Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:30, доклад
Документ «Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» (далее – Стратегия) разработан в соответствии с поручением Президента России о приведении стратегий развития субъектов Российской Федерации в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ и основывается на действующей системе стратегических документов Свердловской области.
Цель разработки Стратегии – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан Свердловской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (до 2020 года), укрепления позиций Свердловской области среди субъектов Российской Федерации и в мировом сообществе.
Методология расчетов социально-экономических показателей сценариев развития Свердловской области на период до 2020 года
Расчет сценариев долгосрочного развития Свердловской области производился на эмпирическом подходе к изучению структуры воспроизводственных связей в экономике в виде модели межотраслевого баланса.
Исторический опыт свидетельствует о том, что в процессе смены технологических укладов и адаптации к ним механизмов саморегулирования экономики коэффициенты агрегированных матриц межотраслевых связей резко не изменяются. Это связано с тем, что номенклатура продуктов и, тем более, экономический уклад трансформируются довольно медленно, поэтому в течение десятилетий одновременно производятся и потребляются как новые, так и уже устаревшие товары и услуги; сосуществуют различные экономических укладов.
Логика методологического подхода следует логике балансового метода анализа экономики. С накоплением через матрицу коэффициентов эффективности капитальных вложений связаны приросты производственных возможностей секторов, выраженных объемами производства (валовыми выпусками).
Важнейшим внешним фактором, ограничивающим рост производства в Свердловской области на долгосрочную перспективу, являются трудовые ресурсы. Эти показатели учитываются в той же степени, как и использование произведенного валового продукта. Потребление трудовых ресурсов воспроизводственными секторами характеризуют коэффициенты трудоемкости валового продукта. Таким образом, в модели отражены все основные воспроизводственные связи, которые можно проанализировать с помощью балансового метода.
Логика применения модели для расчета системно согласованного прогноза структурных изменений в экономике Свердловской области на долгосрочную перспективу представлена на рисунке 2.
Рис. 2 Методология расчетов прогнозных сценариев долгосрочного развития Свердловской области
Полученный таким образом прогноз изменения матрицы коэффициентов материальных затрат нельзя считать прогнозом технологических и экономических инноваций. Это всего лишь метод, который позволяет более или менее корректно использовать схему межотраслевого баланса для долгосрочных прогнозных расчетов.
Изменения матрицы коэффициентов материальных затрат лишь показывают, в каком направлении необходимо изменять межотраслевые связи, чтобы в долгосрочном плане производство соответствовало бы изменяющемуся конечному спросу.
Динамика коэффициентов матрицы дает ориентиры для следующего этапа: этапа разработки прогноза технико-экономических сдвигов. На этом этапе прогнозируются изменения технико-экономических показателей и коэффициентов материальных затрат, но уже непосредственно по отраслям, а не по воспроизводственным секторам в целом. Результатом таких расчетов является детальный долгосрочный прогноз структурных сдвигов по отраслям производства.
Расчет социально-экономических показателей до 2020 года по различным сценариям
Из многообразия вариантов долгосрочного развития Свердловской области (рисунок 1) выделены три целевых сценария.
Инерционный сценарий (догоняющее технологическое развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры).
Данный сценарий развития сформирован на основе предложений органов исполнительной власти Свердловской области и, в основном, соответствует Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области. Следуя ему, к 2020 году Свердловская область выходит на уровень развития европейских стран 2007 года. В результирующих показателях развития экономики это: среднедушевое производство ВРП 30 тыс. долларов по паритету покупательной способности, объем ВРП – 2,4 трлн. рублей, среднегодовой темп роста ВРП 108,8%, за период (к уровню 2007 года) – почти в 3 раза. В логике этого сценария достаточно поддерживать сложившуюся динамику основных показателей социально-экономического развития.
Сохранятся темпы накопления инвестиций, которые будут преимущественно направляться на модернизацию и технологическое обновление традиционного сектора экономики. Однако это приведет к консервации структуры экономики и сохранению доли высокотехнологично сектора на уровне 19%.
