Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе, посвященной данному вопросу, автор хотел бы рассмотреть более конкретно стратегию фирмы в условиях несовершенной конкуренции на примере такого крупного игрока газопромышленной отрасли, как ОАО «Газпром». Учитывая устойчивое и все более ускоряющееся развитие этого сектора экономики, автор считает выбранную тему более чем актуальной и значимой для изучения.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Несовершенная конкуренция…………..………………….…...5
1.1 Понятие и признаки несовершенной конкуренции…………5
Глава 2 Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции……………………………..………………………………..8
2.1 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции……………………………………………………………....8
2.2 Стратегия ОАО «Газпром»….………………………………..11
2.2.1 Анализ эффективности реализуемой ОАО «Газпром» стратегии ……………………………………………………………………………..15

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Прудаева. курсовая по микро.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Третий показатель – повышение надежности и качества поставок потребителям как российским, так и зарубежным. «Южный поток», о котором говорилось ранее – пример средства повышения качества поставок для зарубежных потребителей. В России таким примером может являться развитие рынка газомоторного топлива, который станет важной составляющей деятельности ОАО «Газпром» в сфере газификации регионов РФ. С 2013 года в ежегодную Программу газификации регионов РФ будут включены обязательные разделы об использовании газомоторного топлива и формировании соответствующей инфраструктуры. Предложения по совместному развитию газомоторной инфраструктуры «Газпром» направил в 69 регионов, участвующих в Программе газификации. На сегодняшний день уже половина из них готовы подтвердить свои обязательства по переводу или приобретению автотранспорта на КПГ (компримированный природный газ). Дальнейшая совместная работа «Газпрома» и субъектов РФ позволит ускорить развитие газомоторного рынка и начать формирование всероссийской газомоторной инфраструктуры. Реализация данного проекта даст возможность регионам сэкономить значительные средства на стоимости автоперевозок, так как цена на газомоторное топливо ниже, чем на традиционное: дизельное и бензин. Существенную экономию от снижения затрат на топливо получат, в частности, предприятия агропромышленного сектора, особенно во время посевной и уборочной работ.

Четвертый показатель – минимизация негативного воздействия  на окружающую среду. Так как «Газпром» является одним из крупнейших природопользователей в России, компания строго соблюдает российское законодательство и нормы международного права в области охраны окружающей среды. В 2013 году компания проведет свыше 1200 мероприятий: от внедрения технических новшеств на объектах добычи и транспортировки газа до образовательных акций и оказания помощи особо охраняемым природным территориям. Среди них: перевод на газомоторное топливо около тысячи автомобилей, принадлежащих дочерним компаниям, применение мобильных компрессорных станций при проведении капитального ремонта магистральных газопроводов, установка солнечных батарей на объектах добычи и транспортировки газа для получения электроэнергии на собственные нужды. На это будет направлено не менее 5,5 млрд рублей.

«Газпром» не только соблюдает природоохранные требования действующего законодательства, но и выполняет добровольные экологические обязательства. «Газпром» стал одной из первых отечественных компаний, принявших Экологическую политику. В соответствии с ней одним из средств достижения стратегических целей в области охраны окружающей среды является внедрение и поддержание эффективной системы экологического менеджмента (эта система сформирована в «Газпроме» как вертикально интегрированная и объединяет органы управления в области охраны окружающей среды головной компании и 28 дочерних обществ). Фактические данные свидетельствуют о том, что компания успешно продвигается в этом направлении:  в 2011 году проведение мероприятий в рамках программы позволило сократить уровень выбросов парниковых газов в дочерних компаниях «Газпрома» на 3,8 млн тонн по сравнению с 2010 годом.

 Все эти  аспекты деятельности фирмы повышают  уровень доверия со стороны  потребителей, а значит, подавляющее  большинство будет стремиться  к сотрудничеству именно с  ОАО «Газпром».

Масштабы деятельности ОАО «Газпром» таковы, что она имеет стратегическое значение для развития всей экономики страны, затрагивает интересы огромного количества людей. Поэтому в последние годы компания позиционирует себя как социально-ориентированная. К преимуществам стратегии для общества в целом следует отнести: газификацию регионов страны, создание новых рабочих мест, реализацию социальных программ для персонала, спонсорство и благотворительность, проведение экологических и образовательных акций а также уплату налогов. Например, в организации существует система непрерывного профессионального образования персонала ОАО «Газпром» и его дочерних предприятий. В 2011 г. прошли обучение 37,6 тыс. руководителей и специалистов, что на 17 % больше, чем в 2009-2010 г.г.  По всем видам обучения (профессиональная подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям, повышение квалификации и техническая учеба) в 2011 г. в дочерних обществах прошли подготовку более 127 тыс. человек.

