Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение влияния структурных преобразований на экономический рост российской экономики, рассмотрение инвестиционной политики государства, определение её сущности и роли, а также выработка предложений по коррекции осуществляемой экономической политики.
Для достижения цели исследования в курсовой работе были поставлены и решались следующие задачи:
1) раскрытие понятия структурных сдвигов в экономике с определением их количественных и качественных характеристик, а также выявление и обоснование экономических факторов, инициирующих структурные изменения экономики;
2) определение влияния механизма структурных сдвигов на развитие основных элементов производительных сил и производственных отношений в российской экономике;
3) анализ последствий трансформации российской экономики в ходе реформ, а также определение причин усиления диспропорций в структуре российской экономики;
4) раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде
5) выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая_работа.docx

— 60.60 Кб (Скачать файл)
    • оценки собственного инвестиционного потенциала, сильных и слабых сторон региона;
    • формирования и реализации стратегии регионального развития;
    • разработки целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в регион. В целевых комплексных программах может быть отражена система программных мероприятий, например создание бизнес-карты, которая содержит информацию о деловом потенциале региона в целом и его отдельных территориальных образований;
    • формирование банка данных производственных мощностей, свободных и предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;
    • разработка программ по стимулированию отдельных территорий путем открытия зон свободного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;

Инвестиционная политика как функция или самостоятельное  направление государственного регулирования  экономики прошла достаточно длительный путь эволюционного развития.

Обозначенная впервые  в кейнсианской модели развития рыночной экономики в форме системы  мер по активизации общего инвестиционного  процесса (прямые инвестиции, стимулирование инвестиционных расходов частного сектора  посредством специальной налоговой  и кредитной политики), она обрела свою непосредственную структурную  или структурно-промышленную направленность в послевоенные годы. В этот период инвестиционная политика выступала  важнейшей составляющей государственного регулирования экономики и в  этом качестве широко использовалась во многих странах Западной Европы и Америки. Широкое развитие инвестиционная политика получила в рамках бывшего  СССР и других стран социалистической ориентации. Однако проводилась она  исключительно централизованными  методами за счет государственных средств.

В дальнейшем, когда были в основном сформированы оптимальные  структуры хозяйственного развития отдельных стран, прошедших этап индустриализации, а социалистическая система хозяйствования была дискредитирована и распалась, произошел естественный в этих условиях отход от воззрений  на необходимость государственного вмешательства в формирование структуры  экономики методами государственного регулирования. В связи с этим, вернулось первоначальное упование на действие рыночных механизмов достижения структурной оптимальности.

Вместе с тем, исследование практических и предлагаемых учеными  теоретических моделей развития рыночной экономики показало, что  за последнее десятилетие произошел  определенный поворот как в сторону  государственного регулирования экономики, что наиболее характерно для своеобразного  симбиоза теоретических моделей  различных типов, так и в сторону использования инвестиционной политики как важного направления государственного регулирования экономики.

Радикальная рыночная трансформация  функций государства в сфере  инвестиционной деятельности как элемента государственной инвестиционной политики впервые была обозначена в программных  документах Правительства Российской Федерации: «Реформа и развитие российской экономики в 1995-1997 гг.», Концепции  среднесрочной программы на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический  рост» и закреплена с некоторыми усовершенствованиями в Федеральном  Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятом в 1999 г.

Основу рыночной трансформации  форм и механизмов прямого государственного инвестирования, как отмечено в этих документах, составляют следующие положения  структурно-инвестиционной политики:

    • перенос центра тяжести с безвозмездного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе;
    • переход от распределения бюджетных средств между отраслями и регионами к селективному и частичному финансированию конкретных объектов;
    • значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
    • переориентация части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на долевое участие в реализации особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов;
    • предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам частных инвесторов за счет средств бюджета.

Наряду с прямыми методами воздействия государства на инвестиционную деятельность и в тесной взаимосвязи  с ними, государство использует широкий  арсенал мер и инструментов косвенного регулирования инвестиционной сферы.

Анализ совокупности предлагаемых исследователями и действующих  на практике мер косвенного воздействия  на инвестиционную деятельность позволяет  классифицировать их следующим образом: создание благоприятного климата для  структурно-инвестиционных преобразований; мобилизация и формирование ресурсов для структурно-инвестиционных преобразований.

Мировой опыт показывает, что  модернизация регулирования инвестиционных процессов, как правило, ориентирована  на один из приоритетных элементов  конечного спроса, что определяет четыре ее основных типа или модели:

  1. потребительски ориентированная, с опорой на насыщение первичных потребностей;
  2. потребительски ориентированная, с опорой на капитальные блага;
  3. экспортно-ориентированная;
  4. инвестиционно-ориентированная.

Ключевой задачей инвестиционных преобразований является проблема выбора стратегии четких ориентиров хозяйственного развития и структурной перестройки экономики. Решение данной проблемы, а также определение и реализация в ее рамках системы приоритетов инвестирования составляют основное содержание структурной составляющей структурно-инвестиционной политики на всех уровнях управления экономикой государства.

