Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:08, контрольная работа
Туризм – это относительно новое и поэтому не до конца исследованное явление. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Но вряд ли кто-нибудь задумывается о предпосылках, последствиях и взаимосвязях, сопровождающих туризм.
I. Теоретическая часть
Введение……………………………………………………………………….3
1. Особенности труда в туризме. Отличительные особенности туристского продукта……………………………………………………………..4
2. Специфика занятости в сфере туристских услуг………………………...9
3. Определение эффективности труда в сфере туризма. Факторы, влияющие на рост эффективности труда работников турфирмы……………14
Заключение…………………………………………………………………...16Список использованных источников……………………………………….18
II. Практическая часть
Тест…………………………………………………………………………...19
Ключ………………………………………………………………………….23
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Полоцкий государственный университет»
Спортивно-педагогический факультет
Контрольная работа
по дисциплине «Экономика туризма и гостеприимства»
на тему: «Сущность и особенности труда в туризме»
Выполнила: ст. гр.10 ТГ-2
Черкова И. В.
Пр. кафедры ФКСиТ
Трич О. В.
Новополоцк, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Тест……………………………………………………………………
Ключ……………………………………………………………………
Введение
Туризм – это относительно новое и поэтому не до конца исследованное явление. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Но вряд ли кто-нибудь задумывается о предпосылках, последствиях и взаимосвязях, сопровождающих туризм.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О туризме» под словом «туризм» следует понимать путешествие физических лиц за пределы их места жительства в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, с целью отдыха, с деловыми, познавательными и другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте), а также деятельность юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по организации такого путешествия [1]. Как видно, данное определение состоит из двух частей, подразумевая не только само путешествие, но и организацию этого процесса. Организация путешествий, в свою очередь, требует хорошо отлаженной и организованной системы управления труда на предприятиях туризма.
Труд в туризме имеет много общих свойств с трудом в других отраслях материального производства. Это дает основание утверждать, что к оценке эффективности труда в туризме и разработке мероприятий по рациональному использованию трудовых ресурсов могут быть применены некоторые общие подходы. Однако было бы неправомерно отождествлять труд в системе туризма с трудом в материальном производстве, а методы измерения эффективности труда в материальном производстве механически переносить в сферу услуг, в том числе туризм. Чтобы определить характер и содержание труда, а также научно обосновать способы измерения его эффективности в сфере туризма, целесообразно выделить общие черты, присущие всем видам труда, а также частные, характерные для труда конкретно в этой системе.
Таким образом, целью данной работы является раскрыть сущность и особенности труда в туристической отрасли.
Туризм как вид экономической деятельности имеет ряд особенностей. Результатом производственного процесса здесь является товар, имеющий форму туристского продукта или туристской услуги.
Туристский продукт – это комплекс отдельных туристских услуг, которые (взятые вместе) делают возможным пребывание или поездку и поэтому только взятые вместе могут удовлетворять потребностям клиента, т.е. приносить пользу (выгоду). [2, с. 7]
Отличительные особенности туристского продукта от других товаров состоят в том, что:
Эти основные отличительные
особенности туристского
Специфической особенностью
содержания труда в туризме является
Кроме этого, менеджер
туристской фирмы должен
Использование категорий
деловой активности персонала
туристского предприятия в
Мотивационный климат
предприятия представляет
Эффективность хозяйствования
туристского предприятия во
Важнейшим инструментом системы управления, как показывает опыт, являются стандарты. Стандартизация представляет собой деятельность, направленную на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающих право потребителя на приобретение товаров и услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. В области туризма ее целью является нормативно-техническое обеспечение повышения уровня качества и эффективности туристского и экскурсионного обслуживания и защита интересов потребителей услуг [5].
Основными задачами стандартизации
в туристско-экскурсионном
- повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений при оказании туристических услуг;
- установление показателей качества туристского обслуживания и требований к такому качеству;
- повышение безопасности
туристских объектов с учетом
риска возникновения
- повышение
- рациональное использование туристических ресурсов [5].
Кроме государственных
существуют внутренние
Следует отметить и такую особенность характера труда в туризме, как высокая степень воздействия субъективных факторов. Она порождена, вытекает из первой особенности. На любом этапе производства и реализации туристского продукта могут вноситься существенные изменения по инициативе туристского предприятия либо потребителя. В первом случае – вследствие форс-мажорных обстоятельств, перемен в отдельных элементах туристского продукта, других формальностей. Как правило, перечень подобных обстоятельств оговаривается в контрактах, договорах, агентских соглашениях с партнерами и потребителями, но от работника туристского предприятия требуется умение договориться с клиентом. И здесь существенную роль играют личные качества менеджера.
Во втором случае
корректировка
К особенностям труда в туризме также принадлежит комплексность составляющих туристского продукта: туристский продукт может представлять собой как отдельные услуги туристского характера (авиабилеты, проживание в гостинице), так и комплекс подобных услуг, оказываемых потребителю (туристское путешествие с определенными целями и по заранее запланированному маршруту). В организации тура туристское предприятие осуществляет взаимодействие с основными субъектами – партнерами, поставщиками, потребителями, внешней средой.
Высококачественный конечный туристский продукт есть результат слаженной работы отдельных коллективов, главная цель которой – удовлетворение потребностей клиента. Все это требует от менеджера туристского предприятия умения находить надежных партнеров и грамотно оформлять договорные отношения. Основной критерий – уровень и качество предоставляемых ими услуг. Выполнить это условие относительно легко, если имеешь дело с одним партнером, предоставляющим готовый пакет туристских услуг, и достаточно сложно – в случае самостоятельной комплектации всех услуг в единый тур, особенно если этот тур за границу.
Избежать ошибок и просчетов позволяет целенаправленный подход к поиску и отбору поставщиков, основывающийся на следующих принципах:
Производительный и
непроизводительный труд также
относится к специфическим