Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе, посвященной данному вопросу, автор хотел бы рассмотреть более конкретно стратегию фирмы в условиях несовершенной конкуренции на примере такого крупного игрока газопромышленной отрасли, как ОАО «Газпром». Учитывая устойчивое и все более ускоряющееся развитие этого сектора экономики, автор считает выбранную тему более чем актуальной и значимой для изучения.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Несовершенная конкуренция…………..………………….…...5
1.1 Понятие и признаки несовершенной конкуренции…………5
Глава 2 Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции……………………………..………………………………..8
2.1 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции……………………………………………………………....8
2.2 Стратегия ОАО «Газпром»….………………………………..11
2.2.1 Анализ эффективности реализуемой ОАО «Газпром» стратегии ……………………………………………………………………………..15

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Прудаева. курсовая по микро.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Стратегия ОАО «Газпром».

 

Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.

Стратегическая цель ОАО «Газпром» — становление  как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых  рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок. При  этом ОАО «Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки.

Стратегия «Газпрома» базируется на следующих принципах деятельности компании:

  • повышение эффективности основной деятельности;
  • диверсификация деятельности за счет высокоэффективных проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;
  • повышение капитализации и кредитных рейтингов;
  • совершенствование корпоративного управления;
  • минимизация удельного негативного техногенного воздействия на природную среду.

Почему диверсификация деятельности входит в число стратегических приоритетов «Газпрома»? Под диверсификацией  деятельности компании понимают расширение направлений ее производственной активности и состава конечных продуктов, устремление на новые рынки и развитие схем логистики (логистика – это многоступенчатый процесс координации материальных, информационных и связанных с ними финансовых потоков при обработке целевых заказов). Все это — необходимые атрибуты для реализации стратегических конкурентных преимуществ глобальных компаний. «Газпром» реализует поэтапную стратегию наращивания своего присутствия на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять географию деятельности компании. В 2005 году «Газпром» осуществил первые поставки СПГ в США, в 2006 году — в Великобританию, Японию и Южную Корею.

Как отметил  Председатель Правления «Газпрома» Алексей Миллер: «… стратегия «Газпрома» — это вертикальная интеграция по природному газу и диверсификация по смежным продуктам и «высоким переделам». В современной структуре мирового углеводородного бизнеса доминируют универсальные нефтегазовые компании. Концентрация капитала и наличие единой инфраструктуры ведут к сокращению удельных затрат и существенному росту прибыли».

Как известно ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой , способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния, как потребителям Российской Федерации, так и за рубеж. При этом, в целях максимизации прибыли, компания проводит ценовую дискриминацию по географическому принципу: экспортные цены «Газпрома» на газ отличаются от цен для российских потребителей.

Механизм  ценовой дискриминации прост. Предположим, что единая для всех покупателей  отпускная цена на газ высока и  для многих из них неприемлема. Эта  цена используется, как стартовая, но не окончательная, и регулируется сроком погашения дебиторской задолженности7, а значит, фактическая цена для каждого из покупателей различна.

Итак, экспортный газ существенно дороже. По итогам 2011 года можно выявить, что российское голубое топливо поставлялось в  Западную Европу по ценам в среднем  в 4,1 раза, а в страны СНГ и Балтии — более чем в 3,1 раза выше, чем российским потребителям. Да, уровень цен для европейских потребителей в значительной мере зависит от стоимости газотранспортных услуг. «Газпром» продает основной объем экспортного газа на границе стран-импортеров компаниям, которые затем поставляют газ конечным потребителям. В цену газа для конечного потребителя закладывается стоимость транспортировки газа по сетям низкого давления, содержание которых в несколько раз дороже, чем в России, а также налоги. Но цены явно завышены. К тому же, ценовая дискриминация проводится и среди зарубежных стран: продавец, являясь монополистом, сортирует покупателей по группам, между которыми невозможна купля-продажа данного товара.

Так, разница  в цене для отдельных стран  складывается, во-первых, из традиционного различия используемых в формуле цены коэффициентов и набора нефтепродуктов (в зависимости от структуры энергопотребления в конкретной стране), а во-вторых, что особенно актуально в последние пару лет, в зависимости от полученных в ходе переговоров скидок. Те, кому удалось добиться скидок (а это в первую очередь партнеры "Газпрома" из крупнейших стран – таких как Германия, Италия и Франция), получают газ по более низким ценам.

Рассчитаем  прибыль, полученную в результате проводимой «Газпромом» ценовой дискриминации по отношению к зарубежным странам (ценовая дискриминация третьей степени), за 2011 год:

Средняя цена реализации газа (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин) (руб./1000 м3)

Р

Россия

Страны СНГ

Дальнее зарубежье

 

2 725, 4

1)

7 802, 1

2)

9 186, 6

3)

Количество (млрд. куб. м.)

Q

265, 3

(Q1)

71, 1

(Q2)

150

(Q3)

Общая выручка

TR

723048, 62

554729, 31

1377990


 

В результате установления дискриминационных цен вырученный доход компании за 2011 год в данном случае равен:

TR1 = Р1* Q1 + Р2* Q2 + Р3* Q3 = 2655767, 9 (руб.)

Если бы такая  ценовая политика «Газпромом» не проводилась, доход был бы равен:

TR2 = Р1* Q1 + Р1* Q2 + Р1* Q3 = 1325634, 6 (руб.)

