Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:30, доклад

Описание работы

Документ «Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» (далее – Стратегия) разработан в соответствии с поручением Президента России о приведении стратегий развития субъектов Российской Федерации в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ и основывается на действующей системе стратегических документов Свердловской области.
Цель разработки Стратегии – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан Свердловской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (до 2020 года), укрепления позиций Свердловской области среди субъектов Российской Федерации и в мировом сообществе.

Файлы: 1 файл

Strat_Sverdl_obl_do_2020g.doc

— 1.62 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

Документ «Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» (далее – Стратегия) разработан в соответствии с поручением Президента России  о приведении стратегий развития субъектов Российской Федерации в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ и основывается на действующей системе стратегических документов Свердловской области.

Цель разработки Стратегии – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан Свердловской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (до 2020 года), укрепления позиций Свердловской области среди субъектов Российской Федерации и в мировом сообществе.

Для достижения этой цели в Стратегии решаются следующие задачи:

  • оценка достигнутого уровня развития экономики Свердловской области;
  • постановка стратегических целей с учетом основных вызовов предстоящего периода;
  • определение возможных сценариев долгосрочного социально-экономического развития;
  • определение направлений, способов и этапов достижения поставленных целей;
  • формирование целей, приоритетов и основных  задач долгосрочной экономической политики, целевых индикаторов по основным видам деятельности экономики;
  • определение параметров, целей и задач территориального развития (в разрезе управленческих округов Свердловской области) в долгосрочной перспективе;
  • выработка механизмов реализации Стратегии.

 

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000-2007 ГОДАХ

 

В 90-е годы прошлого столетия Свердловская область представляла собой ярко выраженный старопромышленный регион, в экономике которого преобладали «тяжелые», материалоемкие отрасли - черная и цветная металлургия, машиностроение,  оборонно-промышленный комплекс.

Кроме того, область была полностью закрыта для иностранных граждан.

В первые годы рыночных преобразований объемы производства в Свердловской области снизились почти в 3 раза. Многие предприятия были близки к банкротству.

За период 2000-2007 годов в условиях меняющейся внешней и внутренней среды экономика области динамично развивалась, превышая среднероссийские темпы, что свидетельствует о достаточной сбалансированности экономического комплекса области и его способности максимально использовать рыночную конъюнктуру.

Свердловская область сегодня - это крупная экономически развитая территория России с высоким уровнем деловой, культурной и общественной активности, один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации.

По большинству основных социально-экономических показателей развития Свердловская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации.

Таблица 1

Место Свердловской области среди субъектов Российской Федерации

 

Наименование показателя

2007 год

Суммарный объем отгруженных товаров собственного производства по видам экономической деятельности (С+D+Е)

4

Оборот розничной торговли

5

Оборот оптовой торговли

3

Сальдированный финансовый результат

5

Средняя номинальная начисленная заработная плата

16

Инвестиции в основной капитал

7

Иностранные инвестиции

8


 

За истекший период в Свердловской области был проведен комплекс целевых мер, направленных в первую очередь на качественное преобразование экономики. Это: проведение структурных преобразований, увеличение удельного веса продукции высоких переделов, повышение кадрового потенциала, техническая и технологическая модернизация производства, рост инновационной емкости продукции, снижение материалоемкости и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Таблица 2

Динамика социально-экономического развития  
Свердловской области в 2000-2007 годах

в %  в сопоставимых условиях

Наименование показателя

2007 год к 2000 году

Среднегодовой темп роста в 2000-2007 годах

Валовой региональный продукт

179,1*

108,7

Индекс промышленного производства

172,3

108,1

Оборот розничной торговли

332,9

118,8

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

300,7

117,4

Иностранные инвестиции в основной капитал

820,7

173,0

Перевозки грузов транспортом общего пользования

191,0

112,0

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника в экономике

608,5

129,6

Реальная заработная плата (за период)

250,8

114,1


* - оценка

 

Свердловская область вносит существенный вклад в ВВП Российской Федерации - около 3%.

Продолжается оптимизация структуры валового регионального продукта Свердловской области – доля производства услуг увеличилась с 39,8% в 2000 году до 51,1% в 2006 году.

Экономика области – индустриального типа, в структуре которой представлены все основные отрасли промышленного комплекса.

Область относится к числу десяти основных регионов, на долю которых приходится 60% производимой в России промышленной продукции. Уровень концентрации промышленного производства на территории области в 4 раза превышает среднероссийские показатели.

В последние годы отмечены качественные изменения в структуре продукции металлургического комплекса и на сегодняшний день  предприятия металлургического комплекса успешно справились с задачей коренной модернизации производства. Технологии выплавки стали, переработки меди и алюминия - на уровне мировых. Продукция конкурентоспособна и пользуется высоким спросом, как на внутреннем, так и внешнем рынках. Завершены процессы структурного формирования металлургических кластеров.

Возродился машиностроительный комплекс. Оборонные предприятия начали производство гражданской продукции. За эти годы в Свердловской области создано медицинское приборостроение. Положительная динамика роста достигнута в химическом комплексе и производстве стройматериалов.

