Стратегия и тактика успеха фирмы «Форд»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Генри Форд - один из богатейших людей своего времени, выходец из небогатой крестьянской семьи, человек создавший производство на совершенно новых принципах, которые впоследствии называли Фордизмом. Это и специализация труда, и резко возросшая точность производства продукции (до одной 10000-й дюйма), и одно из величайших изобретений нашего времени - конвейер для сборки, массовое изготовление деталей, цикл вращения материалов и т.д.
Форд угадал совершенную организацию производства, которую составляют многие элементы Фордизма вместе.

Содержание работы

Введение 3
I. История фирмы «Форд» 5
II. Стратегия и тактика успеха фирмы «Форд» 11
III. Фирма на рынке после кризиса 2008 г. 25
Заключение 29
Глоссарий 32
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная Секрет успеха форд.docx

— 74.74 Кб (Скачать файл)

Все урезали объемы производства, сокращали зарплату, проводили массовые увольнения рабочих. Форд же торжественно объявил о снижении продолжительности  рабочего дня до 8 часов, о сокращении числа смен с трех до двух, и об удвоении зарплаты для большей части  рабочих с $2,5 до $5 в день. Было объявлено  и о том, что на автомобильное  производство Форда дополнительно  принимаются 5 тыс. человек, что вызвало  невероятный ажиотаж у ворот  головного завода - такой, что пришлось вызвать усиленные наряды полиции.

В конце 1914 года каждый ранее  купивший знаменитую Модель Т получил по $50 – корпорация делилась с потребителем прибылью. Такого, чтобы покупатель автоматически становился акционером, не имея на руках ни одной акции, в истории мировой экономики ни до ни после Форда не было.

Колоссальные затраты  на этот весьма, как выяснилось, прагматичный альтруизм скоро вернулись к  Форду сторицей. Лояльность потребителя  обернулась скачкообразным ростом продаж. Рабочие, обретя статус своеобразного «пролетарского истеблишмента», дорожили местом и трудились с полной самоотдачей.

Громадные средства для осуществления  смелых производственно-экономических  маневров не свалились на Форда с  небес. И заработал он их не в столь  уж спокойной обстановке. Когда он решил заняться автомобильным производством, многие воспринимали это как безумие. В конце XIX века в США более  сотни солидных компаний, фирм средней  руки и полукустарных мастерских, входивших в Ассоциацию лицензированных  производителей автомобилей, уже заполнили  рынок самодвижущимися экипажами  с только что изобретенным двигателем внутреннего сгорания. Казалось, у 32-летнего  механика по паровым двигателям из Westinghouse Company, кем тогда был Генри Форд, нет никаких шансов.

Тем не менее, он зарегистрировал  фирму «Henry Ford Company» и приступил к выпуску автомобилей собственной конструкции. Да, он был талантливым конструктором-самоучкой, он чувствовал душу автомобиля, и его машины три года подряд обновляли национальные рекорды скорости. Однако только этого было бы достаточно лишь для успеха в спортивных состязаниях. Рынок, заметив Форда, не расценил его как серьезного конкурента, способного существенно повлиять на сложившуюся в отрасли ситуацию.

Но в 1903 году, основав «Форд» Motor Company, Генри решил не просто повлиять на рынок, а произвести автомобильную революцию, сделав машину не роскошью, а средством передвижения для миллионов соотечественников со средним достатком. И это уже была задача не для конструктора, а для менеджера высочайшего класса, лидера национального масштаба.

Первую победу Форд одержал  на бюрократическом поле. Он отказался  платить роялти за каждый выпускаемый  автомобиль компании «William С. Whitney`s Electric Vehicle Company of Hart Ford», которая в 1897 году стала держателем преимущественного патента на самодвижущийся экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Состоялось громкое судебное разбирательство, в результате которого Форд был признан правой стороной, а монополисты из Харфорда – душителями свободной рыночной конкуренции.

Исправив эту вопиющую несправедливость, Генри сосредоточился на технических проблемах. В те времена  автомобильный рынок был весьма узок: потребителями являлись лишь самые состоятельные американцы. И это всех устраивало. Производители  не ломали голову над тем, чтобы снижать  цены, увеличивать долговечность  машин, улучшать эксплуатационные характеристики. Все равно владелец машины нанимал  водителя и механика, которые были в состоянии устранять поломки, заказывая у изготовителя дорогостоящие  запчасти, и удерживать руль на ухабах проселочных дорог.

Форд же хотел сделать  подлинно народный автомобиль, простой  и надежный в эксплуатации. Шесть  лет – с 1903 по 1908 год - методом  проб и ошибок Форд шел к своей  знаменитой Модели Т, снижая себестоимость и повышая эксплуатационно-технические характеристик. Самым сложным оказалось найти такой материал для изготовления деталей двигателя, который выдерживал бы большие нагрузки и имел при этом внушительную долговечность. Изначально конструктор поставил перед собой заведомо неосуществимую задачу: автомобиль должен служить хозяину всю его жизнь. Но и то, чего удалось добиться, приятно удивило потребителей - через пять лет, когда автомобили других фирм уже разваливались на части, Модель Т продолжала работать так, словно на днях выкатилась из заводских ворот. Секрет был в использовании легированной ванадиевой стали.

