Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение влияния структурных преобразований на экономический рост российской экономики, рассмотрение инвестиционной политики государства, определение её сущности и роли, а также выработка предложений по коррекции осуществляемой экономической политики.
Для достижения цели исследования в курсовой работе были поставлены и решались следующие задачи:
1) раскрытие понятия структурных сдвигов в экономике с определением их количественных и качественных характеристик, а также выявление и обоснование экономических факторов, инициирующих структурные изменения экономики;
2) определение влияния механизма структурных сдвигов на развитие основных элементов производительных сил и производственных отношений в российской экономике;
3) анализ последствий трансформации российской экономики в ходе реформ, а также определение причин усиления диспропорций в структуре российской экономики;
4) раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде
5) выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая_работа.docx

— 60.60 Кб (Скачать файл)

Задача государственного регулирования состоит в том, чтобы усилить позитивные моменты  в деятельности ФПГ и ослабить негативные. Следует упростить процедуры  регистрации ФПГ, предоставить группам  приоритетное право на приобретение пакетов акций предприятий, входящих в технологические цепочки. Необходимо разработать специальную государственную  программу содействия формированию ФПГ в соответствии с обозначенными  стратегическими приоритетами. Программа  должна соответствовать международным  нормам, учитывать опыт созданных  групп, в том числе транснациональных. Со своей стороны государство  должно обеспечить условия, которые  бы способствовали экономической эффективности  деятельности корпораций.

В области налоговой политики создание благоприятных условий  активизации инвестиционной деятельности в производственном секторе предполагает повышение действенности налоговых  льгот при осуществлении инвестиций. Налоговые льготы могут осуществляться в виде: освобождения от налогообложения  части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений с целью  развития собственной производственной базы и на финансирование жилищного  строительства; скидок, действие которых связано с расходами, влияющими на результаты налогообложения; налоговых кредитов.

В Налоговом кодексе льготы по налогообложению существенно  сокращены. В частности, в системе  налоговых скидок не предусмотрена  льгота по расходам на капитальные  вложения. Это связано с тем, что  данная льгота во многом не выполняла  возложенной на нее роли стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики  из-за неконкретности механизма реализации, предусмотренного законодательством. Практическое применение существующих ограничений (данная льгота предоставляется  при условии полного использования  суммы начисленной амортизации) усложняло расчет налогооблагаемой прибыли и оставляло возможность  для уклонения от налогов.

Более эффективным видом  налоговых льгот, получившим распространение  в западной практике, является инвестиционный налоговый кредит. Он предусматривает  уменьшение в течение определенного  срока и в допустимых пределах платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным  налогам с последующей поэтапной  уплатой суммы кредита и начисленных  процентов. В отличие от других видов  льгот налоговый инвестиционный кредит выступает как прямое снижение налогового обязательства и в  большей степени учитывает имущественное  положение налогоплательщика. Если использование налоговых скидок является более выгодным для налогоплательщиков, чьи доходы облагаются по высоким  ставкам, то применение инвестиционного  налогового кредита -для налогоплательщиков с низкими доходами.

В России порядок применения инвестиционного налогового кредита  был определен Федеральным законом  «Об инвестиционном налоговом кредите», однако вследствие сложности оформления кредита и несовершенства правовой базы данный вид налоговых льгот  не получил распространения. В Налоговом  кодексе инвестиционный налоговый  кредит рассматривается как основной вид льгот, стимулирующих инвестиции в реальный сектор экономики. Предусмотрено три основания для получения такого кредита:

    • проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства;
    • осуществление внедренческой или инновационной деятельности, включая создание новых или совершенствование применяемых технологий, а также применение новых видов сырья или материалов;
    • выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Совершенствование правового  регулирования инвестиционного  процесса является одним из важнейших  условий его активизации. Базисными  законами в области инвестиционной деятельности являются: Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ с дополнениями и изменениями, Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ. Правовые основы регулирования инвестиционной сферы отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Между тем в практической организации инвестиционной деятельности остается целый ряд проблем, которые  требуют правовой регламентации. К  ним можно отнести: гарантии реального  обеспечения прав собственности, вопрос о частной собственности на землю, процедуры регистрации предприятий, связанных с деятельностью иностранных инвесторов, непредсказуемого и частого изменения таможенных пошлин, а также несогласованность и противоречивость используемых правовых подходов.