Созданы и успешно работают технологические центры и технопарки, являющиеся элементами инновационной экономики. Они специализируются на разработке и реализации проектов производства наукоемкой конкурентоспособной продукции, внедрении современных ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Правительством Свердловской области были выработаны пути ликвидации диспропорций, ресурсных и инфраструктурных ограничений. Предпринят комплекс мер по предотвращению дефицита электроэнергии, удалось снять ограничения по обеспечению сырьем алюминиевой промышленности и медной подотрасли.

Промышленная политика Свердловской области строится на сочетании крупного и малого бизнеса. Количество субъектов малого предпринимательства в Свердловской области увеличилось в 2007 году до 123 тысяч единиц.

Специфика области – «срединное» экономико-географическое положение между европейской и азиатской частями страны. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений является развитие Свердловской области как крупного транспортно-логистического узла Российской Федерации.

Одним из основных приоритетов экономической политики Свердловской области является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития инвестиционной активности региона.

Свердловская область готова предложить прибыльные проекты во всех отраслях экономики и характеризуется как один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации для инвестирования.

По данным международного рейтингового агентства «Standart & Poor’s» с декабря 2007 года значение кредитного рейтинга Свердловской области - «ВВ», прогноз изменения рейтинга – «Позитивный».

Это свидетельствует о финансовой открытости Свердловской области, создает более благоприятный имидж и репутацию региону в инвестиционном и банковском сообществе и способствует расширению круга потенциальных инвесторов и кредиторов.

Наиважнейшей задачей является сохранение и развитие человеческого потенциала региона. Для улучшения демографической ситуации в области выработан комплекс мер по развитию здравоохранения, образования, культуры и повышению качества жизни населения, обобщенный в Концепции «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года» (с 2001 года) и Программе демографического развития Свердловской области на период до 2025 года («Уральская семья») (с 2007 года).

 

 

ПРОЦЕССЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Долгосрочное развитие Свердловской области определяют процессы, относимые как к внешней, так и внутренней среде. И внешняя, и внутренняя среда в долгосрочном аспекте носит характер вызовов (угроз) и возможностей (преимуществ).

Внешние системные вызовы отражают мировые и российские тенденции развития. Они обусловлены усилением глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, но и капиталов, технологий, рабочей силы. Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, распространением новых технологий (информационных, нано- и биотехнологий).

1. Для Свердловской области внешние вызовы, обусловленные глобальной конкуренцией, связаны, прежде всего, с последствиями вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Вступление России в ВТО, с одной стороны, создает новые возможности в развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций на мировых рынках, с другой – усиливает требования к ее конкурентоспособности, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.

Одновременно с этим усилится роль Китая и Индии в мировом пространстве. Эти страны превратятся в основные локомотивы мирового экономического роста, также появятся новые мировые центры экономического развития в Азии и Латинской Америке. Для Свердловской области это означает, в первую очередь, потерю части традиционных рынков в мировом пространстве, в первую очередь на рынках металлургической продукции. 

Сегодняшние качественные характеристики экономики Свердловской области не позволяют ей использовать преимущества глобальной конкуренции. Она остается слабо диверсифицированной и, в силу этого, уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых рынков углеводородов и сырья, мировых финансовых рынков, характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов.

Ответ на этот вызов обуславливает необходимость повышения конкурентоспособности экономики Свердловской области, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций. Для сохранения позиций на традиционных мировых рынках металлургической продукции необходимо углублять переработку алюминия, меди, титана, стали.

На региональном уровне решением задачи глобального соответствия может стать межрегиональная кооперация. Вопросы взаимовыгодного сотрудничества и межрегиональной интеграции, усиления и развития на этой основе «точек роста» и «полюсов конкурентоспособности» в Свердловской области становятся наиболее актуальными для:

    • обеспечения стабильных рынков сбыта для продукции и услуг, производимых областными предприятиями;
    • содействия решению вопросов полной загрузки производственных мощностей, создание новых рабочих мест и росту занятости;
    • увеличения внутрироссийских поставок промышленной продукции для преодоления импортной зависимости по отдельным товарам за счет развития интегрированных с регионами России производств промышленной продукции;
    • расширения участия областных строительных организаций в программах межрегионального сотрудничества.

2. К внешним угрозам устойчивому развитию экономики Свердловской области  следует также отнести возможное изменение конъюнктуры мировых цен на металлы и углеводороды, учитывая значительный объем выпуска экспортно-ориентированной продукции предприятиями металлургического комплекса (не только заготовки, но и продукция высоких переделов). Структурный перекос в строну металлургического производства, зависимость бюджета Свердловской области от цен на металлы создают риски долгосрочного развития области. При сохранении  сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению экономического роста и нарастающему отставанию от ведущих стран.

Ответом на этот вызов должна стать структурная перестройка экономики Свердловской области. Интенсивные структурные изменения должны коснуться структуры производства, добавленной стоимости, занятости, инвестиций и основного капитала. Во всех сферах должны быть существенно увеличена доля высокотехнологичного сектора.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года