В результате использования данного механизма вырученные средства можно рассчитать следующим образом:

Pr = TR1 - TR= 1330133, 3 (руб.)

Таким образом, несмотря на то, что «Газпром» экспортирует газа меньше, чем реализует его  в России, больше доходов поступает  в результате именно экспорта за счет значительной разницы в цене.

2.2.1 Анализ эффективности реализуемой ОАО «Газпром» стратегии.

На основании приведенных  в предыдущей главе данных можно  судить о том, эффективна ли реализуемая  стратегия для дальнейшего развития компании, в чем заключаются ее преимущества и недостатки не только для самой фирмы, но и для общества в целом. Также можно наметить мероприятия по оптимизации стратегии в ближайшем будущем.

Итак, стратегия  фирмы направлена, главным образом, на сохранение и поддержание конкурентоспособности  фирмы. Таким образом, тактический фактор конкурентного преимущества ОАО «Газпром» - степень охвата рынка, которая на данный момент характеризуется высокими показателями: на «Газпром» приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. Газпром планирует стать лидером среди глобальных энергетических компаний, в этом и состоит концепция его стратегии.

Проведенный анализ деятельности ОАО «Газпром»  позволяет сделать вывод о  том, что намеченная стратегия предприятия является эффективной для дальнейшего его развития и достижения главной стратегической цели. Приведем в качестве аргументов следующие показатели:

    • компания успешно расширяет границы своей деятельности, в том числе и за рубежом;

    • активно диверсифицирует виды своей деятельности за счет высокоэффективных проектов;

    • в результате развития технологий и техники компания повышает надежность и качество своих поставок потребителям;

    • в условиях сильного загрязнения окружающей среды «Газпром» минимизирует негативное техногенное воздействие на природную среду, выделяя на это достаточно большое количество средств.

Все эти показатели позволяют «Газпрому» оставаться лидером газопромышленной отрасли России и одним из лидеров в мировом масштабе после Китая и США. 

Для начала более  подробно остановимся на первом показателе. Российский рынок является самым большим и потенциально самым привлекательным рынком газа для «Газпрома». Мегапроект «Ямал», к реализации которого компания приступила почти 10 лет назад, позволит «Газпрому» увеличить запасы газа в несколько раз, следовательно, вырастет и его конкурентоспособность. На полуострове Ямал и в прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, разведанные и предварительно оцененные запасы газа которых составляют порядка 16 трлн куб. м, перспективные и прогнозные ресурсы газа — около 22 трлн куб. м. Таким образом, максимальная ежегодная добыча газа на Ямале сопоставима по объему с текущими поставками газа ОАО «Газпром» на российский рынок и в два раза превышает поставки газа в дальнее зарубежье.

Год

2011

2015

2020

2025

2030

Добыча газа, млрд куб. м.

7, 9

75-115

135-137

200-250

310-360


 

Благодаря развитию этого проекта «Газпром» планирует увеличить добычу газа в десятки раз в довольно короткий период. Больше нигде в России невозможно всего за два десятилетия создать подобный нефтегазодобывающий комплекс. По этой причине именно освоение Ямала будет играть решающую роль в развитии газовой промышленности России в XXI веке. Этот факт свидетельствует о том, что влияние «Газпрома» на российском рынке будет возрастать.

Что касается зарубежных рынков, то крупнейшие проекты здесь –Северный и Южный поток, реализация которых идет полным ходом. Газопровод «Северный поток» (Nord Stream) — это принципиально новый маршрут экспорта российского газа в Европу. Целевыми рынками поставок по «Северному потоку» являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие страны. Новый газопровод имеет большое значение для обеспечения растущих потребностей европейского рынка в природном газе. Согласно прогнозам, импорт газа в страны Европейского Союза возрастет в ближайшее десятилетие примерно на 200 млрд куб. м, или более чем на 50%.

Проект «Южный поток» (South Stream) направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Это очередной шаг в реализации стратегии «Газпрома» по диверсификации маршрутов поставок российского природного газа . Новая газопроводная система, отвечающая самым современным экологическим и технологическим требованиям, значительно повысит безопасность энергоснабжения всего европейского континента.

Реализация двух этих проектов повысит степень вовлеченности  отечественной компании в зарубежные рынки и влияние «Газпрома» на этой энергетической площадке.

Второй показатель - диверсификация продуктов с целью освоения новых сегментов энергетического рынка. В России «Газпром» одним из первых начал осваивать технологию сжижения газа. Сжиженный природный газ (СПГ) - перспективный и экологически безопасный энергоноситель XXI века. Когда природный газ охлаждается до температуры −160 °C, происходит его сжижение. Преимуществом СПГ является то, что его объем в 600 раз меньше объема природного газа, также оно связано с использованием для доставки потребителям не традиционного трубопроводного, а других видов транспорта, прежде всего морского. «Газпром» освоил этот рынок довольно быстро и успешно: в 2005 году «Газпром» осуществил первые поставки СПГ в США, в 2006 году — в Великобританию, Японию и Южную Корею. СПГ проекта «Сахалин-2» — это самый быстрый и экономичный способ доставки российского газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для России это выход на принципиально новый рынок сбыта, установление отношений с надежными покупателями энергоресурсов.

Информация о работе Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции