Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:30, доклад

Описание работы

Документ «Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» (далее – Стратегия) разработан в соответствии с поручением Президента России о приведении стратегий развития субъектов Российской Федерации в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ и основывается на действующей системе стратегических документов Свердловской области.
Цель разработки Стратегии – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан Свердловской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (до 2020 года), укрепления позиций Свердловской области среди субъектов Российской Федерации и в мировом сообществе.

Файлы: 1 файл

Strat_Sverdl_obl_do_2020g.doc

— 1.62 Мб (Скачать файл)

Малые предприятия, гибко реагирующие на рыночную конъюнктуру, способны стать проводником инноваций в экономику.

Задачи до 2020 года:

    • обеспечение опережающего развития малого и среднего бизнеса не только в отраслях, работающих на потребительский рынок, но и в промышленном комплексе.

 

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 2020 –

ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЕВРАЗИИ

 

Инфраструктурный сектор Свердловской области будет вносить существенный вклад в добавленную стоимость, его доля в 2020 году приблизится к показателю европейских стран – 45% от ВРП.

Задачи до 2020 года:

  1. Развитие Свердловской области в качестве мультимодального  инфраструктурного центра, связывающего и распределяющего пассажирско-грузовые, информационные, финансовые и людские потоки между Европой и Азией, в том числе:

1.1 обеспечение эффективного взаимодействия автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта как в плане внутрироссийских, так и международных грузоперевозок, путем:

      • развития аэропорта «Кольцово» в соответствии с международными стандартами, обеспечения приема и обслуживания всех типов воздушных судов;
      • развития сети автомобильных дорог – повышения качества и пропускной способности  существующих дорог, строительства новых дорог в соответствии с новейшими технологиями;
      • модернизации и повышения эффективности работы железнодорожного комплекса области;

1.2  создание в регионе системы логистических комплексов как международного (в системе МТК-2), так и регионального уровня, обеспечивающих транзит, хранение, переработку евроазиатских товарных потоков;

1.3  размещение на территории области крупных оптовых структур федерального масштаба, включая региональный центр распределения товарных потоков международного транспортного коридора, кольцо логистических центров, базирующихся на континентальных и меридиональных транспортных коридорах.

2.  Создание новой промышленной инфраструктуры – технопарки, бизнес-инкубаторы.

3. Обеспечение соответствия банковской инфраструктуры на основе различных групп кредитных организаций (самостоятельных банков области, филиалов и представительств банков других регионов) потребностям хозяйствующих субъектов и населения в эффективных банковских услугах, обеспечивающих развитие инновационной социально-ориентированной региональной экономики.

4. Существенное повышение обеспеченности инфраструктурой делового сотрудничества за счет строительства новых гостиниц, отвечающих мировым требованиям и новых многофункциональных деловых комплексов с конгресс - холлами:

4.1  вместимость объектов размещения должна вырасти к 2020 году в два раза;

4.2  количество российских и зарубежных участников конгрессных мероприятий вырастет с 8 до 26 тысяч человек.

5. Модернизация энергетического комплекса региона с целью полного  удовлетворения потребностей экономики. Существенное снижение энергоемкости ВРП путем развития энергосберегающих технологий.

 

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 2020-

ЭФФЕКТИВНОЕ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В Свердловской области имеются все предпосылки для дальнейшего успешного развития местного самоуправления – уровня власти, непосредственно влияющего на повседневную жизнедеятельность населения. На сегодняшний день муниципальные образования в Свердловской области сформированы на основе населенных пунктов с крупными и средними градообразующими предприятиями, сохранены исторически сложившиеся отношения между городами и прилегающими сельскими территориями, отсутствуют искусственно созданные недееспособные дотационные территории.

Задачи до 2020 года:

    • сохранить существующую территориальную схему муниципальных образований;
    • довести число муниципальных образований, имеющих профицитные местные бюджеты, до уровня не менее 10 процентов от общего числа муниципалитетов;
    • довести число муниципальных образований, в которых применяется схема «глава муниципального образования исполняет полномочия председателя Думы, руководитель администрации муниципального образования назначается Думой по итогам конкурсного отбора», до уровня не менее 25 процентов от общего числа муниципалитетов;
    • довести число муниципальных служащих в Свердловской области, имеющих высшее образование, до уровня не менее 90 процентов от общего числа служащих.

