Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:18, курсовая работа
Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.
Введение…………………………………………………………….……………..3
1. Теоретические основы рынка и рыночной инфраструктуры..…. …………..5
Определение рынка и рыночной экономики…….….…………..........5
Характеристика рыночных структур…………………………..…….16
2. Рыночная власть и ее источники.……………………………………………30
2.1 Условия возникновения монопольной власти………………………30
2.2 Рыночная власть монопсонии……………………….…………….…35
2.3 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью..…….36
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Существуют два крайних типа рынков: совершенная конкуренция и чистая монополия. Однако реальные рынки не укладываются в эти типы, они очень разнообразны. Монополистическая конкуренция является «золотой серединой» между этими структурами рынка.
Монополистическая конкуренция
— распространенный тип рынка, наиболее
близкий к совершенной
Отметим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:
Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов. Эффект масштаба также не требует развития крупного, производства. Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.
Как мы убедимся в дальнейшем,
каждый из этих факторов в отдельности
и все они вместе способствуют
отклонению рыночного равновесия от
точки равенства спроса и предложения.
Так, единственный производитель определенной
продукции(монополист) или группа сговорившихся
между собой крупных фирм (картель)
в состоянии поддерживать завышенные
цены, не рискуя потерять клиентов —
тем просто больше негде взять
этот продукт. Степень конкурентности
между субъектами таких рынков также
очень высокая, что во многом, объясняется
легкостью доступа на рынок новых
фирм. Сравним для примера рынок
стальных труб и рынок стиральных
порошков. Первый является примером олигополии,
второй— монополистической
Выход на рынок стальных труб затруднителен из-за большого эффекта масштаба и крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это приведет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета или предназначенные для стирки разных видов тканей).
Как определяется цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции? В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.
На рис. 2 изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних переменных и валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис. 2 ,а), а другая — минимизирует убытки (рис. 2).
Рис. 2 Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки(б):
D — спрос; МR — предельный
доход; MС -—предельные издержки;
АVС — средние переменные
Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса.
Наибольшую прибыль фирма получит при цене P0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки — при цене P1 и выпуске Q1.
Однако на рынках монополистической
конкуренции экономическая
2. Рыночная власть и ее источники
Рыночная власть заключается
в способности продавцов или
покупателей воздействовать на рыночную
ситуацию, складывающуюся в связи
с реализацией определенного
вида товара, не имеющего заменителя, посредством
цены товара или объема выпуска.
Рыночная власть
имеет две формы проявления: монополия
и монопсония. Эти понятия противоположны
совершенной конкуренции.
2.1 Условия возникновения монопольной
власти
Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара. В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т.е. в отличие от конкурентного продавца она не является ценополучателем.
Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек (причем величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы). Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы.
Рассмотрим условия, определяющие монопольную власть:
В частности, мы может использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше и монопольная власть.
Данный коэффициент
Однако, Еd теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса. Заметим, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене.
Следующее ключевое понятие монопольного рынка – степень концентрации рынка. Показатель этой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана.
I – индекс Херфиндаля-Хиршмана.
S1 – удельный вес самой крупной фирмы.
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы.
Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии, то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а I = 100.
На конкурентном рынке
цена равна предельным издержкам, а
монопольная власть предполагает, что
цена превышает предельные издержки.
Так как монопольная власть приводит
к повышению цен и уменьшению
объемов производства, нам следует
ожидать ухудшения
Рис.3 Кривые среднего и предельного
доходов и кривую предельных издержек
монополиста.
Чтобы максимизировать
прибыль, фирма осуществляет такой объем
производства, при котором предельный
доход равен предельным издержкам. Монопольная
цена и объем производства обозначены
как Рm и Qm. На конкурентном
рынке цена должна равняться предельным
издержкам и конкурентные цена РC
и количество продукции QC должны
находиться на пересечении кривой среднего
дохода (совпадающей с кривой спроса) и
кривой предельных издержек. Теперь посмотрим,
как меняется излишек, если мы перемещаемся
с равновесных цены РC и количества
QC к монопольным цене Рm и количеству
продукции Qm.
При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене РC, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (QC - Qm) по цене РC. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки – это общественные издержки такой неэффективности.
Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые превышают полные чистые убытки в треугольниках В и С. Фирма может затратить огромные средства с общественных позиций непродуктивно, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть.
2.2 РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ МОНОПСОНИИ
Понятие и условия формирования монопсонии
Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.
Статус монопсониста на факторном рынке может совмещаться со статусом и совершенно конкурентного предприятия на рынке благ, и предприятия, обладающего в той или иной мере монопольной властью на этом рынке. В определенном смысле монопсония является зеркальным отражением монополии. Если монополист не имеет функции предложения своей продукции на рынке благ, то монопсонист не имеет функции спроса на потребляемые им факторы производства. Если у монополиста кривая предельной выручки имеет отрицательный и более крутой наклон, чем кривая спроса, то у монопсониста кривая предельных факторных затрат имеет положительный и более крутой наклон, чем кривая предложения фактора. Эти особенности сказываются на параметрах оптимального положения монопсониста.
Монопсония возникает при следующих условиях:
2.3 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью
Рыночную власть на рынке благ называют обычно монополистической властью. В предельном случае обладание ею приводит к вырождению строения рынка в чистую монополию, а в случаях ее разделения возникают рынки однородной или дифференцированной олигополии.