Сущность и особенности труда в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

Туризм – это относительно новое и поэтому не до конца исследованное явление. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Но вряд ли кто-нибудь задумывается о предпосылках, последствиях и взаимосвязях, сопровождающих туризм.

Содержание работы

I. Теоретическая часть
Введение……………………………………………………………………….3
1. Особенности труда в туризме. Отличительные особенности туристского продукта……………………………………………………………..4
2. Специфика занятости в сфере туристских услуг………………………...9
3. Определение эффективности труда в сфере туризма. Факторы, влияющие на рост эффективности труда работников турфирмы……………14
Заключение…………………………………………………………………...16Список использованных источников……………………………………….18
II. Практическая часть
Тест…………………………………………………………………………...19
Ключ………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономике туризма.docx

— 73.12 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Полоцкий государственный  университет»

 

 

Спортивно-педагогический факультет

                                                                                    Кафедра «Физической культуры, спорта  и туризма»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Экономика туризма и гостеприимства»

на тему: «Сущность и особенности труда в туризме»

 

 

 

 

 

Выполнила:               ст. гр.10 ТГ-2 

           Черкова И. В.

                             

                                                                                                                                      Проверила: 

Пр. кафедры ФКСиТ

            Трич О. В.                            

 

 

Новополоцк, 2013

Содержание

 

  1. Теоретическая часть

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Особенности труда в туризме. Отличительные особенности туристского продукта……………………………………………………………..4
  2. Специфика занятости в сфере туристских услуг………………………...9
  3. Определение эффективности труда в сфере туризма. Факторы, влияющие на рост эффективности труда работников турфирмы……………14

Заключение…………………………………………………………………...16Список использованных источников……………………………………….18

  1. Практическая часть

Тест…………………………………………………………………………...19

Ключ………………………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретическая часть

 

Введение

 

Туризм – это относительно новое и поэтому не до конца исследованное явление. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Но вряд ли кто-нибудь задумывается о предпосылках, последствиях и взаимосвязях, сопровождающих туризм.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О туризме» под  словом «туризм» следует понимать путешествие физических лиц за пределы их места жительства в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, с целью отдыха, с деловыми, познавательными и другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте), а также деятельность юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по организации такого путешествия [1].  Как видно, данное определение состоит из двух частей, подразумевая не только само путешествие, но и организацию этого процесса. Организация путешествий, в свою очередь, требует хорошо отлаженной и организованной системы управления труда на предприятиях туризма.

Труд в туризме имеет много общих свойств с трудом в других  отраслях материального производства. Это дает основание утверждать, что к оценке эффективности труда в туризме и разработке мероприятий по рациональному использованию трудовых ресурсов могут быть применены некоторые общие подходы. Однако было бы неправомерно отождествлять труд в системе туризма с трудом в материальном производстве, а методы измерения эффективности труда в материальном производстве механически переносить в сферу услуг, в том числе туризм. Чтобы определить характер и содержание труда, а также научно обосновать способы измерения его эффективности в сфере туризма, целесообразно выделить общие черты, присущие всем видам труда, а также частные, характерные для труда конкретно в этой системе.

Таким образом, целью данной работы является раскрыть сущность и особенности труда в туристической отрасли.

 

 

 

 

    1. Особенности труда в туризме. Отличительные особенности туристского продукта.

 

Туризм как вид экономической  деятельности имеет ряд особенностей. Результатом производственного  процесса здесь является товар, имеющий  форму туристского продукта или туристской услуги.

Туристский продукт –  это комплекс отдельных туристских услуг, которые (взятые вместе) делают возможным пребывание или поездку  и поэтому только взятые вместе могут  удовлетворять потребностям клиента, т.е. приносить пользу (выгоду). [2, с. 7]

Отличительные особенности  туристского продукта от других товаров  состоят в том, что:

  • туристский продукт нематериален, не подлежит складированию в отличие от товаров, например легкой промышленности. Непроданный тур или незаселенная комната в гостинице оборачиваются прямым убытком, который невозможно возместить.
  • туристский продукт нельзя получить в собственность.
  • производство туристского продукта происходит одновременно с потреблением, и потребитель сам присутствует при его получении.
  • потребитель (клиент) интегрируется в процесс производства туристского продукта.
  • предварительно оплачивая туристский продукт, клиент покупает готовность получить услугу [2, с. 57].

 Эти основные отличительные  особенности туристского продукта  обусловливают содержание и характер  труда в туризме.

Специфической особенностью содержания труда в туризме является большой удельный вес живого труда. Это требует привлечения в туристское предприятие высококвалифицированных специалистов. Обеспечение высокого качества туристской услуги во многом зависит от исполнителя – его квалификации и умения работать с клиентами. Поэтому менеджер туристской фирмы должен быть специалистом широкого профиля и знать:

    • основы экономики, организации и управления;
    • основы трудового законодательства;
    • основы психологии и организации труда;
    • технологию производства туристского продукта;
    • порядок заключения договоров с партнерами, туристскими агентствами, потребителями и методы работы с ними (и уметь вести переговоры);
    • особенности продаж туристского продукта;
    • порядок учета продаж и составления отчетности;
    • работу с персональным компьютером, множительной техникой;
    • иностранные языки и т.д.

 Кроме этого, менеджер  туристской фирмы должен обладать  высокими организаторскими способностями,  сообразительностью, находчивостью,  быть энергичным, проявлять деловую  активность. Под деловой активностью  понимается мотивированная, энергичная, инициативная деятельность, направленная  на совершенствование условий  протекания производственного процесса  и повышения конечного результата  функционирования предприятия.

