Структура рынка и рыночная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………..3
1. Теоретические основы рынка и рыночной инфраструктуры..…. …………..5
Определение рынка и рыночной экономики…….….…………..........5
Характеристика рыночных структур…………………………..…….16
2. Рыночная власть и ее источники.……………………………………………30
2.1 Условия возникновения монопольной власти………………………30
2.2 Рыночная власть монопсонии……………………….…………….…35
2.3 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью..…….36
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

moya_kursovaya_po_ekonomike.docx

— 156.95 Кб (Скачать файл)

 

 

Функции рынка

Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации экономических целей общества.Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Современный   высокоразвитый рынок выполняет шесть  основных  взаимосвязанных  функций:

  1. Посредническая функция  состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов)  и  потребителей  товаров, предоставляя им  возможность  общаться  друг  с  другом  на  экономическом  языке  цен,  спроса  и  предложения,  купли-продажи.
  2. Ценообразующая  функция  рынка  возникает  при  столкновении  товарного  спроса  и  предложения, а  также  благодаря конкуренции.  В  результате  свободной  игры  этих  рыночных  сил  складываются  цены  на  товары  и  услуги.
  3. Информирующая  функция  рынка. Сложившиеся  цены “сообщают”  бизнесменам  о  состоянии  экономики. В частности, через  конкретный разброс  цен (скажем  на  чай, кофе и какао),  через  их падение и рост деловые люди  узнают  о  размерах  производства продукции, о насыщенности  рынка  товарами, о запросах  потребителей и т. д.
  4. Регулирующая  функция действует  через тот же  механизм  свободных  рыночных  отношений. Из  менее  выгодных  отраслей  с  пониженными  ценами (перепроизводство  продукции)  капиталы  перетекают  в  более  прибыльные  отрасли  с  повышенными  ценами (недопроизводство). В результате  в  первых  отраслях  производство  сокращается, а во-вторых - растет.
  5. Стимулирующая функция  также  осуществляется с помощью  рыночных цен. В  данном  случае  стимулируется  эффективность  экономики. Цены  “вознаграждают”  дополнительной  прибылью тех, кто  производит  товары, наиболее  нужные  потребителям, кто  совершенствует  производство,  увеличивает  производительность,  снижает  издержки.
  6. Оздоровительная  функция  жестока,  но  экономически  оправдана. Рынок “очищает”  экономику  от ненужной  и  неэффективной  хозяйственной  деятельности. Те  предприниматели,  которые  не  учитывают  запросы  потребителей  и  не  заботятся о  прогрессивности  и  рентабельности  своего  производства  терпят  поражение в конкурентной  “борьбе” и “наказываются”  банкротством. И  наоборот,  общественно  полезные и эффективно работающие  предприятия  процветают  и  развиваются.

Структура рынка

Характеристику рынка  как совокупность или арену актов  купли-продажи можно раскрыть через  его структуру, систему и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры  являются:

1.      тесная связь между ее элементами;

2.      определенная устойчивость этих связей;

3.      целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Существуют многообразные  критерии для характеристики структуры  и системы рынка:

По объектам:

1.      рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

2.      рынок рабочей силы;

3.      рынок средств производства (капитал);

4.      рынок ценных бумаг, валюты;

5.      рынок научно-технических разработок, патентов;

6.      рынок информации;

7.      рынок средств обращения;

8.      рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

9.      рынок лицензий и др.

Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения. Последние относятся к числу наиболее сомнительного и спорного использования сфер рыночных отношений, хотя масштабы платных услуг такого рода, реализуемых по договорным ценам, непрерывно расширяются.

Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи "по договоренности" рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

Рынок рабочей силы, в принципе, всегда существовал. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в которой объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Рынок ценных бумаг до недавнего времени был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.

Рынок денег и валюты практически официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и акционному курсу.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике.                  Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что несомненно должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предоставляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

По субъектам:

1.      рынок покупателей;

2.      рынок продавцов;

3.      рынок государственных учреждений;

4.      рынок промежуточных продавцов-посредников.

