Структурная модернизация финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы. Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара. Рынок – это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров. В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...
1. Финансовая система РФ и ее роль в общественном секторе экономики.
1.1 Финансовая система и особенности ее организации в РФ…………..
1.2 Система государственных финансовых органов…………………….
1.3 Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса ……......
2. Структурная модернизация финансовой системы России……………….
2.1 Структурные проблемы финансовой системы ………………………
2.2 Сценарии развития финансовой системы ……………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

29(12)Финансовая система.СФГА.2012.doc

— 541.50 Кб (Скачать файл)

— рост устойчивости национальной банковской системы. Российская банковская система в последние 4-5 лет развивается темпами, опережающими развитие  экономики, при этом ее вклад в экономический рост возрастает. Повышение устойчивости банковской системы, теперь уже выступая элементом общей устойчивости экономического роста  (в  отличие от,  например,  2004 года), предполагает снижение зависимости от притока внешнего капитала, а также устранение  накопленных  рисков  высоюгх  темпов  роста  –  несоответствия временной структуры активов и пассивов, просроченной задолженности и т.п.

Выбор сценария сбалансированного роста должен быть осознанным,  однако может стать н вынужденным. Во всех случаях данный сценарий предполагает формулировку задач денежной политики,  направленной на максимально позитивное использование «паузы роста» для ликвидации всех структурных дисбалансов п построение фундамента для последующего этапа экономического роста не только с учетом текущих проблем, но и будущих   угроз.    В    этом   конгексте    задачи   денежной   политики   представляются следующими:

устранение тек\пцт рисков и дисбалансов. «Пауза роста» предполагает определенное время для снятия структурных диспропорций - на межбанковском рынке, использовании внешних средств, просроченной задолженности п «плохих долгов». В противном случае результатами данной паузы выступит лишь потеря темпов экономического роста, после чего необходимо будет вернуться к прежним задачам, но в других (возможно еще менее благоприятных) условиях. Представ.ляется, что в результате реализации антикризисного сценария на выходе должны появиться адекватная система рефинансирования, система пруденциального надзора, подразумевающая эффективный рпск-менеджемент (не допускающий повторения угроз кризиса ликвидности): развитие финансовых рынков, которые выступят естественным дополнением банковской системе в привлечении ресурсов нефинансового сектора, позволят эффективно решать проблемы банковской ликвидности, аккумулировать внутренние сбережения и содействовать привлечению внешнего капитала; последовательная подготовка к новым реалиям денежной политики, предполагающим как изменение каналов денежного предложения, так п постепенный переход к политике таргетпрованпя инфляции. В данных условиях должны измениться основные каналы денежного предложения, распределения ликвидности в банковской системе, контроля за валютным курсом, улучшится инвестиционный климат в России, обеспечивающий приток внешних инвестиций в новых реалиях.

В целом данный сценарий в большей степени перекликается с задачей построения новой финансовой системы, предполагающей снижение зависимости от мировых финансовых рынков одновременно с обеспечением качесгвенного экономического роста. Однако еще раз отметим, что если не будут предприняты соответствующие усилия. направленные на устранение структурных диспропорций и развитие отдельных сегментов финансовой системы России, то результатами выступяг снижение темпов экономического роста и, возможно, еще большие структурные проблемы.

Таким бразом, необходимо определить целевые критерии развития национальной финансовой системы. Учитывая, что эффективность финансовой системы имеет как макроэкономический, так и глобальный аспекты, они должны описываться как со стороны макроэкономических параметров, так и со стороны показателей глобальной конкуренции. Такие критерии могут не иметь четко определенных количественных показателей, но их определение, по крайней мере, на качественном уровне представляется совершенно необходимым. При этом установление целей не означает максимизации количественных значений любой ценой. Принципиально важно, на наш взгляд, находиться в рамках поступательного тренда по каждому из установленных критериев.

В связи с этим положением целесообразно ориентироваться на:

1. Соотношение емкости  финансового рынка и емкости  экономики: устойчивый долгосрочный  рост (т.е. опережающее развитие финансового  сектора по сравнению с общеэкономической динамикой).

2. Доля России на мировом  рынке капитала по показателям  емкости секторов финансового  рынка: устойчивый долгосрочный  рост.

3. Уровень процентных  ставок (доступность капитала): устойчивое  долгосрочное снижение, при сохранении минимально положительного значения реальных процентных ставок.

4. Соотношение объема  долгосрочных инвестиций, привлекаемых  предприятиями на финансовых рынках, и совокупного объема инвестиций в основной капитал российских предприятий: устойчивый долгосрочный рост.

5. Соотношение рыночной оценки активов и финансовых результатов: максимальная стабильность при тенденции к росту.

6. Курс национальной валюты  по отношению к корзине резервных  валют: стабильность при тенденции к росту.

