Стресс в работе менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:24, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что на каждом предприятии возникают конфликтные ситуации, а вслед за конфликтами возникает стресс. И что бы правильно противостоять стрессу нужно в первую очередь знать, как правильно преодолевать и заблаговременно к нему готовиться. А также как вести себя в уже наступившей стрессовой и конфликтной ситуации.
Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Стресс не обходит никого.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТРЕСС В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА 5
1.1 Понятие, причины и источники стресса 5
1.2 Управление и профилактика стресса 14
2 КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИХ РАЗРЕШЕНИЮ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

Стресс в работе менеджера.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Стандартными техниками  решения конфликта являются следующие:

  1. уход — отказ от претензий:
  2. сглаживание — избежание точек разногласия;
  3. поиск компромиссов — торговля по точкам разногласия с целью достижения компромисса. Подход характеризуется лозунгом «дать и взять взамен»;
  4. силовое давление — выделение одной точки зрения за счет других. Подход характеризуется конкуренцией и отношением «победитель — проигравший»;
  5. конфронтация — открытое обсуждение, ориентированное на решение проблем. Подход заставляет участников конструктивно работать с разногласиями.

Значительную часть  стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель-подчиненный. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям:

  1. Почаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий-важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
  2. Не пренебрегать «бюрократией», т.е. четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратить массу мелких конфликтов и взаимных обид.
  3. Не раздражаться, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
  4. Как можно чаще демонстрировать свое доверие и поддержку подчиненным.
  5. Использовать стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
  6. При неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
  7. Не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
  8. Запретить себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
  9. Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускать из виду правил конструктивной и этичной критики.
  10. Периодически задумываться о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Одновременно в тех  же целях шаг навстречу начальникам  предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов.

  1. Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров.
  2. Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся - вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
  3. Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.
  4. Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий,... если только вам позволят освободиться от части старых.
  5. Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.
  6. Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть 
    заведомая противоречивость предъявляемых требований (вам, к примеру, поручили составить важный отчет, но и не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том,  что в итоге, пострадает дело, а не вы лично.
  7. При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10—15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.
  8. Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а допустим, с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна - две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках — ваше естественное право (хоть и не записанное в Конституции).
  9. Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах. Социально-одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку — лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет).
  10. Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д11.

Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо - психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие вразрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждения, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на  работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пъюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них, скажем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества — обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т.п. Вывод, наверное, очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов рабочих группах поневоле носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы — это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Они, конечно, имеют свою специфику. Но физиологическая-то природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно, должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение хотелось отметить, что стресс является универсальной реакцией живого организма и может оказать на человека не только отрицательное, но и положительное влияние. Он постоянный спутник нашей жизни, а в некоторых случаях (например, в спорте, при сдаче экзаменов) совершенно очевидно. Ответ на стресс обостряет внимание, улучшает зрение, ускоряет реакцию, мобилизует силы организма на действие и может привести к облегчению течения многих заболеваний. Но положительного эффекта от стресса можно ждать тогда, когда он не ведет к истощению организма, а мобилизует его на борьбу с внешними отрицательными факторами.

Несмотря  на  то,  что  взаимоотношения  с  другими   людьми   должны способствовать мир и гармония, конфликты  неизбежны.  Каждый  здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать  споры  и  разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а,  наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

Для разрешения конфликта важно  иметь в  своем  распоряжении  различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем  и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому.  В  то  же время  можно  использовать   конфликт   как   источник жизненного   опыта, самовоспитания и самообучения.

