Сущность и основные элементы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:58, реферат

Описание работы

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) "государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права".

Содержание работы

1. Сущность и основные элементы государственного долга
2. Роль государственного долга в воспроизводственном процессе
3. Система управления государственным долгом
4. Стратегия государственных заимствований
Классификация государственного долга.

Файлы: 1 файл

гос долг.docx

— 53.45 Кб (Скачать файл)

В соответствии с этими признаками внешний долг и активы РФ подразделялись на следующие виды: Внешний долг Союза ССР, принятый Российской федерацией, Внешний долг Российской Федерации, Внешний долг перед Союзом ССР, Внешний долг перед Российской Федерацией, Чистая внешняя задолженность Российской Федерации. При этом внешние долги России и перед Россией, а также чистая внешняя задолженность России учитывались в разрезе международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм. Внешние долги Союза ССР и перед Союзом ССР учитывались только в разрезе правительств иностранных государств и иностранных коммерческих банков и фирм, поскольку Советский союз не имел отношений с международными финансовыми организациями.

Некоторые уточнения в  классификацию внешних долговых обязательств РФ Министерство финансов России внесло приказом от 6 января 1998 г. №1н «О Бюджетной классификации Российской Федерации». Согласно инструкции государственный внешний долг России с 1 января 1998 г. стал классифицироваться по единственному признаку — тип кредитора. В связи с этим во внешней задолженности России стали выделяться долги по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, от иностранных коммерческих банков и фирм, от международных финансовых организаций.

Активный переговорный процесс, который постоянно вела Россия со своими внешними кредиторами, и повышение международных кредитных рейтингов позволили российскому правительству в 1997-1998 годах выйти на европейский финансовый рынок с облигационными заимствованиями. Появление нового для Российской Федерации вида международного заимствования, а также предоставление Государственной Думой РФ права федеральному правительству в условиях, сложившихся после дефолта 1998 г., прибегать к кредитам Банка России обусловили необходимость дальнейшего развития и уточнения официальной (бюджетной) классификации результатов проводимой внешне-кредитной деятельности. Это было сделано в процессе обсуждения и принятия новой редакции федерального закона о бюджетной классификации Российской Федерации.

Бюджетная классификация  РФ в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 115-ФЗ к трем признакам классификации внешних долгов и активов, установленным первоначальной редакцией закона (характер и субъект государственной кредитной деятельности, тип кредитора или заемщика), добавила два новых — форма долговых обязательств и вид займа.

В результате последовательного  применения названных признаков в составе публичных долгов России, возникающих в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности, официально выделяются Государственный внешний долг Российской Федерации, Внешний долг субъекта Российской Федерации, Внешний долг перед Российской Федерацией. При этом внешние кредиты, привлекаемые Российской Федерацией, подразделяются на кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных финансовых организаций, кредиты Центрального банка РФ. Для субъектов РФ возможность привлечения кредитов от правительств иностранных государств и Банка России не предусмотрена.

Что касается государственных  займов, то для Российской Федерации они подразделяются на еврооблигационные займы и внутренний государственный валютный заем (облигации этого займа впервые отнесены на внешний долг по состоянию на 1 января 1999 г.), а для субъекта РФ предусмотрена единая строка — государственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.

Наконец, внешний долг перед Россией в зависимости  от типа заемщика делится на долг правительств иностранных государств и долг иностранных коммерческих банков и фирм.

Нельзя не отметить разноплановый  подход законодателей при классификации результатов внутренней и внешней государственной кредитной деятельности. Так, при классификации видов публичных внутренних долгов не принимается во внимание огромный пласт отношений по линии государственного внутреннего кредитования, поэтому в приложении 9 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» отсутствуют позиции, связанные с внутренними долговыми активами. Известно, что внутреннее государственное кредитование в прошедшем столетии получило широкое распространение, оно применяется и сейчас. Известны также и проблемы, с которыми сталкиваются органы публичной власти в работе по возврату предоставленных взаймы средств и получению процентов за пользование этими ресурсами. Поэтому для придания должной гласности всем процессам и прозрачности дел, характеризующих состояние проблемы целесообразно ввести соответствующие позиции бюджетной классификации, которые бы отражали реальную картину в этой области. Трудно ожидать от науки всестороннего и объективного анализа состояния дел и обоснованных рекомендаций по исправлению ситуации, если общественность не располагает соответствующей информацией.

В части  классификации видов государственных  внешних долгов и активов представляется сомнительной правомерность отказа от разделения соответствующих показателей на позиции, характеризующие в отдельности результаты кредитной деятельности СССР и новой России. Слишком серьезными оказались для Российской Федерации последствия финансовой деятельности бывшего Союза ССР и в области внешних заимствований, и в части внешнего кредитования. Результаты этой деятельности до сих пор оказывают серьезное влияние и на внутренние возможности социально-экономического развития страны, и на наши отношения с внешнеэкономическими партнерами, поэтому они должны быть видны и быть удобными для анализа.

В свете высказанного ранее предложения  по более внятному обособлению деятельности органов власти в части публичного заимствования и публичного кредитования целесообразно и классификацию результатов такой деятельности проводить раздельно - по линии долгов и по линии активов. Одна классификация должна охватывать все виды публичных долгов как внутренних, так и внешних. Во второй должны быть отражены все виды внутренних и внешних долговых активов органов власти. Научно обоснованная, простая и понятная классификация публичных долгов и активов — залог более осмысленного управления заемной и кредитной деятельностью государственных и муниципальных органов власти, целевого и более эффективного использования дополнительно привлеченных и бюджетных средств.


Информация о работе Сущность и основные элементы государственного долга