Что же касается снижения себестоимости, то решение хорошо всем известно: конвейер. Да, о стандартизации и унификации деталей, без чего немыслимо массовое производство, знали еще в начале XIX века. Этот принцип впервые применил английский математик Чарльз Бэббидж, изготовивший громадную вычислительную машину на зубчатых колесах. Конвейер использовалась на американских скотобойнях  задолго до Форда. Но Форд первым понял значение конвейера для промышленного производства и совершил индустриальную революцию, определившую – как к конвейеру ни относись - образ жизни всего ХХ века.

Третий элемент фордовского ноу-хау – хронометраж рабочих операций. Тоже не его изобретение – теория была разработана экспертом по научной организации труда Фредериком Уинслоу Тейлором. Никто не мешал реализовать теорию на практике, но первым сделал это почему-то именно Генри Форд.

Форд начал постепенно, шаг за шагом, налаживать конвейерное  производство в 1909 году на старом заводе в Детройте на Пикветт-авеню. А торжественный запуск линии сборки Модели Т на полную мощность состоялся в 1913 году уже на новом заводе Highland Park, построенном по проекту выдающегося промышленного архитектора Альберта Кана. Триумф Форда был столь шумным и грандиозным, что за пределами внимания широкой публики остались многочисленные и подчас весьма драматические сложности, с которыми столкнулся Форд во время этой «перестройки на марше». Первый в мире конвейер не наладился сам собой, хотя инженеры, казалось бы, предусмотрели все нюансы каждого этапа реконструкции производства.

В этих обстоятельствах Форд не раз проявлял себя как блестящий  антикризисный менеджер. Всякая глобальная реконструкция – техническая, производственная или же социальная – выражается в кризисных терминах: спад – достижение «дна» - возрождение в новом, более совершенном, качестве. Форд месяцами не покидал завод, оперативно реагируя на возникающие проблемы - и внутренние, и внешние, с поставщиками оборудования и деталей. За 6 лет Форд расторгнул десятки контрактов и заключил столько же новых. При этом акцент был не на сиюминутной выгоде, а на развитии долгосрочных отношений.

Расхожее мнение о том, что Форд превращал людей в роботов, совершенно не соответствует действительности. Его отношение к сотрудникам было принципиально иным. Да, он понимал, что массовое производство неизбежно нивелирует людей, развивая у них схожее поведение. Что, в принципе, справедливо и для любой социальной общности, объединенных единой целью, будь то армия, политическая партия или университет. Но Форд, будучи человеком религиозным, христианином, чрезвычайно высоко ценил человеческую индивидуальность. «Все машины Форда совершенно одинаковы, но не существует двух совершенно одинаковых людей, - говорил он. - Каждая новая жизнь - это нечто новое под солнцем; никогда ранее не было ничего в точности такого же и никогда больше не будет. Молодой человек должен именно так смотреть на себя - он должен искать ту единственную искру индивидуальности, которая отличает его от других людей, и разжигать ее всеми силами. Общество и школы могут попытаться потушить эту искру, они хотят стричь всех под одну гребенку, а я говорю: не давайте искре погаснуть - это ваше единственное подлинное основание для того, чтобы играть важную роль».

Форд не был циником. «Важная  роль» человека, о которой он говорил, отнюдь не понималась им как честное  закручивание гаек на сборочном конвейере. Ему была не безразлична судьба тысяч  рабочих. Он создавал условия для  их духовного развития.

Такие условия в тогдашней  Америке были только в компании Форда. Солидная зарплата, позволявшая снимать  нормальное жилье для семейных. Добротные общежития для холостых. Нормированный рабочий день. Практически стопроцентные гарантии трудоустройства.

Проводя такую стратегию, Форд стал еще и кризисным менеджером громадного мегаполиса. С 1910 по 1920 год  в связи с бурным развитием  промышленности население Дейтройта удвоилось благодаря притоку не только разорившихся фермеров, но и эмигрантов-гастарбайтеров. В городе назревали социальные катаклизмы - криминализированные землячества не желали ассимилироваться. Многие новоиспеченные детройтцы не знали и знать не желали не только местного культурного уклада, но и английского языка.

Форд боролся с этими  опасными демографическими явлениями  на своих заводах. Он открыл бесплатную школу, где иммигранты учили язык, проходя заодно социальную адаптацию. Создал так называемый «социальный  отдел», сотрудники которого посещали жилища рабочих, выявляя проблемные семьи. Выпивохам, посетителям притонов, поколачивающих домочадцев и тяготеющим к прочей асоциальности делалось предупреждение. Через три месяца можно было нарваться на второе и последнее предупреждение. В результате Детройту удалось избежать превращения в криминальный Клондайк – столица мирового автопрома развивалась цивилизованно, что тоже задало социальные стандарты на весь XX век.

