Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение влияния структурных преобразований на экономический рост российской экономики, рассмотрение инвестиционной политики государства, определение её сущности и роли, а также выработка предложений по коррекции осуществляемой экономической политики.
Для достижения цели исследования в курсовой работе были поставлены и решались следующие задачи:
1) раскрытие понятия структурных сдвигов в экономике с определением их количественных и качественных характеристик, а также выявление и обоснование экономических факторов, инициирующих структурные изменения экономики;
2) определение влияния механизма структурных сдвигов на развитие основных элементов производительных сил и производственных отношений в российской экономике;
3) анализ последствий трансформации российской экономики в ходе реформ, а также определение причин усиления диспропорций в структуре российской экономики;
4) раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде
5) выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая_работа.docx

— 60.60 Кб (Скачать файл)

В настоящее время российская экономика нуждается в притоке  иностранных инвестиций. Это вызвано  практически полным отсутствием  финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных  средств у предприятий, развитием  общего экономического кризиса и  спадом производства, большим износом  установленного на предприятиях оборудования и другими причинами. Действительно, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает  положительное влияние на экономический  рост, помогает интегрироваться в  мировую экономику. С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы  зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др. Таким  образом, иностранные инвестиции могут  иметь неоднозначные последствия  для национальной экономики.

В связи с этим, естественно, ставится вопрос о расширении технической  помощи, направленной на углубление использования  собственных ресурсов, повышение  квалификации национальных кадров, а  уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться  эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный  капитал в свою экономику.

Перспективы же для инвесторов в России в настоящее время  весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая  сила, емкий рынок дешевого сырья  и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент  прибыли, во много раз превышающий  среднюю прибыль в странах  со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной  для иностранных предпринимателей.

Однако, несмотря на это, иностранные  инверторы не очень торопятся  вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Основными причинами  этого являются:

    • нестабильность экономической и политической ситуации;
    • несовершенное и противоречивое законодательство;
    • неясность в определении прав собственности;
    • отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
    • нестабильность рубля как национальной валюты;
    • непредсказуемость изменений в налоговой системе и др.

Государственные мероприятия  по привлечению иностранных инвестиций можно свести в две группы. К  первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для  иностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. Ко второй - мероприятия  правительства, которые снижают  налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия.

Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма  ее реализации. Он должен включать в  себя:

    • выбор источников и методов финансирования инвестиций;
    • определение сроков реализации;
    • выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
    • создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
    • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

При определении стратегических приоритетов необходимо исходить из имеющихся конкурентных преимуществ  на мировом рынке, выражающийся в  первую очередь в наличии разработок высоких технологий. В настоящее  время к отраслям, где существуют серьезные технологические заделы и сохраняются потенциальные  преимущества, можно отнести авиацию, металлургию, энергетику, машиностроение, станкостроение, биотехнологию и  ряд других.  
Инвестиции в производство инновационной продукции будут способствовать формированию новых направлений перетока капитала, повышению его производительности и стимулированию экономического роста. Точечный характер этих инвестиций позволит добиться экономического оживления при ограниченности инвестиционных источников. Такой подход признан мировой практикой испытанным способом преодоления ограничителей экономического роста, обусловленных недостаточностью рыночных механизмов. 

2.4.Создание институционально-правовой  и экономической среды, стимулирующей  инвестиции в реальный сектор  экономики: основные методы.

Создание государством благоприятных  условий для роста инвестиционной активности предполагает целенаправленное воздействие на воспроизводственные  процессы на макро- и микроэкономических уровнях. Основными методами создания институционально-правовой и экономической  среды, стимулирующей инвестиции в  реальный сектор экономики, являются:

1) денежно-кредитные методы  стимулирования инвестиций;

2) формирование эффективной  инфраструктуры финансового рынка;

3) активная промышленная  и структурная политика;

4) налоговая политика;

5) правовые и нормативные  методы регулирования.

Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций  заключаются в 
обеспечении устойчивого инвестиционного подъема  прежде всего за счет роста монетаризации экономики, ликвидации диспропорций денежной массы, снижения процентных ставок, восстановлений платежной системы, дедолларизации и повышения роли национальной валюты. 
Рост монетаризации экономики может быть достигнут путем ограничения денежно-кредитной эмиссии. При определении степени опасности её инфляционных последствий следует учитывать, что инфляция инициируется не только эмиссионными, но и другими факторами. Поэтому борьба с ней не сводиться только к ограничению эмиссии, она предполагает и иные направления, в первую очередь – обеспечение устойчивого функционирования производства. Рост уровня монетаризации  реального сектора российской экономики выступает важнейшей предпосылкой оживления производства, которое, в свою очередь, является ключевым антиинфляционным фактором. 
Важным инструментом целевого регулирования денежных потоков является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так с целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных приоритетными может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему государственных банков развития при установлении строгого контроля, исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции.  
Использование государственного регулирования характеризуется определенной цикличностью. В условиях обострения структурных диспропорций, когда действие рыночных механизмов становиться недостаточным для того чтобы обеспечить, с одной стороны, сдерживание развития избыточных производств и обесценения  основного капитала, а с другой, наращивание инвестиционной активности, роль государственного воздействия на экономику, в том числе целевого регулирования денежных потоков, возрастает, при переходе экономики к устойчивому росту – уменьшается. 
Совершенствование структуры денежной массы связано также со снижением доли наличных денег в обращении, для чего требуются введение жестких ограничений на платежи наличными деньгами во всех сферах экономики, дальнейшая компьютеризация расчетов, расширение безналичных форм платежного оборота. Проведение этих мероприятий, позволяющих расширить экономическое пространство деятельности банковского сектора, будет способствовать увеличению инвестиционного потенциала банков. 
Создание механизмов притока капитала в производственный сектор является важной составляющей эффективной организации денежного предложения. В настоящее время в российской экономике из всех  присущих рыночному хозяйству каналов обеспечения производства инвестиционными источниками в наибольшей степени представлен лишь один – собственные средства предприятий. Роль кредитной сферы и фондового рынка в механизме трансформации сбережений в производственные инвестиции в настоящее время незначителен.

