Сущность диспропорций в экономике по обеспечению трудовыми ресурсами их значение и влияние на экономическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Значительно повышаются требования к уровню квалификации работников. Эффективно использовать сложную технику может человек, который имеет хорошие специальные знания.
Возросшее внимание к социальным факторам во многом связано с тем, что сейчас необходимо качественное улучшение условий труда, жизни и быта в деревне.
Таким образом, использование трудовых ресурсов села с максимальной отдачей позволит на современном этапе задержать дальнейшее углубление кризиса в стране за счет увеличения валового производства.
Предметом исследования является эффективность использования трудовых ресурсов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Сущность диспропорций в экономике по обеспечению трудовыми ресурсами их значение и влияние на экономическое развитие……………………………5
Состояние трудовых ресурсов в сельском хозяйстве………………………...10
Диспропорции в сельском хозяйстве………………………………...10
Причины диспропорций в сельском хозяйстве……………………...14
Факторы, влияющие на диспропорции………………………………18
Меры по устранению диспропорций в сельском хозяйстве…………………24
Меры, принимаемые государством…………………………………...24
Прогнозы на будущее…………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

- усилить роль государства в  проведении социальной политики  на селе с применением экономических  стимулов и правового регулирования  на основе разработки федеральных  программ и законов по социальному развитию села;

- изыскать в федеральном и  региональных бюджетах долгосрочные  инвестиционные кредиты для индивидуального жилищного строительства на селе под залог недвижимости, готовых помещений, земельных участков с условием предоставления кредита на 25 лет с небольшой ставкой за его использование – до 20 %;

- сельхозпредприятиям, продолжающим  содержать объекты социальной  сферы, предоставлять гарантии, льготы  в реализации продукции, в кредитовании и применять к ним поощрительные меры;

- компенсировать сельхозпредприятиям затраты на содержание остающихся у них объектов из местных бюджетов на уровне принятых нормативов;

- снизить сельхозпредприятиям  налоги, включая и земельный, пропорционально затратам на содержание остающихся у них объектов;

- ускорить передачу социальной сферы местной власти с упорядочением налогообложения на содержание ее объектов всех товаропроизводителей, расположенных в сельской местности, а также в городской, если производство связано с эксплуатацией ресурсов села;

- поощрять создание потребительских кооперативов, агропромышленной интеграции (объединения, ассоциации, агрокомбинаты) и других форм объединений различных землепользователей по социальному обслуживанию населения.[10]

Осуществление всех вышеизложенных мероприятий будет способствовать улучшению развития сельского хозяйства.

 

 

3.2.Прогнозы на будущее

Программы и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы.

Целями Программы на 5-летний период являются:

-устойчивое развитие сельских  территорий, повышение занятости  и уровня жизни сельского населения;

-повышение конкурентоспособности  российской сельскохозяйственной  продукции на основе финансовой  устойчивости и модернизации  сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

-сохранение и воспроизводство  используемых в сельскохозяйственном  производстве земельных и других  природных ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

-создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);

-повышение обеспеченности сельского  населения питьевой водой до 66 процентов, а уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;

-улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95 процентов субъектов Российской Федерации, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;

-обеспечение ускоренного развития  приоритетных подотраслей сельского  хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма);

-повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 процентов;

-совершенствование механизмов  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, применение механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов.

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться.

Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,5 раза.

Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений.

Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

-улучшение жилищных условий  сельского населения;

-повышение уровня и качества  инженерного обустройства сельских  поселений;

-развитие социальной инфраструктуры  села.

Средства государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. № 250.

Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.

Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

-обеспечение благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;

-повышение уровня архитектурно-планировочных  решений массовой жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры;

-распространение передового опыта  комплексной компактной застройки  сельских поселений среди субъектов Российской Федерации.

Предполагается реализовать проекты комплексной компактной застройки сельских поселений за 2008 - 2012 годы в 220 сельских населенных пунктах.

Реализацию проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий Программы предполагается осуществлять на основе конкурсного отбора.

Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства.

 Целями осуществления мероприятий по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, переподготовке специалистов для сельского хозяйства являются расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, а также повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.