Благодаря таким асимметричным  антикризисным мерам, предпринятым задолго до кризиса, Форду и удалось  удивить мир, наращивая выпуск автомобилей  и удваивая рабочим зарплату, когда  все остальные со стенаниями «Депрессия, депрессия!» поступали в точности наоборот.

 

III. Фирма «Форд» на рынке после кризиса 2008г.

 

«Форд» Motor Company – это четвёртый в мире производитель автомобилей по объёму выпуска за весь период существования; в настоящее время — третий на рынке США после GM и Toyota, и второй в Европе после Volkswagen. Занимает 7 место в списке крупнейших публичных компаний США Fortune 1000 по состоянию на 2009 год и 19 место в списке крупнейших мировых корпораций (2009 год).

В состав «Форд» Motor Company входит крупное подразделение «Форд» в Европе. Объём продаж «Форд» в Европе за 2008 год составил 1,46 млн. легковых и 369 985 коммерческих автомобилей. Президент «Форд» of Europe — Джон Флеминг.

В 20097 году компанией (вместе с контролируемыми марками) было произведено 4,8 млн. машин (годом ранее 5,5 млн.), т.е. на 0,7 млн. машин или на 12,7% меньше, чем в 2008 году. Общее количество занятых в компании в 2009 году составляло 198 тыс. человек, а годом ранее 213 тыс. человек, то есть произошло снижение численности персонала на 15 тыс. человек (или на 7,4%). Выручка компании в 2009 году составила $118,31 млрд. (в 2008 году — $145,11 млрд.), т.е. снизилась по сравнению с 2008 годом на 26,8 млрд. долларов или на 18,5% (таблица 1.). Таким образом, с 2008 по 2009 гг. произошло значительное снижение показателей выручки компании, численности персонала, объема произведенной продукции.

 

Таблица 1. Динамика отдельных показателей 2008, 2009гг.

Показатель 

2008

2009

абсолютное отклонение

темпы роста, %

Общее количество занятых  в компании, тыс. человек

213

198

-15

92,6

Выручка компании, млрд $

145,11

118,31

-26,8

81,5

Объем произведенной продукции, млн.

5,5

4,8

-0,7

87,3


 

В 2008 году продажи «Форд» в России достигли 186 828 автомобилей8. По сравнению с предыдущим годом продажи выросли на 6,3 процента. По результатам продаж «Форд» в России занимает 4-е место среди крупнейших рынков «Форд» в Европе. В 2009 году продав по итогам года в России 82 083 автомобиля, «Форд» стал третьим автопроизводителем на российском рынке по объему продаж, поднявшись на две ступени выше по сравнению с предыдущим годом. Его доля рынка в 2009 году составила 5,6 процента.

 

Таблица 2. Динамика продаж автомобилей «Форд» в 2008 и 2009 годах по моделям

Модель

объем продаж, шт.

абсолютное  отклонение

темп  роста, %

2008

2009

Focus

93 496

52108

-41 388

55,7

C-Max

5 565

1411

-4 154

25,4

Fiesta

9 463

2810

-6 653

29,7

Fusion

45 752

4784

-40 968

10,5

Mondeo

13 299

7322

-5 977

55,1

S-Max

2 637

1207

-1 430

45,8

Galaxy

1 098

656

-442

59,7

Kuga

1 245

1463

218

117,5

Explorer

1 029

926

-103

90,0

Escape

606

1630

1 024

269,0

Ranger

2 511

1687

-824

67,2

Connect

3 108

1655

-1 453

53,2

Transit

7 019

4424

-2 595

63,0


 

 

          Таблица 2. отражает снижение продаж всех видов, за исключением модели «Escape», в 2009 году по сравнению с 2008. Самой популярной моделью является «Форд» Focus, продажи по которому в 2008 году составили 93 496 автомобилей, в 2009 году 52 108 автомобилей, т.е. снизились на 41 388 автомобилей или на 44,3%. Модель «Форд» Fusion по объему продаж в 2008 году занимала 2 место (45 752 автомобилей), в 2009 году она резко сдала свои позиции, объему продаж сократился на 40 968 автомобилей или на 89,5%.

На 3 месте с объемом  продаж в 13 299 автомобилей в 2008 году была модель «Форд»Mondeo9, в 2009 году она поднялась на 2 место с объемом продаж в 7322 автомобилей, таким образом, сократив объем продаж на 5 977 автомобилей или на 44,9%. По двенадцати моделям из тринадцати объем продаж существенно сократился, лишь по модели «Форд»Escape он увеличился на 169% (или на 1 024 299 автомобилей).

Информация о работе Стратегия и тактика успеха фирмы «Форд»