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.

Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

По формам контакта различают:

1.      рынки на личном контакте;

2.      рынки на безличностном контакте.

По уровню насыщения:

1.      равновесный рынок;

2.      дефицитный рынок;

3.      избыточный рынок.

По степени зрелости:

1.      неразвитый рынок;

2.      развитый рынок;

3.      формирующийся рынок.

По степени ограниченности конкуренции:

1.      свободный рынок;

2.      монополистический рынок;

3.      олигополистический рынок.

По соответствию действующему законодательству:

1.      легальный рынок;

2.      нелегальный рынок;

По отраслям:

1.      автомобильный рынок;

2.      компьютерный рынок и т.д.

     

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика рыночных структур

 

Исследование структур рынка  необходимо начать с  совершенной  конкуренции, так  как  знание  ее  механизма  имеет  большое  аналитическое  значение  в качестве отправного пункта для выявлении  взаимозависимости цен и объемов  производства в любой модели рынка. Исследование  совершенной  конкуренции  имеет важное теоретическое и  практическое значение  не  в  силу ее большой роли  в экономической  жизни общества (ее роль незначительна),  а  в  силу  раскрытия методологии  познания других структур рынка.

Итак,  рассмотрим  модель  чистой  конкуренции. Для рынка  совершенной конкуренции являются характерными целый ряд признаков:

- объемы производства  отдельной фирмы столь незначительны  в  сравнении с  выпуском  всей  отрасли  и  изменяются  в  таких  пределах, что это   не оказывает никакого влияния  на цену продаваемого ею товара;

- отрасль,  где функционирует   рассматриваемая  нами  фирма,  является свободный  для   входа  и  выхода.  Это   означает,   что  любая   фирма,  если пожелает,  может   начать производство данного   товара  и  войти  в   отрасль, либо  прекратить выпуск  этого товара и выйти из  отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль,  не оказывают никакого воздействия на эти решения.

Прежде всего речь идет о наличии большого или   неограниченного  числа продавцов,  что  не позволяет  ни одному товаропроизводителю навязывать  цену путем ограничения или  увеличения  производства  в  связи  с  незначительной долей  каждого  из  них  на  рынке.  Каждый  товаропроизводитель   полностью подчиняется действию  рыночных  механизмов,  т. е.  власти  рынка,  который выявляет наиболее эффективные отрасли  и  сферы  хозяйственной  деятельности для  приложения капитала  и  других  ресурсов.  Немаловажным  обстоятельством  является то, что для рынка чистой конкуренции  характерна  стандартная, т.е.  однородная продукция. Примером однородного продукта могут быть обыкновенные акции определенной корпорации, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором обращаются акции множества корпораций, можно рассматривать как совокупность многих рынков таких однородных товаров. Однородными являются также стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.).

Для фирмы, действующей в  краткосрочном периоде, возможны три  принципиальных варианта поведения: производство ради максимизации прибыли; производство ради минимизации убытков; прекращение  производства.

Максимизация прибыли  имеет место, когда цена превышает  величину средних совокупных издержек (Р >ATCmin ). Цена (Р) превышает минимальную  величину средних совокупных издержек (ATCmin ), поэтому принципиально возможно получение прибыли.1

Второй вариант — минимизация  убытков — реализуется, когда  рыночная цена продукции предприятия  больше минимальной величины средних  переменных издержек, но меньше минимальной  величины средних общих издержек (ATCmin > P >AVCmin) . Если фирма прекратит  производство (даже временно) ей придется оплачивать постоянные издержки без  привлечения каких-либо текущих  доходов. Это означает, что убытки станут равны полному размеру  постоянных издержек и превысят величину, которую имели бы при сохранении производства. Поэтому предприятие  продолжает выпускать продукцию  и терпит убытки, лишь минимизируя  их.

Информация о работе Структура рынка и рыночная власть