Структура рынка и рыночная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………..3
1. Теоретические основы рынка и рыночной инфраструктуры..…. …………..5
Определение рынка и рыночной экономики…….….…………..........5
Характеристика рыночных структур…………………………..…….16
2. Рыночная власть и ее источники.……………………………………………30
2.1 Условия возникновения монопольной власти………………………30
2.2 Рыночная власть монопсонии……………………….…………….…35
2.3 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью..…….36
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

moya_kursovaya_po_ekonomike.docx

— 156.95 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Московский  государственный открытый университет  имени В.С. Черномырдина»

Чебоксарский  политехнический институт (филиал)

Кафедра электроснабжение промышленных предприятий

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Экономика энергетического производства

на тему: Структура рынка и рыночная власть

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 5 курса

специальности 140211

Алямкин Михаил Иванович

учебный шифр 108036

Проверила: Ивукова  Ирина Дмитриевна

 

 

Чебоксары 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание………………………………………………………………………..2 Введение…………………………………………………………….……………..3

1. Теоретические основы рынка и рыночной инфраструктуры..…. …………..5

    1. Определение рынка и рыночной экономики…….….…………..........5
    2. Характеристика рыночных структур…………………………..…….16

2. Рыночная власть и ее источники.……………………………………………30

2.1     Условия возникновения монопольной власти………………………30

2.2      Рыночная власть монопсонии……………………….…………….…35

2.3      Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью..…….36

Заключение……………………………………………………………………….38

Список использованной литературы…………………………………………...40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночная структура –  сложное понятие, имеющее множество  аспектов.  Она может определяться характером объектов  рыночных  сделок. Существуют  рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов  и услуг,  рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года)  пользования  и т. д. Знание  структуры  рынка  необходимо  для  того,  чтобы  определить возможные  объемы  продаж при различных  уровнях цен,  и  как  поведут  себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

Можно сказать, что структура  рынка определяет степень его  конкурентности между субъектами рынка. В настоящее время по данному  критерию выделяют  следующие  типы рынков: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической  конкуренции  и олигополии.  За исключением  чистой  или   совершенной  конкуренции,   все другие структуры характеризуют  рынок несовершенной конкуренции.

В настоящее время Российское государство переживает период структурной  перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка  построить правовое демократическое  общество. Естественным элементом этого  процесса является переход от плановой, административно-командной экономической  системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление  множества разнообразных типов  рыночных структур. Тип рынка зависит  от вида продукции, количества фирм, наличия  или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности  информации о ценах, нововведениях  и так далее. 
          Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен. 
       Симметрично рыночную власть на рынке факторов производства называют монопсонистской. В предельном случае, если вся эта власть сконцентрирована у одного предприятия, рынок фактора приобретает характер монопсонии. В определенном смысле монопсония является зеркальным отражением монополии. Если монополист не имеет функции предложения своей продукции на рынке благ, то монопсонист не имеет функции спроса на потребляемые им факторы производства. Эти особенности сказываются на параметрах оптимального  положения монопсониста.

Основная цель работы состоит  в изучении характеристик рыночных структур и особенностей их развития в переходной экономике России, а так же  рассмотреть основные структуры рыночной власти.

Задачи данного исследования заключаются:

  1. Дать определение  типам рыночных структур.
  2. Охарактеризовать каждую из структур рынка.
  3. Охарактеризовать каждую из структур рыночной власти.

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы рынка и рыночной инфраструктуры 
1.1 Определение рынка и рыночной экономики

 

Понятие «рынок» и «рыночная  экономика» - взаимосвязаны, но не тождественны. Рынок возникает и развивается  вместе с разделением труда в  обществе задолго до формирования рыночной экономики. Рыночная экономика –  результат длительного исторического  развития рыночных отношений и рынка.

В современной экономической  литературе понятия «рынок» и  «рыночная экономика» употребляются  в одном и том же значении: для  характеристики рыночной экономики, одновременно понимаемой и как рынок.

Рыночная экономика – сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Рынок - это одна из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом. Вводного определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости этого понятия, его исключительной многогранности.               Рынок –  это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

 Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток" купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок - это:

1.      совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров;

2.      один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений;

3.      базовый элемент хозяйственного механизма;

4.      регулятор функционирования рыночной экономики.

Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются  сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением.

Предпосылками возникновения  рынка являются:

1.      общественное разделение труда;

2.      частная собственность на средства и продукты производства.

Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена.

Отличительными чертами  рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию.

Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих  условий:

1.      частная собственность;

2.      конкуренция;

3.      ограниченная роль государства;

4.      вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными;

5.      наличие свободных ресурсов и свободное их использование;

6.      свободный доступ к рыночной информации;

7.      отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании;

  1. наличие твердой, авторитетной валюты;
  2. четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;

10.   умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.

 С позиций ценообразования и характера конкуренции различаются следующие модели рынка:

  1. рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);
  2. рынок монопольной конкуренции (один продавец);
  3. рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей);
  4. рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей);
  5. рынок двусторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей);
  6. рынок дуополии (два продавца и два покупателя);
  7. рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель);
  8. рынок монополистической конкуренции (много продавцов и много покупателей).

Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными  элементами которой являются:

1.      банковская система;

2.      страховая система;

3.      информационная система.

Роль рынка неоднозначна и противоречива.

 

 

 

          Позитивные стороны:                                                                                  

  • способствует эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества;
  • способен достаточно быстро устранять дефицит товаров и услуг;
  • способствует разработке и внедрению новейшей высокопроизводительной техники и технологии производства;
  • координирует экономическую деятельность без административного принуждения;
  • содействует свободному экономическому выбору; 
  • развивает инициативу и предприимчивость; 
  • заставляет потребителя выбирать самую рациональную с точки зрения общества (при данном уровне доходов) структуру потребления;
  • оздоровляет экономику;
  • повышает эффективность хозяйственной деятельности;
  • является стихийным регулятором воспроизводственного процесса, формируя пропорции в народном хозяйстве.

Вместе с тем рынок - не идеальный механизм экономической  деятельности общества. В силу своих  внутренних качеств и закономерностей  рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем  жизнедеятельности людей.

Рынок имеет следующие  отрицательные стороны:

  1.    стимулирует чрезмерность в личном потреблении населения;
  2. рынок не способен ликвидировать безработицу и инфляцию;
  3. рынок не может обеспечить социальную защиту в обществе;
  4. рынок не способен обеспечить оптимальные структурные сдвиги в производстве в долговременном периоде;
  5. рынок не способен быть эффективным в процессе производства "общественных товаров";
  6. рынок не обладает механизмом, который предотвращал бы зарождение социальной несправедливости, расслоение общества на богатых и бедных;

7.     не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

8. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;

9.     не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры;

10.  не содержит действенной мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований, в подготовки научных кадров;

11.  вызывает огромные затраты на рекламу, что ведёт к удорожанию продукции;

12.  не гарантирует право на труд;

13.  не гарантирует право на доход;  

Основные элементы рынка

Если рассматривать рынок  как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно  назвать следующие:

  1. свобода предпринимательства (необходимое условие рынка);
  2. конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя);
  3. рыночная инфраструктура - все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции:
    • коммерческие банки;
    • страховые компании;
    • магазины и все виды других торговых предприятий;
    • ярмарки, аукционы;
    • биржи места, где формируется конкретная цена и другие.

Информация о работе Структура рынка и рыночная власть