Формирование эффективной  инфраструктуры финансового рынка  предполагает воздействие на инвестиционную активность банков. Пересмотр прежней  системы регулирования в соответствии с заявленными приоритетами экономической  политики предполагает изменение форм и методов воздействия на банковский сектор, реструктурирование банковской системы с учетом реализации инвестиционных функций банков в экономике. Реструктурированная  банковская система должна отвечать требованиям высокой надежности, управляемости и инвестиционной направленности, гарантировать необходимый  уровень предложения кредитных  ресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам. Однако для  того чтобы банковская система смогла обеспечить приток инвестиций в развитие производства, необходимо создание соответствующих  макроэкономических условий.

Важное значение в повышении  инвестиционной активности банковской системы имеет создание системы  стимулирования и страхования инвестиций. Одним из условий предоставления банками долгосрочных займов на инвестиционные проекты при высоких кредитных  и инвестиционных рисках производственной сферы является наличие государственных  гарантий.

К числу мер, способствующих возрастанию производственных инвестиций коммерческих банков, можно также  отнести снижение нормативов резервных  отчислений и льготное налогообложение.

Создание системы гарантирования депозитов. Мировой опыт подсказывает, что введение системы гарантирования депозитов является необходимой  составляющей комплекса мер, направленных на масштабную мобилизацию сбережений населения.

Создание системы гарантирования депозитов является фактором существенного  потенциального увеличения ликвидности  как отдельных кредитных институтов, так и целой кредитной системы, надежным средством против внезапного массированного оттока вкладов из банков.

Создание системы гарантирования вкладов при осуществлении мер  по реструктуризации банковской системы  и повышению качества надзора, способствуя  динамичному развитию банковского  сектора, расширению его ресурсной  базы, означает одновременно расширение потенциальных возможностей роста  инвестиционной активности кредитных  институтов. Введение системы, обеспечивающей предоставление твердых гарантий от возможных рисков, позволило бы шире вовлечь в инвестиционный процесс  средства населения.

Государственная политика должна быть направлена, с одной стороны, на создание равных условий для вложений в различные секторы экономики, обеспечение государственной поддержки  и гарантий частных инвестиций, а  с другой стороны, на повышение доверия  частных инвесторов к обязательствам государства, институтам фондового  рынка, банковским структурам. Для предложения  конкурентоспособных реальных ставок по банковским депозитам должны не только укрепляться надежность и  стабильность финансовых институтов, повышаться стандарты их экономической  работы, но и снизиться риски в  экономике, появиться новые инвестиционные проекты, возрасти экономическая отдача от инвестиций.

 Активная промышленная  и структурная политика заключается  в решении задач обеспечения  экономического роста и инвестиционного  подъема помимо решения проблем  инвестиционно-финансовых ресурсов  предполагают воплощение последних  в технологиях и производствах,  повышающих конкурентоспособность  национального хозяйства. Для  этого необходимы меры по созданию  на макро- и микроэкономическом  уровне условий, способствующих  восстановлению производственного  потенциала, реструктуризации производства, устранению причин возрастания неплатежей, обеспечению эффективных механизмов рыночной конкуренции, оздоровлению институтов антимонопольного регулирования и банкротства.

Реструктурирование производства направлено на оздоровление производственного  потенциала, обеспечение снижения транзакционных издержек, повышение эффективности  менеджмента, усиление интеграции промышленного  и финансового капитала. Важнейшей  задачей реструктурирования является повышение инвестиционной привлекательности предприятий. Реструктуризация также предполагает выделение и поддержку конкурентоспособных производств и активизацию банкротства неплатежеспособных предприятий. Движение инвестиционно-финансовых ресурсов, направляемых на реструктурирование предприятий должно осуществляться через систему банков развития и сосредоточиваться на специальных инвестиционных счетах.

Другая сторона этой проблемы связана с необходимостью повышения  низкой в настоящее время способности  восприятия производственного сектора  к инвестициям. Отсутствие перспективных  прогнозов развития на многих российских предприятиях, недостаточность эффективных  инвестиционных проектов, низкая степень  проработанности имеющихся инвестиционных проектов препятствуют вложениям капитала и инвестиционному оживлению.

Ключевым направлением реструктурирования реального сектора является создание условий для становления крупных  корпоративных структур, интеграции научно-технического, производственного, финансового и торгового капитала, стимулирования процессов организации  финансово-промышленных групп. Крупные  корпорации способны выступить стратегическими  партнерами государства в проведении реформ, взять на себя функции организации  деятельности и обеспечения инвестиционного  процесса в важнейших народно-хозяйственных сферах, используя как рыночные, так и  планово-распределительные методы.

Создание и функционирование финансово-промышленных групп (ФПГ) опирается  на два экономических фактора: с  одной стороны, это содействие росту  эффективности производства, с другой - повышение уровня конкуренции на национальном и региональных рынках. ФПГ должны противодействовать спаду  экономики, стабилизируя межхозяйственные связи и формируя внутреннюю конкурентную среду; ослаблять неплатежи; поддерживать малый и средний бизнес, включая  его представителей в круг своих  партнеров; усиливать регулируемость национальной экономики, снижать риски  для инвесторов.

Информация о работе Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России