 Использование категорий  деловой активности персонала  туристского предприятия в качестве  характеристики трудового поведения  позволяет оценивать каждого  сотрудника с позиции не только  профессиональных и административных, но и деловых качеств – его  готовность ради развития общего  дела поступиться личными интересами, рисковать в интересах организации  и брать на себя ответственность  за положение дел в ней. Деловая  активность как целевое состояние,  определяющее степень и характер  участия персонала в жизнедеятельности  организации, имеет предпосылки,  формирующие мотивационный климат  предприятия.

 Мотивационный климат  предприятия представляет собой  систему экономических, технико-технологических,  организационно-управленческих и  социально-психологических условий,  в которых происходит деятельность  личности. Он складывается в процессе  трудовых отношений, действует  на каждого сотрудника через  эти отношения и определяет  привлекательность организации,  что важно для наемного работника  с точки зрения инвестирования  имеющихся у него факторов  производства (труд и предпринимательская  способность).

 Эффективность хозяйствования  туристского предприятия во многом  зависит от качества предоставляемых  услуг. Более высокое качество  достигается при повышенных затратах  труда, действенной системе управления  формирования качества и стабильность  достигнутого уровня.

Важнейшим инструментом системы  управления, как показывает опыт, являются стандарты. Стандартизация представляет собой деятельность, направленную на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающих право потребителя на приобретение товаров и услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. В области туризма ее целью является нормативно-техническое обеспечение повышения уровня качества и эффективности туристского и экскурсионного обслуживания и защита интересов потребителей услуг [5].

Основными задачами стандартизации в туристско-экскурсионном обслуживании являются:

- повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений при оказании туристических услуг;

- установление показателей качества туристского обслуживания и требований к такому качеству;

- повышение безопасности  туристских объектов с учетом  риска возникновения чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера;

- повышение конкурентоспособности  туристических услуг;

- рациональное использование  туристических ресурсов [5].

 Кроме государственных  существуют внутренние стандарты,  регламентирующие правила обслуживания  потребителей внутри фирмы. Они  строятся на унификации запросов  и требований клиентов, учитывают  их индивидуальные вкусы и  предпочтения, что способствует  повышению качества обслуживания, росту имиджа фирмы и ее  конкурентоспособности.

Следует отметить и такую  особенность характера труда  в туризме, как высокая степень  воздействия субъективных факторов. Она порождена, вытекает из первой особенности. На любом этапе производства и реализации туристского продукта могут вноситься существенные изменения по инициативе туристского предприятия либо потребителя. В первом случае – вследствие форс-мажорных обстоятельств, перемен в отдельных элементах туристского продукта, других формальностей. Как правило, перечень подобных обстоятельств оговаривается в контрактах, договорах, агентских соглашениях с партнерами и потребителями, но от работника туристского предприятия требуется умение договориться с клиентом. И здесь существенную роль играют личные качества менеджера.

 Во втором случае  корректировка производственного  процесса происходит с учетом  изменившихся обстоятельств у потребителя. Если это происходит в период действия его договора с туристской фирмой, то потребитель при некоторых обстоятельствах может понести финансовые потери (кроме изменения отдельных параметров туристского продукта).

 К особенностям труда  в туризме также принадлежит комплексность составляющих туристского продукта: туристский продукт может представлять собой как отдельные услуги туристского характера (авиабилеты, проживание в гостинице), так и комплекс подобных услуг, оказываемых потребителю (туристское путешествие с определенными целями и по заранее запланированному маршруту). В организации тура туристское предприятие осуществляет взаимодействие с основными субъектами – партнерами, поставщиками, потребителями, внешней средой.

Высококачественный конечный туристский продукт есть результат  слаженной работы отдельных коллективов, главная цель которой – удовлетворение потребностей клиента. Все это требует от менеджера туристского предприятия умения находить надежных партнеров и грамотно оформлять договорные отношения. Основной критерий – уровень и качество предоставляемых ими услуг. Выполнить это условие относительно легко, если имеешь дело с одним партнером, предоставляющим готовый пакет туристских услуг, и достаточно сложно – в случае самостоятельной комплектации всех услуг в единый тур, особенно если этот тур за границу.

Избежать ошибок и просчетов  позволяет целенаправленный подход к поиску и отбору поставщиков, основывающийся на следующих принципах:

    • предпочтение долгосрочного сотрудничества сиюминутным выгодам;
    • взаимовыгодность сотрудничества, видение перспектив развития;
    • опыт партнера в предоставлении туристских услуг на отечественном рынке или рынках, близких к нему по своим характеристикам;
    • соответствие услуг тем критериям качества, которые предъявляют к ним целевые потребители;
    • услуги разных производителей должны соответствовать одному уровню и стандарту обслуживания и восприниматься потребителем как сходные и взаимодополняющие друг друга.

 Производительный и  непроизводительный труд также  относится к специфическим особенностям  содержания и характера труда  в туризме. Труд работников  туризма не приводит к производству  товара и не увеличивает физический  объем продукции в сфере материального  производства. С этой точки зрения  он является непроизводственным. Однако такой труд приносит  определенную сумму прибыли, и  с позиций собственника средств производства в условиях рыночной экономики является производительным, как и любой труд, приносящий прибыль. Допустим, в результате труда созданы материальные богатства (продукты, товары), но если они меньше, чем затраты на них, то такой труд для собственника средств производства является непроизводительным. С точки зрения работника, любой труд производителен, так как в процессе труда работник воспроизводит свою рабочую силу, то есть возмещает потребленные стоимости. Однако с позиций собственника данный труд не является производительным, если не производит прибавочной стоимости (прибыли) для собственника.

Информация о работе Сущность и особенности труда в туризме