Главным недостатком  реализуемой стратегии как для организации, так и для общества в целом, автор считает слишком ускоренные темпы добычи российского газа. Так, на полуострове Ямал к 2015 году планируется добыть 75-115 млрд куб. м. газа (в 2011 – 7, 9 млрд куб. м.) Поставки газа в страны Евро Союза в ближайшее десятилетие будут увеличены на 200 млрд куб. м. (на 50%). Такое развитие событий может привести к губительным последствиям. Аналогов природного газа в мире пока не существует, он является основным энергетическим источником. По оценкам специалистов запасов газа в России осталось на 30-50 лет. Но даже если не обращать внимания на цифры, можно сделать вывод, что если компания «Газпром», в ведении которой и находятся основные запасы газа нашей страны, в ближайшем будущем не сократит его добычу хотя бы на четверть, истощение ресурсного потенциала России через несколько сотен лет достигнет тревожной отметки, и благополучие последующих поколений будет под угрозой.

На основании  данного вывода можно наметить мероприятия  по оптимизации стратегии в ближайшем будущем. В качестве главного автор предлагает рассмотреть следующее: так как более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири, и большинство месторождений этого региона отличаются высокой степенью выработки, при сохранении его в качестве основной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи. Это позволит снять с него нагрузку и не допустить истощения ресурсного потенциала.

Также, в качестве альтернативной стратегии для ОАО  «Газпром» можно рассмотреть  стратегию, целью которой будет сокращение добычи и поставок энергоресурсов за счет повышения эффективности сбыта и использования нефти путем ее переработки, расширения производства продуктов газохимии и повышения объемов извлечения ценных компонентов из газа. Развитие данного направления деятельности позволит компании получать продукцию с более высокой добавленной стоимостью, а также дополнительно диверсифицировать бизнес.

Заключение 

В начале работы автор поставил перед собой ряд задач, которые способствовали бы достижению цели данного исследования. Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод о том, что главная цель исследования достигнута.

Итак, несовершенная конкуренция - тип рыночной конкуренции, при котором производители и продавцы могут существенно влиять на цены и условия реализации продукции. Крупные компании, управляющие весомой частью рыночного предложения, вступают в особые отношения с рыночной средой. Таким образом, рациональное поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет некоторые особенности, а значит и ее стратегия.

Стратегия предприятия в условиях несовершенной конкуренции - это не только упорядоченная во времени система приоритетных направлений, методов и приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала, но и средство достижения экономически эффективного решения поставленных задач, в частности, сохранения своего господствующего положения на рынке. В качестве примера такой стратегии автор определяет стратегию ОАО «Газпром». Стратегия «Газпрома» базируется на следующих принципах деятельности компании: повышение эффективности основной деятельности, диверсификация деятельности за счет высокоэффективных проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью, повышение капитализации и кредитных рейтингов, совершенствование корпоративного управления. Таким образом, стратегическая цель «Газпрома» - становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

В практической части  работы представлен расчет полученного  «Газпромом» дохода за 2011 год посредством  проведения ценовой дискриминации. Сделан вывод: фирма извлекает значительный дополнительный доход, поставляя газ для российских потребителей по одной цене, для зарубежных - по цене в 3-4 раза выше. 

Проанализировав стратегию  ОАО «Газпром» автор пришел к  выводу о том, что в целом она  является эффективной для дальнейшего  развития компании. Отрицательная ее сторона – слишком ускоренные темпы добычи российского газа, что в недалеком будущем может привести к истощению ресурсной базы нашей страны. В качестве альтернативной стратегии автор рассматривает сокращение добычи энергетических ресурсов и их поставок в России и зарубеж за счет повышения эффективности сбыта и использования нефти путем ее переработки,  расширения производства продуктов газохимии и повышения объемов извлечения ценных компонентов из газа.

Список использованной литературы

Боулз С. Пер. с анг. Букина К. А., Демидовой А. В. Микроэкономика. М.: Дело, 2010. – 576 с.

Модильяни Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? Теория ММ. М.: Дело, 2001. – 272 с.

Пуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2007. – 576 с.

Тарасевич Л. С. Микроэкономика. М.: Юрайт, 2006. – 374 с.

Интернет-ресурсы

http://www.gazprom.ru/

http://www.gazprom.ru/about/marketing/europe/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Компания «Дюпон», основанная в США в 1802 году, является одной из крупнейших в мире научных и индустриальных транснациональных корпораций. Она занимает лидирующее положение в производстве материалов с высокими эксплуатационными характеристиками, химикатов специального назначения и других наукоемких направлениях.

2 Модильяни Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? Теория ММ. М.: Дело, 2001. С. 87-93.

3 Тарасевич Л. С. Микроэкономика. М.: Юрайт, 2006. С. 90-93.

4 Пуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2007. С. 126-131.

5 Тарасевич Л. С. Микроэкономика. М.: Юрайт, 2006. С. 120-126.

6 Боулз С. Пер. с анг. Букина К. А., Демидовой А. В. Микроэкономика. М.: Дело, 2010. С. 76-81.

7 В данном случае дебиторская задолженность может рассматриваться как часть продукции, проданной покупателям, но еще не оплаченной.




Информация о работе Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции