Структура рынка и рыночная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………..3
1. Теоретические основы рынка и рыночной инфраструктуры..…. …………..5
Определение рынка и рыночной экономики…….….…………..........5
Характеристика рыночных структур…………………………..…….16
2. Рыночная власть и ее источники.……………………………………………30
2.1 Условия возникновения монопольной власти………………………30
2.2 Рыночная власть монопсонии……………………….…………….…35
2.3 Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью..…….36
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

moya_kursovaya_po_ekonomike.docx

— 156.95 Кб (Скачать файл)

 

В том случае, когда рыночная цена продукции ниже минимального значения средних переменных издержек (P >AVCmin ), предприятие прекращает производство продукции. Действительно, данная цена не только не покрывает все издержки, она не в состоянии полностью  покрыть и переменные издержки. То есть каждая выпущенная единица к  неизбежному убытку в размере  постоянных издержек прибавляет еще  и непокрытую часть переменных издержек, связанных с выпуском этого товара. В этих условиях, чем больше производство, тем больше убытки.

В условиях совершенной конкуренции  предельный доход равен цене товара. Поэтому правило MR = МС может быть представлено и в иной форме: P = MR = MC, или P = MC. То есть в условиях совершенной  конкуренции максимизация прибыли  достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства  предельных издержек и цены.

Вход на рынок совершенной  конкуренции и выход из него открыт для всех фирм без исключения. Поэтому  в долгосрочном периоде регулятором  используемых в отрасли ресурсов становится уровень прибыльности. Если установившийся в отрасли уровень  рыночных цен выше минимума средних  издержек, то возможность получения  экономических прибылей послужит стимулом для входа в данную отрасль новых фирм. Отсутствие барьеров на их пути приведет к тому, что на производство данного вида товаров будет направляться все большая доля ресурсов. И наоборот, экономические убытки будут играть роль антистимула, отпугивающего предпринимателей и сокращающего объем используемых в отрасли ресурсов.

Взаимосвязь между уровнем  прибыльности в конкурентной отрасли  и размерами использования в  ней ресурсов, а значит, и объемом  предложения, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли  фирм в долгосрочном периоде (или  получение ими нулевой экономической  прибыли).

Равновесие в долгосрочном периоде удовлетворяет трем условиям:

1. Выполняются условия краткосрочного равновесия, т.е. краткосрочные предельные издержки равны краткосрочному предельному доходу и цене (Р = MR = МС).

2. Каждая из фирм удовлетворена объемами используемых производственных мощностей — краткосрочные средние совокупные издержки равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам (ATCmin = LATCmin ).

3. Фирма получает нулевую экономическую прибыль, т.е. сверхприбыль не образуется, и потому не существует фирм, желающих войти в отрасль или покинуть ее (P = ATCmin ).

Все эти три условия  долгосрочного равновесия можно  представить в следующем обобщенном виде:

R = MR = MC = ATCmin = LATCmin

Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной  для анализа основных принципов  формирования рыночного поведения  фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются  редко, как правило каждая фирма  имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или  иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой  фирме, к качеству выпускаемых ею изделий.

Степень конкуренции между  субъектами рынка, которая в той  или иной степени связана с  заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной.

Для этого вида конкуренции  характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской  деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно  влиять на конъюнктуру рынка. При  несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения  на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями. Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов,  это так называемая монополистическая конкуренция. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

При несовершенной конкуренции  расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает  известную степень влияния на рынок. Степень несовершенства рынка  зависит от разновидности несовершенной  конкуренции. В условиях монополистической  конкуренции она невелика, и связана  только с умением производителя  выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка  значительно и диктуется немногочисленностью  действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке  только одного производителя.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции  предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие  в своих руках значительную часть  рыночного предложения, оказываются  в особых отношениях  с рыночной средой.

Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут  существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения  между участниками рынка: производители  внимательно следят за поведением своих  конкурентов, и реакция на их поведение  должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются  теорией несовершенной конкуренции.

Подавляющее большинство  реальных рынков — это рынки несовершенной  конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что   степень  конкуренции между субъектами рынка, а значит, и стихийные механизмы  саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В  частности, часто нарушается принцип  отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы.      Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

Предпосылками несовершенной  конкуренции являются:

1. Значительная доля рынка у отдельных производителей;

2. Наличие барьеров проникновения в отрасль;

3. Неоднородность продуктов;

4. Несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Критерием несовершенной  конкуренции является понижение  кривой спроса и цен с ростом выпуска  продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием  несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем  выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной  конкуренции такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. 1.)

Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что  большие объемы продукции при  несовершенной конкуренции фирма  может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы  значимо в масштабах отрасли. Зависимость между объемом выпуска  и уровнем цен наблюдается  всегда, если это действительно рынок  несовершенной конкуренции.

 

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Монополия — наиболее яркое  проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации  рынка само существование конкуренции  может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь  степень конкуренции  между субъектами рынка предполагает разделение экономической власти, наличие  у потребителя выбора. Именно поэтому  начинается состязание между производителями  за спрос потребителя, возникает  стремление наилучшим образом удовлетворить  его запросы. В условиях же монополии  потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его  ценовые условия и т.д.

Понятно, что сочетание  всех этих обстоятельств создает  для монополиста исключительно  выгодную обстановку и благоприятные  предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти  преимущества мгновенно улетучились  бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению  к потребителю к скрупулезному  учету потребностей и интересов  последнего. Нынешнее поколение россиян, на своем опыте испытавшее крах государственного монополизма, без труда найдет массу  бытовых примеров подобных перемен. Черствый хлеб, например, еще недавно безраздельно господствовавший в булочных, мгновенно стал редкостью, после того как монопольная система снабжения сменилась конкуренцией массы независимых пекарен. Именно поэтому монополистическая структура рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов.

Основными барьерами, существующими  в монополистической отрасли, являются:

 1. Преимущества крупного производства (вплоть до  естественной монополии);

 2. Легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);

 3. Нечестная конкуренция.

В монополизированной отрасли  эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии  существуют лишь там, где размеры  создают крупные преимущества в  издержках. Это положение теории многократно проверено практическим опытом. 
          Понятие чистой монополии также обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы монополиста. Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть.

Последняя означает возможность  для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая  объем производства и сбыта. Когда  говорят о степени монополизации  рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке. Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции. Поскольку фирма-монополист, так же, как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса. Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

 Рассматривая такую структуру рынка как монополия, нельзя не сказать о монополизме в России и о его структурных особенностях. В России проблема монополизации экономики стоит очень остро.

Главная особенность монополизации  российского рынка состоит в  том, что она сложилась как "наследница" государственного монополизма социалистической экономики. Социалистическая экономика  представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие  не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной  структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том  или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Так, в  конце 80-х годов более 1100 предприятий  были полными монополистами в  производстве своей продукции. Еще  чаще встречалась ситуация, когда  число производителей по всей гигантской стране не превышало2-3 заводов. Всего  из 327 товарных групп, выпускавшихся  промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации. В бывшем СССР монополизм в народном хозяйстве был доведен до абсурда. Государственная монополия на основную массу производительных сил, централизованное регулирование экономики лишили ее динамизма, сделали невосприимчивой к научно-техническому прогрессу.

Государство не только не боролось с монополизмом, но активно поддерживало и продвигало его. Оно надеялось  на возникновение иных движущих стимулов экономики, способных заменить конкуренцию. На практике надежды не оправдались. Порожденная государственной монополией тенденция к застою с 70-х годов  стала мощно нарастать и вылилась в кризис экономики.

Таким образом, если в странах  с рыночной экономикой монополизация  обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых  компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень  узкой группы производителей). Начало рыночных реформ в нашей стране привело  к резкому усилению монополистических  тенденций. Отчасти это было связано  с распадом СССР и ослаблением  экономических связей между бывшими  союзными республиками. К прежним  монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными  производителями в рамках всего  Союза, но ставшие таковыми на сократившейся  территории.

Помимо уже рассмотренного эффекта масштаба существуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди  них немалую роль играет установление препятствий для вхождения в  отрасль новых фирм. Такими препятствиями  могут стать необходимость получения  специального разрешения государственных  органов на занятие тем или  иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения, и прямые запреты на импорт, сложности в получении  кредитов, высокие первоначальные затраты  на открытие нового предприятия и др. Например для открытия коммерческого банка в России помимо установленного минимального размера уставного фонда требуется специальное разрешение Центрального банка РФ, получить которое достаточно сложно. Не менее сложно и получить относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей. Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией (а большинство российских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента.

Информация о работе Структура рынка и рыночная власть