 

 

 

ОТРАСЛЕВЫЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ ДО 2020 ГОДА

УЛУЧШЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ

До настоящего времени экономика Свердловской области характеризовалась как экономика индустриального типа, в которой существенная часть созданной добавленной стоимости приходилась на производство товаров в традиционных секторах экономики – 32,8 % в 2006 году. Вместе с тем, наблюдаемая в последние годы тенденция ускоренного развития торговли, общественного питания, транспорта, финансового сектора и других рыночных услуг обусловила повышение доли инфраструктурного сектора в валовой добавленной стоимости до 42,6%. Указанная тенденция характерна для процесса деиндустриализации экономики и означает выход на уровень развитых стран (таблица 5).

В настоящее время на долю высокотехнологичного сектора приходится 17% ВРП Свердловской области, что значительно выше среднероссийского показателя – 10,4%. Вместе с тем, для области с высоким инновационным потенциалом  значение данного показателя явно недостаточно. Кроме того, несмотря на высокую долю высокотехнологичного сектора в ВРП, данный   сектор     характеризуется       низкой     производительностью –   215 тыс. рублей на человека в год, в то время как в традиционном секторе этот показатель равен 516,4 тыс. рублей на человека в год, в инфраструктурном – 527,6 тыс. рублей на человека в год.

 

Таблица 5

Существующая структура экономики Свердловской области

 

Доля в

 добавленной  стоимости

Доля в инвестициях

2006 год

2006 год

Потребительский сектор

7,6

5,6

Сельское хозяйство

4,2

2,5

Пищевая промышленность

1,2

1,4

Легкая промышленность

0,2

0,0

Социальные услуги

2,0

1,7

Высокотехнологичный сектор

17,0

20,2

Наука и научное обслуживание

1,1

0,8

Связь

2,5

5,2

Информационно обслуживание

0,2

0,3

Народное образование

2,8

1,7

Здравоохранение

3,0

3,4

Машиностроение

7,4

8,9

Новые сектора

0,0

0,0

Традиционный сектор экономики

32,8

38,9

Металлургия

20,7

29,3

Добыча полезных ископаемых

3,5

3,4

Деревообрабатывающая промышленность

0,7

0,5

Химическая промышленность

1,3

1,8

Стройиндустрия

1,9

1,7

Строительство

4,4

1,9

Прочее

0,3

0,3

Инфраструктурный сектор

42,6

35,3

Транспорт

7,5

8,8

Электроэнергетика

3,8

6,2

Оптовая и розничная торговля

23,6

4,4

Операции с недвижимым имуществом

5,3

11,3

Страхование

0,2

1,8

Управление

2,2

2,7

Итого

100,0

100,0


 

Высокая доля традиционного сектора и рост доли инфраструктурного сектора обусловлены высокой инвестиционно-инновационной активностью в этих секторах. На долю традиционного и инфраструктурного секторов приходится 38,9% и 35,3% инвестиций в основной капитал соответственно.

Исчерпание индустриальных возможностей экономики выражается в невозможности прирастать за счет промышленности, сельского хозяйства, то есть готового материального продукта – таков опыт всех индустриально развитых стран. Одновременно с этим увеличивается доля инфраструктурного и высокотехнологичного секторов, причем последний прирастает достаточно высокими темпами, обеспечивая тем самым инновационный вклад в прирост в ВРП.

У большинства развитых постиндустриальных стран в структуре ВВП инфраструктурный сектор занимает до 50% ВВП. Причем данный показатель постиндустриального уровня развития  говорит о степени наукоемкой продукции и услугах инновационного характера в материальном секторе экономике.