Законодательная основа должна быть фундаментом деятельности всех экономических субъектов (государства, предприятий, корпораций, финансовых посредников, населения). Необходимо законодательно определить пределы административного  воздействия, повысить роль правовой регламентации  хозяйственной жизни, создать эффективную  систему судебного рассмотрения хозяйственных споров, перейти к  использованию нормативных методов  регулирования экономики.

Широкое применение нормативных  методов регулирования (процентных и налоговых ставок, экономических  нормативов ликвидности, платежеспособности, финансового состояния, норм обязательного  резервирования, нормативных требований, предъявляемых при лицензировании и регистрации хозяйственной  деятельности, критериев конкурсов  инвестиционных проектов и т.д.) позволит обеспечить объективность принятия хозяйственных решений, ограничить роль административных органов контролем  за соответствием деятельности хозяйствующих  субъектов нормативам, требованиям  и критериям, установленным законодательством.

Таким образом, принимая во внимание масштаб задач, которые  предстоит решить, очевидно, что  для инициирования устойчивого  инвестиционного подъема необходимы согласованные меры по обеспечению  благоприятной среды инвестиционной деятельности, выработка форм и методов  экономического регулирования, учитывающих  реальную инвестиционную ситуацию.

3. Общие тенденции  структурных сдвигов в системе  экономических интересов в ходе  инвестиционной политики.

Современная региональная экономика - это открытая, нелинейная, динамическая, саморазвивающаяся система с  присущими ей целевыми и спонтанными, локальными и общесистемными изменениями. Региональные структурные сдвиги представляют собой необратимые изменения пропорций и границ секторов, сфер, сегментов, отраслей, территориально-производственных комплексов (кластеров), районов и зон хозяйственной системы региона. Источник структурных сдвигов в региональной экономике - общественное территориальное разделение труда, эволюционно меняющее состав и взаимосвязи элементов экономического пространства региона. Природа структурных сдвигов связана с объективной взаимосвязанностью, сбалансированностью и пропорциональностью всех факторов регионального воспроизводства для обеспечения расширенного и интенсивного характера данного процесса.

Непосредственными причинами  структурных сдвигов являются противоречия в механизме регионального воспроизводства, сигнализирующие о несоответствии экономики региона внешней среде  по параметрам конкурентоспособности, устойчивости и безопасности. Региональные структурные сдвиги зарождаются  в отношениях собственности, интенсифицируются  в процессе труда, достигают апогея в региональном производстве, отражаются в методах и инструментах государственного регулирования, воплощаясь в многообразных  экономических отношениях субъектов  мезоэкономики.

В основе структурных трансформаций  мезоэкономики лежит инновационная  причинность. При этом «глубина и  эффективность трансформаций в  экономике определяются сдвигами в  ее структуре, изменениями в пропорциях распределения труда, инвестиций, валового выпуска и ВВП, экспорта и импорта  между различными отраслями, воспроизводственными секторами, регионами. Характер и сдвиги в структуре экономики определяют, в конечном счете, ее целенаправленность, уровень конкурентоспособности  и эффективности. Структурные сдвиги, как системный экономический процесс, в той или иной степени охватывают все аспекты структуры региональной хозяйственной системы, включая воспроизводственную, отраслевую, производственную, инновационную, пространственную, информационную, технологическую, кадровую, сырьевую, внешнеторговую (экспортно-импортную) и прочие подсистемы экономической структуры региона.

В региональной экономике  можно выделить четыре основных вида структурных сдвигов:

  • технологические структурные сдвиги, определяющие появление принципиально новых классов технических средств, становящихся основой нового регионально-хозяйственного уклада;
  • институциональные структурные сдвиги, объектами которых являются локальные системы экономических институций и институтов, отраслевая и административная структура региона;
  • воспроизводственные структурные сдвиги, связанные с изменением пропорций секторов, сфер и сегментов регионального хозяйства: государственного и частного секторов, сфер промышленного и сельскохозяйственного производства, производства и обращения;
  • пространственные структурные сдвиги, детерминирующие определение и смещение границ территориально-производственных комплексов (кластеров), районов и экономических зон.

Таким образом, эволюцию экономической  структуры региона допустимо  представить как многоуровневую систему структурных сдвигов, детализирующуюся вплоть до изменений структуры рабочих  мест на отдельном предприятии. Тогда  основной задачей государственного регулирования структурных сдвигов  на региональном уровне является обеспечение  их сбалансированности в институциональном, технологическом, воспроизводственном  и пространственном аспектах.