 
2.2. Формирование  инвестиционной политики государства  в условиях развития рыночных  отношений в России. 
Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это в свою очередь, обуславливало необходимость разработки новой инвестиционной политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям. Инвестиционную политику в условиях развития рыночных отношений в России можно разделить на два этапа:

I этап - инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования.  Меры государственной инвестиционной политики в рассматриваемый период были связаны в основном с комплексной программой стимулирования отечественных иностранных инвестиций в экономике России, бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост».

Основные направления  государственной инвестиционной политики, изложенные в этих документах включали:

    • проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлеченных средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;
    • переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и безвозвратной основе;
    • усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции;
    • сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов;
    • использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся объектов, расширение практики их долевого финансирования;
    • стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций.

В соответствии с принятым курсом экономических реформ восстановление инвестиционного процесса должно осуществляться при минимальной роли государства. В качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие  возможности предприятий за счет снижения налогового бремени и роста  амортизационных отчислений, перелив  кредита с рынка государственных  обязательств в реальный сектор, мобилизация  валютных сбережений населения, находящегося вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала.

Между тем, на базе рыночных методов регулирования не удалось  решить поставленные задачи, поскольку  в российской экономике не сложились  условия, позволяющие полностью  отказаться от методов государственного воздействия. В российских условиях воздействие монетарных импульсов  на производство не принесло ожидаемых  результатов, жесткие рестрикционные меры в области денежно-кредитной  политики хотя и облегчили в определенной степени адаптацию предприятий  к изменяющейся рыночной конъюнктуре, но обнаружили свою несостоятельность  в плане структурной перестройки  производства инвестиции экономического оживления. Ухудшающееся финансовое состояние  предприятий препятствовало, с одной  стороны, направлению собственных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой - привлечению ресурсов фондового и кредитного рынков.

Не были созданы макроэкономические предпосылки для мобилизации  сбережений населения в форме  иностранной наличной валюты, притока  отечественного инвестиции иностранного капитала в реальный сектор экономики. В результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета  путем расширяющейся эмиссии  государственных обязательств накопление государственного долга и превышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое  усугублялось ростом напряженности  в бюджетно-налоговой сфере в  условиях жесткой фискальной политики и деформации платежной системы.

В поисках выхода из сложившейся  ситуации осуществлялось постоянное урезание бюджетных расходов. Сокращение доходной части бюджета вело к перенапряжению инвестиции неупорядоченности государственного финансирования, необеспеченности финансовыми  ресурсами запланированных инвестиционных расходов, хроническому невыполнению федеральных инвестиционных программ.

Государственное финансирование инвестиционной деятельности было практически  свернуто, между тем масштабы частного инвестирования не смогли компенсировать снижение государственных инвестиций. При повышении доли частных инвестиций в общем объеме источников финансирования (по формам собственности) совокупные инвестиционные ресурсы резко сократились. Если сокращение бюджетной поддержки  производства по внешним признакам  согласуется с сущностью рыночных преобразований, то почти полный отказ  государственного инвестирования противоречит закономерностям развития рыночной экономики.

II этап - инвестиционная политика в посткризисный период. С целью корректировки курса экономических реформ и решения задач выхода страны из острого экономического кризиса в ноябре 1998г. был принят совместный документ «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального Российского Банка по стабилизации социально-экономического положения в стране», который исходил из необходимости усиления вмешательства в экономику, в том числе и её инвестиционную сферу. В нем было предусмотрено повышение организующей роли государства в обеспечении повышения эффективности производства за счет объединения «проблемных» организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием, и оказания поддержки развитию мелкого и среднего бизнеса, создания конкурентной среды. Данный документ содержал ряд новых подходов к решению проблем оздоровления государственных финансов, банковской системы, восстановления рыночных механизмов реального сектора экономики, снижения налогового бремени, стимулирования экспорта, инвестиционной и инновационной активности, защиты внутреннего рынка, повышения эффективности управления государственным имуществом.

Были определены приоритеты программ развития, через которые  должна была реализовываться структурная  и производственная политика, но её реализация осложнялась сохранением  существующих экономических условий; преодоление же сложившихся экономических  проблем требовало использования  действенных механизмов мобилизации  ресурсов и инвестиционного роста.

Так, продолжалось сокращение государственных инвестиций и уменьшение доли средств, выделяемых на финансирование государственной инвестиционной программы. Не получили поддержки инвестиционные программы конверсии оборонной  промышленности, а также большая  часть объектов производственных комплексов. Было приостановлено выполнение большинства федеральных целевых программ. Сокращение инвестиционных расходов осуществлялось без детального анализа различных инвестиционных программ и их оценки с позиций соответствия приоритетным направления экономического роста, также аналогичная ситуация наблюдалась и в области государственного финансирования инновационной деятельности. Необоснованность инвестиционной политики и противоречивость принимаемых мер обусловили невыполнимость целевых ориентиров и неэффективность их программного обеспечения.

2.3.Проблемы и  перспективы инвестиционной политики  государства: определение стратегических  приоритетов инвестирования.

Инвестиционная политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической  политики государства. Инвестиционная политика - это важный рычаг воздействия  как на экономику страны, так и  на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России