Такая экономика позволит Свердловской области, при условии сохранения федеральной бюджетной и налоговой политики, сформировать бюджет на уровне 384 млрд. рублей в ценах 2007 года. Но, учитывая соответствующий рост текущих расходов, этих средств хватит лишь на «латание дыр» капитальных затрат. Не может быть создана социальная инфраструктура, соответствующая требованиям завтрашнего дня.
Заработная плата к 2020 году не поднимется выше уровня 42,3 тыс. рублей. При таких условиях доля среднего класса в численности населения области составит не более 50-55%.
Такой путь развития не сможет обеспечить достижения амбициозных целей сохранения роли Свердловской области в качестве локомотива развития России, преобразования ее в социально ориентированный регион устойчивого процветания, оптимально встроенный в мировое разделение труда.
Инновационный сценарий (инновационное развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры).
Данный сценарий предполагает достижение в 2020 году основных макроэкономических показателей стран «Большой семерки» уровня 2020 года по минимальному варианту прогноза их развития (по паритету покупательной способности). Это среднедушевое производство ВРП 40 тыс. долларов по паритету покупательной способности, объем ВРП – 3,2 трлн. рублей, среднегодовой темп роста ВРП – 111,3%, за период (к уровню 2007 года) – в 4 раза.
Такой путь развития основан на резком увеличении притока инвестиций. При этом они должны быть направлены в высокотехнологичный и инфраструктурный сектора экономики региона. В этих условиях изменится структура экономики региона – к 2020 году Свердловская область выйдет на долю высокотехнологичного сектора – 22%, долю инфраструктурного сектора – 45%. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличится до 40-50%, доля инновационной продукции в общем объеме выпуска – до 25-35%.
Это позволит сформировать бюджет в размере 517,7 млрд. рублей. Грамотно используя бюджетные ресурсы, могут быть решены задачи создания социальной и коммунальной инфраструктуры, соответствующие минимальным стандартам:
- достичь нормативных показателей обеспеченности населения больницами, поликлиниками, учреждениями культуры, спортивными сооружениями;
- построить необходимое количество детских садов, чтобы обеспечить местами всех детей дошкольного возраста;
- обеспечить 100% детей местами в общеобразовательных школах, оснащенных современной техникой и учебными пособиями, в первую смену и в пределах транспортной доступности;
- обеспечить природным газом все населенные пункты области.
Заработная плата увеличится до 54,2 тыс. рублей и станет надежным источником средств, обеспечивающим достойное существование работнику и его семье. При этих условиях в 2020 году 65-70% населения Свердловской области можно будет отнести к среднему классу.
Оптимистичный сценарий (инвестиционно-инновационный прорыв в условиях благоприятной мировой конъюнктуры).
Данный сценарий развития региона, который предполагает достижение в 2020 году уровня развития стран «Большой семерки» также по минимальному варианту, но по обменному курсу: среднедушевое производство ВРП 51,3 тыс. долларов по паритету покупательной способности, объем ВРП – 4,1 трлн. рублей, среднегодовой темп роста ВРП – 113,5%, за период (к уровню 2007 года) – более чем в 5 раз.
Это максимальная планка, для достижения которой Свердловская область должна в разы увеличить приток инвестиций в экономику региона и, прежде всего, в высокотехнологичный сектор, доля которого к 2020 году может составить 24%.
Такой вариант развития обеспечит формирование регионального бюджета в размере 664,4 млрд. рублей, позволит выйти на мировые показатели обеспеченности социальной и коммунальной инфраструктурой.
В результате в регионе сложится новая инновационная экономика, обеспечивающая формирование устойчивого среднего класса на уровне 70% численности населения.