Промышленные предприятия, которые составляют основу экономики Свердловской области, имеют сегодня ряд проблем с техническим перевооружением, связанных с необходимостью существенной реструктуризации. Им не обойтись без создания разветвленной инфраструктуры услуг по логистике, продвижению товара, сервису, гарантийному обслуживанию, созданию брендов, рекламе и т.д. Таким образом, говоря о необходимости увеличения доли инфраструктурного сектора в ВРП, важно отметить, что речь идет не только о торговле, энергетике, транспорте, а также об инновационных, наукоемких услугах, в которых остро нуждается традиционный и высокотехнологичный сектор экономики.

Что касается высокотехнологичного сектора, то его доля будет существенно возрастать за счет развития машиностроения, науки и образования, информатизации и связи, здравоохранения, а также новых высокотехнологичных видов деятельности, связанных прежде всего с развитием нанотехнологий и др. Прогноз структурных изменений экономики Свердловской области представлен в таблице 6.

Таблица 6

Прогнозная структура экономики Свердловской области

(инновационный  вариант)

Сектора

Доля в добавленной стоимости

2006 год

2010 год

2015 год

2020 год

Потребительский сектор

7,6

7,4

7,2

6,0

Высокотехнологичный сектор

17,0

18,1

19,8

22,0

в том числе:

       

машиностроение

7,4

7,6

8,0

9,6

новые сектора

0,0

0,2

1,1

3,0

Традиционный сектор экономики

32,8

31,1

28,2

27,0

в том числе:

       

металлургия

20,7

20,6

20,4

14,0

Инфраструктурный сектор

42,6

43,4

44,8

45,0

в том числе:

       

транспорт

7,5

8,7

9,0

9,7

электроэнергетика

3,8

3,6

3,5

3,2

торговля

23,6

24,0

24,6

24,8

Итого ВРП

100,0

100,0

100,0

100,0


 

В 2020 году структура экономики Свердловской области будет соответствовать структуре экономики стран Восточной Европы.

Согласно инновационному сценарию доля традиционного сектора, занимавшего ранее третью часть ВРП, сократится до 27%. Одновременно с этим произойдет качественное инновационное обновление отраслей, входящих в традиционный сектор с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ региона, формирования базы для модернизации традиционного комплекса и экономики в целом. В данном секторе по-прежнему определяющую роль будет играть металлургия – 14,0% от ВРП. В металлургии предполагается освоение производства высоких переделов, превращение отрасли в компонентную базу для отечественного машиностроения, постепенное встраивание в международные технологические цепочки.

Инфраструктурный сектор будет вносить существенный вклад в добавленную стоимость, его доля приблизится к показателю европейских стран – 45% от ВРП. Доля потребительского сектора сократится до 6% ВРП. И, наконец, существенно возрастет доля высокотехнологичного сектора – до 22% от ВРП, прежде все за счет роста доли машиностроения (с 7,4% до 9,6%) и появления новых секторов, на долю которых в 2020 году будет приходиться 3% ВРП. Для сравнения, Концепция долгосрочного развития России предусматривает рост доли высокотехнологичного сектора с 10,4% в 2007 году до 17-20% в 2020 году.

Необходимо отметить, что изменение структуры будет происходить поэтапно. На первом этапе (2008-2010 гг.) в большей степени структура сохранит свой прежний вид, в виду определенной инертности традиционных отраслей экономики. Вместе с тем, в этот период существенными темпами возрастут инвестиции в инфраструктурном секторе, что повлечет увеличение темпов роста и резкое увеличение доли этого сектора на втором этапе (2011-2015 гг.). За период 2011-2015 гг. структура инвестиций изменится в сторону высокотехнологичного сектора. Таким образом, второй этап будет иметь подготовительный характер для инновационного рывка на третьем этапе.

На третьем этапе структурной перестройки экономики Свердловской области, отдача от инвестиций в высокотехнологичный сектор существенно увеличит темпы роста и долю наукоемкого машиностроения и обеспечит появление новых высокотехнологичных отраслей, что в полной мере можно будет считать инновационным рывком.

Темпы роста секторов экономики представлены по трем вариантам в таблицах 7, 8 и 9. Указанные темпы роста позволят выполнить целевые установки по темпам роста ВРП Свердловской области.

Таблица 7

Темпы роста секторов экономики – инерционный вариант

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года