Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:44, курсовая работа
Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы. Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара. Рынок – это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров. В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.
Введение………………………………………………………………………...
1. Финансовая система РФ и ее роль в общественном секторе экономики.
1.1 Финансовая система и особенности ее организации в РФ…………..
1.2 Система государственных финансовых органов…………………….
1.3 Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса ……......
2. Структурная модернизация финансовой системы России……………….
2.1 Структурные проблемы финансовой системы ………………………
2.2 Сценарии развития финансовой системы ……………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………………
Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (т. е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения.
Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как (а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и (б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.
Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего, они носят, как правило, добровольный характер. Далее, для государственного и муниципального кредитов характерными признаками являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.
В то же время государственный и муниципальный кредиты существенно отличаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности, то при государственном и муниципальном займах таким обеспечением выступает все имущество, находящееся в собственности того или иного уровня власти (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности). Кроме того, федеральные заимствования не имеют конкретного целевого характера.
Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии.
Государственные и муниципальные органы исполнительной власти Российской Федерации преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случае несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств.
Государственные и муниципальные займы – это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.
Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств.
В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные учреждения; государственные и муниципальные унитарные предприятия; российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями; органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.
Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах, на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.
1.2 Система государственных финансовых органов
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94, 95) высшим представительным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. В республиках представительные (законодательные) органы образуют в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией данной республики.
Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и пр. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.
Исполнительную власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.
Правительство Российской Федерации согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства. Правительства Российской Федерации и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов.
Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образований.
В Российской Федерации образованы государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной их функцией.
Так, в системе финансовых государственных органов главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ, в субъектах Федерации в составе правительства или aдминистраций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.
Учитывая, что основной объем финансовой деятельности государства приходится на Министерство финансов РФ, Остановимся на его компетенции более подробно.
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации как звена финансовой системы являются:
совершенствование бюджетной системы Российской федерации, развитие бюджетного федерализма;
разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
разработка проекта федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
управление государственным внутренним и внешним долгом;
разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
разработка методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.
Во исполнение своих задач Министерства финансов Российской Федерации:
подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами Федерации;
участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
принимает участие в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики Российской Федерации, улучшению расчетов и платежей в экономике;
принимает участие в формировании и осуществлении единой политики цен;
участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;
разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и бюджета развития Российской Федерации;
разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;
обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств;
разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации; исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета; осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;
совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования;
разрабатывает совместно с Министерством по налогам и сборам и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в Российской Федерации;
проводит с участием Центрального банка РФ государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;
участвует в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг, регистрирует выпуск ценных бумаг;
выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг; разрабатывает условия выпуска и размещения государственных займов РФ;
проводит совместно с Центральным банком РФ операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
подготавливает предложения по формированию и использованию средств государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по установлению размеров отчислений в указанные фонды;
лицензирует деятельность страховых организаций и осуществляет надзор за их деятельностью; ведет Единый государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров;
осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми органами, проводит с ними в установленном порядке переговоры и консультации по вопросам финансовой политики и заключения кредитных соглашений; подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами;
разрабатывает совместно с Министерством экономического развития РФ проекты программы государственных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
проводит ревизии и проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке использование средств государственных внебюджетных фондов.
В условиях усложнения финансовой деятельности государства появился ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности, наделенных определенными функциями. К ним, в частности, относятся Федеральное казначейство, государственная налоговая служба, Счетная палата и др.
Федеральная централизованная система органов Казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных управлений по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам. Территориальные органы Федерального казначейства находятся в подчинении у своего вышестоящего органа, а Главное управление казначейства - в подчинении у министра финансов РФ.
Главными задачами органов Казначейства являются:
организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам;
управление доходами и расходами бюджета на открываемых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;
Информация о работе Структурная модернизация финансовой системы России