Таблица 4
Сценарии долгосрочного развития Свердловской области на период до 2020 года
Показатель |
СЦЕНАРИЙ 1 |
СЦЕНАРИЙ 2 |
СЦЕНАРИЙ 3 | |||||||||
Инерционный |
Инновационный |
Оптимистичный | ||||||||||
2008-2010 |
2011-2015 |
2016-2020 |
2008-2020 |
2008-2010 |
2011-2015 |
2016-2020 |
2008-2020 |
2008-2010 |
2011-2015 |
2016-2020 |
2008-2020 | |
ВРП, в сопоставимых ценах 2007 года к концу периода |
||||||||||||
млрд. рублей |
1004,4 |
1508,6 |
2400,1 |
2400,1 |
1041,3 |
1688,3 |
3235,5 |
3235,5 |
1065,5 |
1817,9 |
4152,3 |
4152,3 |
млрд. долларов США (по обменному курсу) |
42,7 |
64,2 |
102,1 |
102,1 |
44,3 |
71,8 |
137,7 |
137,7 |
45,3 |
77,4 |
176,7 |
176,7 |
млрд. долларов США (по ППС) |
12,5 |
18,8 |
30,0 |
30,0 |
13,0 |
21,0 |
40,0 |
40,0 |
13,3 |
22,6 |
51,3 |
51,3 |
ВРП на душу населения, в сопоставимых ценах |
||||||||||||
тыс. рублей |
229,3 |
345,1 |
549,6 |
549,6 |
237,5 |
383,9 |
732,8 |
732,8 |
242,9 |
413,2 |
940,0 |
940,0 |
тыс. долларов США (по обменному курсу) |
9,8 |
14,7 |
23,4 |
23,4 |
10,1 |
16,3 |
31,2 |
31,2 |
10,3 |
17,6 |
40,0 |
40,0 |
тыс. долларов США (по ППС) |
12,5 |
18,8 |
30,0 |
30,0 |
13,0 |
21,0 |
40,0 |
40,0 |
13,3 |
22,6 |
51,3 |
51,3 |
Темп роста ВРП, % |
125,5 |
150,2 |
159,1 |
299,8 |
130,1 |
162,1 |
191,6 |
404,1 |
133,1 |
170,6 |
228,4 |
518,6 |
Среднегодовые темпы роста ВРП, % |
107,9 |
108,5 |
109,7 |
108,8 |
109,2 |
110,1 |
113,9 |
111,3 |
110,0 |
111,3 |
118,0 |
113,5 |
Инвестиции в основной капитал (накопленные за период) в сопоставимых ценах, млрд. рублей |
689,1 |
1 822,5 |
3 158,5 |
5670,1 |
724,5 |
2 177,7 |
4 464,9 |
7367,1 |
781,9 |
2 666,1 |
6 237,6 |
9685,6 |
Среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал,% |
110,6 |
112,4 |
111,2 |
111,5 |
113,3 |
116,1 |
115,1 |
115,1 |
117,5 |
119,4 |
118,1 |
118,5 |
Накопленный темп роста инвестиций в основной капитал,% |
135,3 |
179,4 |
170,0 |
412,7 |
145,4 |
210,9 |
202,0 |
619,8 |
162,2 |
242,7 |
229,7 |
904,5 |
Среднегодовой темп роста высокотехнологичного сектора,% |
110,1 |
110,4 |
108,8 |
109,7 |
111,5 |
112,1 |
116,0 |
113,5 |
112,3 |
113,3 |
122,3 |
116,4 |
Накопленный темп роста высокотехнологичного сектора,% |
133,6 |
164,3 |
152,6 |
335,0 |
138,5 |
177,4 |
210,4 |
517,1 |
141,7 |
186,6 |
273,6 |
723,7 |
Доля высокотехнологичного сектора в ВРП к концу периода, % |
17,0 |
18,2 |
19,0 |
19,0 |
18,1 |
19,8 |
22,0 |
22,0 |
18,1 |
19,8 |
24,0 |
24,0 |
Доля инновационной продукции в объеме выпуска к концу периода, % |
10,0 |
15,0 |
20,0 |
20,0 |
15,0 |
20,0 |
25,0 |
25,0 |
20,0 |
25,0 |
30,0 |
30,0 |
Внутренние затраты на исследования и разработки к концу периода, % к ВРП |
3,0 |
3,3 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,8 |
4,0 |
4,0 |
4,2 |
4,3 |
4,5 |
4,5 |
ВРП на одного занятого, тыс. рублей |
482,4 |
730,4 |
1171,6 |
1171,6 |
494,2 |
791,7 |
1500,0 |
1500,0 |
497,8 |
818,2 |
1800,0 |
1800,0 |
Темп роста численности занятых в экономике, % |
99,5 |
99,2 |
99,2 |
97,9 |
100,7 |
101,2 |