Конфликты могут быть превращены в  прекрасный учебный материал, если  в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту  и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет  узнать  больше  о самом  себе,  о   вовлеченных   в   конфликт   людях   или   об   окружающих обстоятельствах,  способствовавших  возникновению  конфликта. Это   знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абрамова Г.С. Психология в медицине: Учеб. пособ [Текст]. - М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998.
  2. Алексеева О. Стресс и 45 способов борьбы с ним. [Текст] // Вопросы социального обеспечения.- 2006. - №21
  3. Амбрумова А. Анализ состояний психологического стресса и их динамика. [Текст] // Психологический журнал.- 2006.- №6.
  4. Анциферова Л. Личность в трудах жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст].// Психологический журнал.- 2006.- №4
  5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для Вузов. [Текст]. - М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2000.
  6. Завьялов А. О путях вовлечения психологии в практическую медицину. [Текст].//Вопросы психологии.-2005.-№1
  7. Каган В. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? [Текст].// Вопросы психологии.-2005.-№1
  8. Кибанов А. Конфликтология: Учебник. / Под ред. А.Я. Кибанова.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2006.
  9. Ключников С. Как уберечься от стресса? [Текст].// Народное образование.-2003.-№5
  10. Ковалев Л.М. Психология управления: Учебное пособие. [Текст]. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2008г.
  11. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/5-е изд., перераб. и доп. [Текст]. – М.: ЮНИТИ-Дана,2008.- Серия «Золотой фонд российских учебников»)
  12. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. [Текст]- Ростов н/Д.: «Феникс», 1991.
  13. Мишин Г.И. Как преодолевать стрессы. [Текст] - СПб.: Издательство «Союз», 2003.
  14. Резник С.Д. Введение в специальность «Менеджмент организации»: Учебное пособие для вузов/Под общ. Ред. Э.М. Короткова и С.Д. Резника.- М.: «Логос»,2005г.-320с.
  15. Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях .-СПб.: Речь, 2004.- С.256
  16. Урбанович А.А. Психология управления: Учеб.пособие.-Мн.: Харвест, 2001.-С.361-387
  17. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия.- СПб.: Питер-Пресс, 2002.- С.45-56
  18. Хартли М. Как превратить стресс из врага в союзника.- София., «Интер-пресс», 1992.-С.78-91

 

  1.  Алексеева О. Стресс и 45 способов борьбы с ним // Вопросы социального обеспечения.- 2006.-№21.-С.31-36
  2. Амбрумова А. Анализ состояний психологического стресса и их динамика// Психологический журнал.- 1985.-№6.-С.7-15
  3. Анцыферова Л. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал.-1994.-№1.-С.3-19
  4. Завьялов А. о путях вовлечения психологии в практическую медицину// Психологический журнал.- 1996.-№4.-С.16-23
  5. Каган В. Внутренняя картина здоровья - термин или концепция? // Вопросы психологии.- 1993.-№1.-С.13-18
  6. Селье Г. Стресс без болезней. Стресс жизни.-СПб.: ПИТЕР, 1994.-С.99-123
  7. Урбанович А.А. Психология управления: Учеб. пособие. - Мн.: Харвест, 2001.-С.361-387
  8. Ключников С. Как уберечься от стресса? // Народное образование.- 2003.-№5.-С.230-235
  9. Поссемаейр И. Стресс : тихий убийца // Гео.- 2003.-№5.-С.167-179
  10. http://psi.lib.ru
  11. www.bestreferat.com.ua/referat/detail-21013
  12. http://erudition.ru/referat/ref/id.20191
  13. http://erudition.ru/referat/ref/id.18246_1
  14. www.5ballov.ru/referats/search/575/
  15. http://erudition.ru/referat/ref/id.34682 

1  Селье Г. Стресс без болезней. Стресс жизни. [Текст]  - СПб.: ПИТЕР, 1994.-С.99-123

2 Анцыферова Л. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита[Текст]  // Психологический журнал.-1994.-№1.-С.3-19

3 Стресс и его виды [Электронный ресурс] /bestreferat.com- Режим доступа: www.bestreferat.com.ua/referat/detail-21013. свободный.- Загл. с экрана. - Яз.рус.

4 Стрессовые ситуации и развитие стресса [Электронный ресурс] /erudition.ru-Режим доступа: http://erudition.ru/referat/ref/id.20191. свободный.- Загл. с экрана. - Яз.рус.

5 Стресс и факторы, ывзываюшие стресс. Ключников С. Как уберечься от стресса? [Текст] // Народное образование.- 2003.-№5.-С.230-235

6 Стрессоустойчивость руководителя. Поссемаейр И. Стресс: тихий убийца. [Текст] // Гео.- 2003.-№5.-С.167-179

7 Алексеева О. Стресс и 45 способов борьбы с ним. [Текст] // Вопросы социального обеспечения.- 2006.-№21.-С.31-36

8 Амбрумова А. Анализ состояний психологического стресса и их динамика. [Текст] // Психологический журнал.- 1985.-№6.-С.7-15

Информация о работе Стресс в работе менеджера