему более чем актуальной и значимой для изучения.

 

Перед собой автор  поставил ряд задач:

  • определить, что из себя представляет несовершенная конкуренция;
  • охарактеризовать поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции;
  • выявить стратегию фирмы, действующей в условиях несовершенной конкуренции (на примере ОАО «Газпром»).

Выполнив их, автор  достигнет главной цели своей работы – определить стратегию организации, которая функционирует в условиях несовершенной конкуренции, а также проанализировать реализацию этой стратегии (на примере ОАО «Газпром»).

Таким образом, предмет изучения данной курсовой работы – стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции. Объектом изучения является стратегия ОАО «Газпром».

 Для выполнения  данной работы использовалась  научная литература, научно-практическая  литература, учебные пособия, а  также интернет-ресурсы.

В практической части  своей работы автор более подробно рассмотрит деятельность «Газпрома», а именно способы, средства максимизации прибыли (ценовая дискриминация), попытается проанализировать эффективность стратегии предприятия, определить ее недостатки и преимущества, а также мероприятия для дальнейшей ее оптимизации.

 

 

 

 

 

Глава 1 Несовершенная  конкуренция.

 

1.1 Понятие и признаки  несовершенной конкуренции.

 

В общем смысле несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. При несовершенной конкуренции затруднено вступление в рынок и выход из него, ограничен доступ к информации; в более узком - несовершенная конкуренция – это конкуренция между компаниями, которые по своему качественному составу значительно различаются, что ведет к появлению таких проявлений, как коррупция, воровство технологий, клевета.3

Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:

  • значительная доля продаж на рынке - у отдельных производителей;
  • неоднородность продукта;
  • наличие барьеров для входа в отрасль;
  • несовершенство информации;
  • участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
  • производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;
  • вмешательство государства в функционирование рынка.

Каждый из этих факторов в отдельности или все они вместе способствуют:

а) нарушению рыночного  саморегулирования. Отдельные фирмы  приобретают рыночную власть – могут  влиять на уровень цен и объем  предложения на рынке. Если на рынке  совершенной конкуренции объем  выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует – поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли. Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены.  Другой пример значимости поведения фирмы в масштабах отрасли: если, скажем, АвтоВАЗ вдвое сократит предложение «Жигулей», то возникнет дефицит легковых автомобилей и цены подскочат, т. е. стоит фирме снизить объемы производства, и цены на ее товары повысятся. Тем самым создаются стимулы к занижению объема выпуска. Необходимо отметить, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции. Маневрируя объемом выпуска в условиях несовершенной конкуренции, можно добиться получения экономических прибылей, причем во многих случаях весьма значительных. Недаром в марксистской литературе даже принят термин монополистические сверхприбыли. И здесь вновь проявляется коренное различие рынков совершенной и несовершенной конкуренции. Даже возникнув по каким-то причинам, экономическая прибыль в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде исчезает. В отрасль, где она появилась, неизбежно хлынут дополнительные капиталы, предложение превысит спрос, цены упадут, а прибыль исчезнет. Иное дело несовершенная конкуренция. На пути проникновения новых фирм здесь стоят барьеры. Поэтому экономическая прибыль имеет тенденцию к закреплению в долгосрочном периоде.

б)   отклонению рыночного  равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов: тем просто больше негде взять этот продукт. Можно сделать вывод о том, что критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы. (Рис. 1)

Рис. 1

 

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности  несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и определяется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.4

 

Глава 2 Стратегия фирмы  в условиях несовершенной конкуренции.

2.1 Поведение  фирмы в условиях несовершенной  конкуренции. 

 

Рациональное поведение  фирмы в условиях несовершенной  конкуренции имеет некоторые  особенности.

На рынке несовершенной  конкуренции производитель (фирма) влияет на цену своей продукции. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продажи следующих друг за другом единиц продукции неизменен и равен рыночной цене, то на рынке несовершенной конкуренции увеличение продажи снижает цену, а значит, и дополнительный, т. е. предельный, доход (МR).

Существуют два способа  определения объема производства, при  которых фирма получит максимальную прибыль. При первом способе сравнивают валовой доход (TR) и валовые издержки (TC) при каждом объеме производства. При втором способе определения оптимального объема производства сравниваются предельный доход (MR) и предельные издержки (MC).

Вывод: чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции, объемы производства и реализации следует  увеличивать до тех пор, пока предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, будут меньше, чем предельный доход, получаемый от реализации этой единицы продукции:

если MR > MC, производство следует расширять,

если MR < MC, производство следует сокращать,

если MR = MC, то фирма получает максимальную прибыль.5

В западной экономической  литературе теория фирмы построена  на принципе максимизации прибыли. Однако существуют иные мотивации деятельности фирмы:

  • в одних утверждается, что цель фирмы - максимизация не прибыли, а объема продаж;
  • согласно другой концепции, теории "удовлетворения", автором которой является американский профессор Г. Саймон, фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать.
  • "эволюционной теории" С. Винтера доказывается, что фирмы лишь стремятся к максимальной прибыли, но никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно.

Однако в этих и  других теориях максимизация прибыли, даже если и не признается целью  фирмы, все-таки считается движущей силой в экономике.

В книге  Д.Робинсон  "Экономика  несовершенной  конкуренции"  исследования посвящались следующим  проблемам:

    • сдвиг  в  механизме  рыночной  конкуренции,
    • монополизация   рынка, 
    • новые   "правила   игры"   в    системе    частного предпринимательства.

Робинсон утверждала, что если конкуренты  производят  различные  товары  и каждый  обладает  монополией  на  свое   изделие,   конкуренция   становится несовершенной. Робинсон интересуют в  первую очередь новые условия в динамике  издержек  и спроса, благодаря которым  монополия  удерживает  повышенную  прибыль,  т.е. преимущественно внешние проявления несовершенной конкуренции. В несовершенной  конкуренции  эластичность  спроса  резко  ограничивается. Монополист обретает возможность разбить рынок  своего  товара  на  отдельные сегменты  и  для  каждого  из  них  назначить  особую  цену  (ценовая дискриминация), так, чтобы общая прибыль оказывалась максимальной. Монополист не может назначить  на  всех  рынках  одинаково  высокую  цену, поскольку в условиях несовершенной конкуренции эластичность спроса  по  цене представляет  реальную  величину,  и  если  повсеместно  назначить   слишком высокую цену, спрос резко сократится. По ее мнению монополия,  использующая  дискриминацию  в  ценах,  несколько повышает объем выпуска продукции, т.к. дает возможность начать  производство данного товара до того момента, когда его предельная  полезность  сравняется с предельными издержками. С другой стороны, ценовая дискриминация,  сохраняя монопольно высокие цены, ведет к неправильному распределению ресурсов, к  их общему недоиспользованию. К тому же монополизация производства неблагоприятно влияет на  распределение богатства между людьми.6

Информация о работе Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции