Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:30, доклад
Документ «Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» (далее – Стратегия) разработан в соответствии с поручением Президента России о приведении стратегий развития субъектов Российской Федерации в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ и основывается на действующей системе стратегических документов Свердловской области.
Цель разработки Стратегии – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан Свердловской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (до 2020 года), укрепления позиций Свердловской области среди субъектов Российской Федерации и в мировом сообществе.
Малые предприятия, гибко реагирующие на рыночную конъюнктуру, способны стать проводником инноваций в экономику.
Задачи до 2020 года:
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 2020 –
ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЕВРАЗИИ
Инфраструктурный сектор Свердловской области будет вносить существенный вклад в добавленную стоимость, его доля в 2020 году приблизится к показателю европейских стран – 45% от ВРП.
Задачи до 2020 года:
1.1 обеспечение эффективного взаимодействия автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта как в плане внутрироссийских, так и международных грузоперевозок, путем:
1.2 создание в регионе системы логистических комплексов как международного (в системе МТК-2), так и регионального уровня, обеспечивающих транзит, хранение, переработку евроазиатских товарных потоков;
1.3 размещение на территории области крупных оптовых структур федерального масштаба, включая региональный центр распределения товарных потоков международного транспортного коридора, кольцо логистических центров, базирующихся на континентальных и меридиональных транспортных коридорах.
2. Создание новой промышленной инфраструктуры – технопарки, бизнес-инкубаторы.
3. Обеспечение соответствия банковской инфраструктуры на основе различных групп кредитных организаций (самостоятельных банков области, филиалов и представительств банков других регионов) потребностям хозяйствующих субъектов и населения в эффективных банковских услугах, обеспечивающих развитие инновационной социально-ориентированной региональной экономики.
4. Существенное повышение обеспеченности инфраструктурой делового сотрудничества за счет строительства новых гостиниц, отвечающих мировым требованиям и новых многофункциональных деловых комплексов с конгресс - холлами:
4.1 вместимость объектов размещения должна вырасти к 2020 году в два раза;
4.2 количество российских и зарубежных участников конгрессных мероприятий вырастет с 8 до 26 тысяч человек.
5. Модернизация энергетического комплекса региона с целью полного удовлетворения потребностей экономики. Существенное снижение энергоемкости ВРП путем развития энергосберегающих технологий.
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 2020-
ЭФФЕКТИВНОЕ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В Свердловской области имеются все предпосылки для дальнейшего успешного развития местного самоуправления – уровня власти, непосредственно влияющего на повседневную жизнедеятельность населения. На сегодняшний день муниципальные образования в Свердловской области сформированы на основе населенных пунктов с крупными и средними градообразующими предприятиями, сохранены исторически сложившиеся отношения между городами и прилегающими сельскими территориями, отсутствуют искусственно созданные недееспособные дотационные территории.
Задачи до 2020 года:
ОТРАСЛЕВЫЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ ДО 2020 ГОДА
До настоящего времени экономика Свердловской области характеризовалась как экономика индустриального типа, в которой существенная часть созданной добавленной стоимости приходилась на производство товаров в традиционных секторах экономики – 32,8 % в 2006 году. Вместе с тем, наблюдаемая в последние годы тенденция ускоренного развития торговли, общественного питания, транспорта, финансового сектора и других рыночных услуг обусловила повышение доли инфраструктурного сектора в валовой добавленной стоимости до 42,6%. Указанная тенденция характерна для процесса деиндустриализации экономики и означает выход на уровень развитых стран (таблица 5).
В настоящее время на долю высокотехнологичного сектора приходится 17% ВРП Свердловской области, что значительно выше среднероссийского показателя – 10,4%. Вместе с тем, для области с высоким инновационным потенциалом значение данного показателя явно недостаточно. Кроме того, несмотря на высокую долю высокотехнологичного сектора в ВРП, данный сектор характеризуется низкой производительностью – 215 тыс. рублей на человека в год, в то время как в традиционном секторе этот показатель равен 516,4 тыс. рублей на человека в год, в инфраструктурном – 527,6 тыс. рублей на человека в год.
Таблица 5
Существующая структура экономики Свердловской области
Доля в добавленной стоимости |
Доля в инвестициях | |
2006 год |
2006 год | |
Потребительский сектор |
7,6 |
5,6 |
Сельское хозяйство |
4,2 |
2,5 |
Пищевая промышленность |
1,2 |
1,4 |
Легкая промышленность |
0,2 |
0,0 |
Социальные услуги |
2,0 |
1,7 |
Высокотехнологичный сектор |
17,0 |
20,2 |
Наука и научное обслуживание |
1,1 |
0,8 |
Связь |
2,5 |
5,2 |
Информационно обслуживание |
0,2 |
0,3 |
Народное образование |
2,8 |
1,7 |
Здравоохранение |
3,0 |
3,4 |
Машиностроение |
7,4 |
8,9 |
Новые сектора |
0,0 |
0,0 |
Традиционный сектор экономики |
32,8 |
38,9 |
Металлургия |
20,7 |
29,3 |
Добыча полезных ископаемых |
3,5 |
3,4 |
Деревообрабатывающая промышленность |
0,7 |
0,5 |
Химическая промышленность |
1,3 |
1,8 |
Стройиндустрия |
1,9 |
1,7 |
Строительство |
4,4 |
1,9 |
Прочее |
0,3 |
0,3 |
Инфраструктурный сектор |
42,6 |
35,3 |
Транспорт |
7,5 |
8,8 |
Электроэнергетика |
3,8 |
6,2 |
Оптовая и розничная торговля |
23,6 |
4,4 |
Операции с недвижимым имуществом |
5,3 |
11,3 |
Страхование |
0,2 |
1,8 |
Управление |
2,2 |
2,7 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
Высокая доля традиционного сектора и рост доли инфраструктурного сектора обусловлены высокой инвестиционно-инновационной активностью в этих секторах. На долю традиционного и инфраструктурного секторов приходится 38,9% и 35,3% инвестиций в основной капитал соответственно.
Исчерпание индустриальных возможностей экономики выражается в невозможности прирастать за счет промышленности, сельского хозяйства, то есть готового материального продукта – таков опыт всех индустриально развитых стран. Одновременно с этим увеличивается доля инфраструктурного и высокотехнологичного секторов, причем последний прирастает достаточно высокими темпами, обеспечивая тем самым инновационный вклад в прирост в ВРП.
У большинства развитых постиндустриальных стран в структуре ВВП инфраструктурный сектор занимает до 50% ВВП. Причем данный показатель постиндустриального уровня развития говорит о степени наукоемкой продукции и услугах инновационного характера в материальном секторе экономике.
Промышленные предприятия, которые составляют основу экономики Свердловской области, имеют сегодня ряд проблем с техническим перевооружением, связанных с необходимостью существенной реструктуризации. Им не обойтись без создания разветвленной инфраструктуры услуг по логистике, продвижению товара, сервису, гарантийному обслуживанию, созданию брендов, рекламе и т.д. Таким образом, говоря о необходимости увеличения доли инфраструктурного сектора в ВРП, важно отметить, что речь идет не только о торговле, энергетике, транспорте, а также об инновационных, наукоемких услугах, в которых остро нуждается традиционный и высокотехнологичный сектор экономики.
Что касается высокотехнологичного сектора, то его доля будет существенно возрастать за счет развития машиностроения, науки и образования, информатизации и связи, здравоохранения, а также новых высокотехнологичных видов деятельности, связанных прежде всего с развитием нанотехнологий и др. Прогноз структурных изменений экономики Свердловской области представлен в таблице 6.
Таблица 6
Прогнозная структура экономики Свердловской области
(инновационный вариант)
Сектора |
Доля в добавленной стоимости | |||
2006 год |
2010 год |
2015 год |
2020 год | |
Потребительский сектор |
7,6 |
7,4 |
7,2 |
6,0 |
Высокотехнологичный сектор |
17,0 |
18,1 |
19,8 |
22,0 |
в том числе: |
||||
машиностроение |
7,4 |
7,6 |
8,0 |
9,6 |
новые сектора |
0,0 |
0,2 |
1,1 |
3,0 |
Традиционный сектор экономики |
32,8 |
31,1 |
28,2 |
27,0 |
в том числе: |
||||
металлургия |
20,7 |
20,6 |
20,4 |
14,0 |
Инфраструктурный сектор |
42,6 |
43,4 |
44,8 |
45,0 |
в том числе: |
||||
транспорт |
7,5 |
8,7 |
9,0 |
9,7 |
электроэнергетика |
3,8 |
3,6 |
3,5 |
3,2 |
торговля |
23,6 |
24,0 |
24,6 |
24,8 |
Итого ВРП |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В 2020 году структура экономики Свердловской области будет соответствовать структуре экономики стран Восточной Европы.
Согласно инновационному сценарию доля традиционного сектора, занимавшего ранее третью часть ВРП, сократится до 27%. Одновременно с этим произойдет качественное инновационное обновление отраслей, входящих в традиционный сектор с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ региона, формирования базы для модернизации традиционного комплекса и экономики в целом. В данном секторе по-прежнему определяющую роль будет играть металлургия – 14,0% от ВРП. В металлургии предполагается освоение производства высоких переделов, превращение отрасли в компонентную базу для отечественного машиностроения, постепенное встраивание в международные технологические цепочки.
Инфраструктурный сектор будет вносить существенный вклад в добавленную стоимость, его доля приблизится к показателю европейских стран – 45% от ВРП. Доля потребительского сектора сократится до 6% ВРП. И, наконец, существенно возрастет доля высокотехнологичного сектора – до 22% от ВРП, прежде все за счет роста доли машиностроения (с 7,4% до 9,6%) и появления новых секторов, на долю которых в 2020 году будет приходиться 3% ВРП. Для сравнения, Концепция долгосрочного развития России предусматривает рост доли высокотехнологичного сектора с 10,4% в 2007 году до 17-20% в 2020 году.
Необходимо отметить, что изменение структуры будет происходить поэтапно. На первом этапе (2008-2010 гг.) в большей степени структура сохранит свой прежний вид, в виду определенной инертности традиционных отраслей экономики. Вместе с тем, в этот период существенными темпами возрастут инвестиции в инфраструктурном секторе, что повлечет увеличение темпов роста и резкое увеличение доли этого сектора на втором этапе (2011-2015 гг.). За период 2011-2015 гг. структура инвестиций изменится в сторону высокотехнологичного сектора. Таким образом, второй этап будет иметь подготовительный характер для инновационного рывка на третьем этапе.
На третьем этапе структурной перестройки экономики Свердловской области, отдача от инвестиций в высокотехнологичный сектор существенно увеличит темпы роста и долю наукоемкого машиностроения и обеспечит появление новых высокотехнологичных отраслей, что в полной мере можно будет считать инновационным рывком.
Темпы роста секторов экономики представлены по трем вариантам в таблицах 7, 8 и 9. Указанные темпы роста позволят выполнить целевые установки по темпам роста ВРП Свердловской области.
Таблица 7
Темпы роста секторов экономики – инерционный вариант