Изменения региональной экономической  структуры порождают инфраструктурные сдвиги, связанные с «догоняющим  развитием» хозяйствующих субъектов и институтов, создающих и поддерживающих необходимые условия для функционирования «структурообразующих» элементов мезоэкономики. При эффективном государственном управлении инфраструктурные сдвиги могут носить и упреждающий характер, проявляясь, например, в формах создания портовых зон и транспортных терминалов, бизнес-инкубаторов и инновационных «площадок» и т.д. Важную роль инфраструктурные сдвиги способны сыграть и в развитии регионального инвестиционного.

Структурные диспропорции современной  российской экономики существенно  снижают эффективность хозяйственного механизма, усугубляют социальные противоречия, тормозят выход на траекторию устойчивого  инновационного развития. Задачи качественных стратегических преобразований хозяйственного механизма современной России не могут быть решены без реализации стратегии структурных сдвигов  в общенациональном масштабе с учетом региональной специфики. Поэтому необходима дальнейшая глубокая разработка теоретико-методологических основ формирования организационно – экономического механизма структурных сдвигов на межрегиональном уровне.

Заключение. 
В данной курсовой работе я рассмотрела тему «Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России».

Россия находится на этапе  переходной экономики, которому присущ ряд общих закономерностей стран  с переходной экономикой: изменение  экономической роли государства, приватизация, структурная перестройка экономики, смена инвестиционной стратегии: формирование новых рыночных субъектов экономики, рынка капитала и рынка труда; специфика ценообразования; изменение  положения страны в мировой экономике. 
Несмотря на противоречивость происходящих процессов, в качестве положительного момента в рыночных преобразованиях экономики России можно отметить следующее: подорван монополизм государственной собственности, начался, хотя и противоречиво, процесс формирования многоукладной экономики; сломан, пусть не окончательно, аппарат административно-командного управления и распределения; складывается инфраструктура рыночной экономики, особенно интенсивно в финансово-банковской сфере; достигнуто равновесие на потребительском рынке; появился и расширяется слой предпринимателей новой волны, ориентированный на рыночные модели поведения. 
Однако указанные сдвиги не являются результатом оздоровления экономики России, не носят долговременных тенденций и оплачены неоправданно высокой ценой. 
Российская экономика характеризуется тенденцией сужающегося воспроизводства в реальном секторе, ускоренным развитием торговли, финансово-банковских секторов, снижением эффективности использования ресурсов. Россия уже не может обеспечить себя продовольствием, товарами народного потребления, средствами производства. Страна живет только за счет своих природных ресурсов и стремительно превращается в сырьевой придаток развитых стран. Обвальное падение объемов производства и еще большее при этом падение объемов капиталовложений обусловливает дальнейшее падение уровня жизни. 
Низкий уровень жизни россиян - наглядное подтверждение того, что проводимый курс реформ сдерживает колоссальные возможности развития нашей страны. Сам по себе переход к рынку не может быть целью экономической реформы ни в одной стране. Реформы должны быть социально ориентированы. Пренебрежение интересами человека, возможно, является одной из коренных причин несостоятельности российских реформ. Люди должны быть уверены, что экономические преобразования в стране приведут к улучшению качества их жизни, тогда они будут заинтересованы в проведении реформы. 
 
Список использованной литературы: 
1. Варфаловская Р. Структурная инвестиционная промышленная политика России. // Власть. - 2007. - № 1.  
2. Воронкова О., Пузакова Е. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб.пособие / под ред. Е. Пузаковой. - М.: Экономистъ, 2007. 
3. Глазьев С. «Стабилизация и экономический рост» М., Ж. «Вопросы экономики», №1, 2008г. 
4. Игонина, Л. Л. Инвестиции: учеб. пособие/ Под ред. д. э. н., проф. В. А. Слепова. – М.: Юристъ, 2002. 
5. Кондратенко Е. «Инвестиционные ресурсы – проблемы аккумуляции» М., Ж. «Экономист», №7, 2007г. 
6. Мартынов А. «Активизация инвестиционной политики» М., Ж. «Экономист», №9, 2007г. 
7. Международные экономические отношения: Учебник / ред. Б. Смитиенко. - М.: ИНФРА-М, 2007. 
8. Основы теории переходной экономики (вводный курс): Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Киселевой, М.П. Чепурина. Киров, 2006. 
9. Сухарев О. Национальное богатство и структурная политика. // Экономист. - 2006. - № 2. 
10. Фетисов Г. "Голландская болезнь" в России: макроэкономические и структурные аспекты. // Вопросы экономики. - 2006. - № 12. 
11. Френкель А. Основные тенденции развития российской экономики в 2007 г.: прогноз развития экономики России на 2007-2008 гг. // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 6.

Информация о работе Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России