101,2 |
103,1 |
102,3 |
103,8 |
103,8 |
110,2 |
Численность занятых в экономике к концу периода, тыс. человек |
2081,9 |
2065,3 |
2048,5 |
2048,5 |
2107,0 |
2132,3 |
2157,0 |
2157,0 |
2140,5 |
2221,9 |
2306,8 |
2306,8 |
Темп роста численности населения, % |
99,6 |
99,8 |
99,9 |
99,3 |
99,7 |
100,3 |
100,5 |
100,4 |
99,7 |
100,3 |
100,4 |
100,4 |
Численность населения к концу периода, тыс. человек |
4380,1 |
4371,3 |
4366,9 |
4366,9 |
4384,5 |
4397,7 |
4415,3 |
4415,3 |
4386,5 |
4399,7 |
4417,3 |
4417,3 |
Консолидированный бюджет области, в сопоставимых ценах, млрд. рублей |
160,7 |
241,4 |
384,0 |
384,0 |
166,6 |
270,1 |
517,7 |
517,7 |
170,5 |
290,9 |
664,4 |
664,4 |
Среднемесячная заработная плата одного работника к концу периода, в сопоставимых ценах, тыс. рублей |
17,4 |
26,4 |
42,3 |
42,3 |
17,9 |
28,6 |
54,2 |
54,2 |
18,0 |
29,6 |
65,1 |
65,1 |
Реальный темп роста заработной платы, % |
124,5 |
151,7 |
160,2 |
302,3 |
127,5 |
159,8 |
189,5 |
387,1 |
128,5 |
164,4 |
220,0 |
464,7 |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МИССИЯ Свердловской области видится в сохранении роли региона в качестве локомотива развития России, преобразовании в социально ориентированный регион устойчивого процветания, оптимально встроенный в мировое разделение труда.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ долгосрочного развития Свердловской области заключается в обеспечении современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях.
Свердловская область 2020 – регион-«локомотив» развития России
Свердловская область 2020 – сформированный устойчивый средний класс
Свердловская область 2020 – пространство новой экономики
Свердловская область 2020 – один из важнейших инфраструктурных комплексов Евразии
Свердловская область 2020 – эффективное местное самоуправление
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 2020 –
РЕГИОН-«ЛОКОМОТИВ» РАЗВИТИЯ РОССИИ
Свердловская область всегда занимала лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации по основным макроэкономическим показателям развития. На протяжении многих лет показатели развития региона превышают среднероссийские.
Задачи до 2020 года:
Валовой региональный продукт Свердловской области в 2020 году должен составить 3,1 трлн. рублей в ценах 2007 года.
Среднедушевой ВРП должен составлять не менее 30 тыс. долларов в год по обменному курсу.
Сохранит свою роль традиционный сектор экономики (25% ВРП). Произойдет качественное инновационное обновление отраслей, входящих в традиционный сектор, с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ региона, формирования базы для модернизации традиционного комплекса и экономики в целом. В данном секторе по-прежнему определяющую роль будет играть металлургия – 19,5% от ВРП.
Задачи до 2020 года:
- в металлургическом производстве – освоение производства высоких переделов, превращение отрасли в компонентную базу для отечественного машиностроения, постепенное встраивание в международные технологические цепочки;