 Для достижения поставленных  целей необходимо решение следующих  задач:

-развитие на федеральном уровне  учебно-методического центра по  оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и центров по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в субъектах Российской Федерации (далее - учебно-методические центры);

-интеграция учебно-методических  центров с системой информационного обеспечения;

-обеспечение переподготовки специалистов  для сельского хозяйства с  учетом современных экологически  чистых энергосберегающих высокоэффективных технологий и оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению.

Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (снабженческими, сбытовыми, перерабатывающими, обслуживающими, в том числе кредитными), созданными в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.

 

Заключение

Современное развитие сельского хозяйства основывается на стабильном социально-экономическом развитии сельских территорий, обеспечении максимальной занятости населения и достойном повышении уровня его жизни, росте эффективности аграрного производства, создании условий по формированию ресурсного потенциала. Исследование данной категории позволяет представить ресурсный потенциал как совокупность взаимосвязанных ресурсов сельскохозяйственного производства, участвующих во всех стадиях воспроизводства и способствующих достижению уровня устойчивого развития предприятия. основными его образующими являются материальные, трудовые и земельные ресурсы. Уровень обеспеченности ими можно определить с помощью частных индексов как величину соответствующего ресурса (материальный ресурс, среднегодовая численность работников, потенциал земли), отнесенная к величине данных видов ресурсов по всей совокупности исследуемых объектов.

Проблемы занятости населения нашей страны в сельском хозяйстве со-храняет свою актуальность на всех этапах развития. Становление рыночной экономики выдвигает на первый план требование рациональной занятости населения в любой сфере, отрасли, особенно в сельском хозяйстве, которое регулируется через рынок труда – специфический механизм поддержания сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Главной причиной отставания России по уровню производительности труда в сельском хозяйстве от США и других развитых стран является низкая урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных.

Рынок труда в сельском хозяйстве обладает рядом специфических черт, которые необходимо учитывать как при анализе существующих микроэкономических, мезоэкономических и макроэкономических реалий, так как при планировании программ социально экономического развития сельских территорий и их последующей реализации. Следует подчеркнуть, что успешное развитие рынка труда на селе невозможно без создания достойных условий жизни для сельских тружеников.

Одной из основных причин развития сельского хозяйства и сельской местности в России сегодня является проблема трудоизбыточности аграрного производства, усугубляющееся с ростом продуктивности этого сектора. Аграрное рыночное производство дает только треть рабочих мест в сельской местности. Излишнее трудоспособное население вытесняется в сектор личного подсобного хозяйства, которое производит конкурирующую сельскохозяйственную продукцию, но с меньшей продуктивностью. Такой дуализм на рынке сельского труда не может не вести к падению уровня доходов от сельскохозяйственной занятости.

Старение сельского населения и падение доходов от основного источ-ника — агарного производства — приводит к тому, что социальные выплаты начинают получать высокий удельный вес в совокупных доходах сельского населения. Данная занятость имеет неформальный, непостоянный характер. Она привлекает в основном маргинальное население, которое вытесняется из основных видов занятости.

Правительством предпринимаются меры по стабилизации обстановки в аграрном секторе, поиск путей развития агропромышленного комплекса в новых экономических условиях. Это отражено в ряде целевых программ, таких как «Свой дом», «Дороги России», «Газификация России», президентской программе «Народный телефон» и др. Наряду с этим осуществляется неординарные меры, например, создание фондов: по поддержке индивидуального жилищного строительства на селе, ликвидация ветхого жилья, газификация села и др.

 

Список литературы

Журналы и газеты

1. Дорофеев А. Рынок труда и  воспроизводства рабочей силы в сельской местности // АПК: экономика и управление. – 2009. - №4.

2. Зарылова Р. Формирование трудовых  ресурсов сельского хозяйства // АПК: экономика и управление. – 2006. - №7.

3. Когиляр А.А. Современные проблемы  занятости // Вопросы экономики. – 2006. - №11.

4. Маслова Н.Н. Рынок труда. Его  формирование // Экономика. – 2007 - №7.

Информация о работе Сущность диспропорций в экономике по обеспечению трудовыми ресурсами их значение и влияние на экономическое развитие