Необходимо подчеркнуть, что определение этих параметров финансовой системы не означает их директивного планирования. Одним из важнейших принципов программно-целевого подхода как раз и является индикативность выбранных показателей, которые, прежде всего, используются в качестве ориентиров развития. Главным же результатом программно-целевого индикативного планирования является поступательное движение по заданному вектору. Комплексность, то есть сбалансированность этого движения обеспечивается сохранением структурных пропорций, заложенных в «идеальную модель» развития финансовой системы.

Следует подчеркнуть, что предложенная методология формирования программы развития финансового сектора не претендует на прогнозирование реального поведения рынка, – это попытка выстроить план оптимального развития. Задача эта, между тем, к настоящему времени не только не выполнена, но и не поставлена на политическом уровне.

Существующие в настоящее время «отраслевые» программы развития отдельных сегментов финансового рынка не обеспечивают комплексного и сбалансированного развития финансовой системы в целом. Кроме того, развитие финансового рынка должно быть тесно увязано с изменением ряда регулятивных практик и совершенствованием правовых основ предпринимательства и инвестирования.

Все это требует перехода от «отраслевых» проектировок к разработке и реализации программы структурной модернизации финансовой системы. В ее рамках, как представляется, должны быть предусмотрены не только меры, относящиеся к компетенции собственно финансовых регуляторов, но и действия, направленные на оптимизацию параметров финансовой системы за счет иных факторов. В качестве примера можно назвать налоговое стимулирование и повышение квалификации персонала, без которых невозможно сохранение суверенного национального финансового рынка, так как именно они определяют наиболее значительное отставание России от других стран в глобальной конкуренции на рынках капитала по соответствующим направлениям.

Не менее важным условием эффективности программ развития финансового сектора является обеспечение оптимальной последовательности принимаемых мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современное экономическое развитие в качестве обязательного условия предполагает наличие мощной и эффективной национальной финансовой системы. Мировая научная мысль пришла к выводу о том, что уровень финансового развития страны напрямую влияет на темпы экономического и на ее позиции в мире. В условиях глобализации высокий уровень финансового развития страны может быть достигнут только на основе собственной конкурентоспособной финансовой системы, наличие которой является одним из признаков великой державы, важнейшим фактором обеспечения полноценного национального суверенитета. Глобализация означает, что ключевым фактором национальной экономической динамики, роста национального богатства и повышения качества жизни населения стала национальная конкурентоспособность. Ее уровень критичен для финансовой системы страны, так как глобальная конкуренция в этой сфере несравнимо выше, чем в других секторах мировой экономики. Результатом этого становится альтернатива: выбор между высокоразвитой национальной экономикой превращается в выбор между формированием на основе развитого национального финансового рынка финансового центра мирового или регионального значения, и исчезновением национального финансового рынка как такового.

Для усиления межсекторального регулирования и надзора на финансовом рынке необходимо усилить роль Совета по финансовым рынкам при Президенте РФ. Только при условии координации регулятивной и надзорной деятельности на финансовом рынке министерств и ведомств Правительства РФ, с одной стороны, и Центрального Банка, с другой стороны, возможно достижение их эффективного взаимодействия. В роли такого координатора может успешно выступить в настоящее время только Совет по финансовым рынкам при Президенте РФ. Ему же должна принадлежать ведущая роль в разработке, а затем в контроле за реализацией программ структурной модернизации финансовой системы в России.

Литература

 

  1. Бабич А.М. Павлова Л.Н. Финансы.– М.: ИД ФБК – Пресс, 2007. – 472 с.
  2. Бородин А. Ф., Юргенс И.Ю. Структурная модернизация финансовой системы России // Аналитический доклад Банка Москвы,  Москва, 2010.
  3. Ведев А., Данилов Ю., Масленников Н., Моисеев С. Структурная модернизация финансовой системы России // Материалы сайта Финансовая аналитика. Режим доступа http://www.finanal.ru
  4. Ефимов В.С. Финансы.: Учебный курс (учебно-методический комплекс). Часть 1. – М.: МИЭМП, 2009.
  5. Ковалёв В.В. Финансы предприятий (Организаций): Учебник. – М.: ТК Велби, 2005.
  6. Котельникова Е. Финансы. – М.: ЭКСМО, 2008. – 30 с.
  7. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2005.
  8. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит: Учеб пособие. – 4-е изд. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
  9. Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, 2006. – 634 с.
  10. Финансы. Учебник. / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 329 с.
  11. Финансы.: Учебник / Под ред. А.Ю. Казака, Л.И. Сергеева. – С.-Пб: 2007. – 520 с.
  12. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 527 с.
  13. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 305 с.
  14. Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. И. Химичева. – М.: Норма, 2007. – 464 с.
  15. Шуляк П.Н. Финансы. – М.: ИТК Дашков и К, 2006. – 387 с.

 

 

 


Информация о работе Структурная модернизация финансовой системы России