Сущность и особенности труда в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

Туризм – это относительно новое и поэтому не до конца исследованное явление. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Но вряд ли кто-нибудь задумывается о предпосылках, последствиях и взаимосвязях, сопровождающих туризм.

Содержание работы

I. Теоретическая часть
Введение……………………………………………………………………….3
1. Особенности труда в туризме. Отличительные особенности туристского продукта……………………………………………………………..4
2. Специфика занятости в сфере туристских услуг………………………...9
3. Определение эффективности труда в сфере туризма. Факторы, влияющие на рост эффективности труда работников турфирмы……………14
Заключение…………………………………………………………………...16Список использованных источников……………………………………….18
II. Практическая часть
Тест…………………………………………………………………………...19
Ключ………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономике туризма.docx

— 73.12 Кб (Скачать файл)

Современное состояние сферы  туризма в Республике Беларусь свидетельствует  о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике  страны, как в развитых странах. По большинству компонентов и характеристик системы туристского обслуживания ( уровень качества услуг, соотношение цена-качество, количество предприятий размещения и питания, состояние производства и торговли товарами для туристов, инфраструктура, кадровый потенциал, нормативная правовая база, характер и объём финансирования туризма и т.д.) наша страна не достигла сколько-нибудь приемлемого уровня в соответствии с международной практикой. Однако рост интереса к Беларуси со стороны иностранных туристов, выгодное географическое и транспортное положение страны, живописная природа, большое количество памятников архитектуры и других объектов экскурсионного показа, гостеприимство и доброжелательность белорусского народа, высокий уровень безопасности страны открывают широкие возможности для развития туристической отрасли.[8]

Таким образом, туристическая деятельность является частью как экономической, так и социальной сферы. Наличие достаточно развитой туристической индустрии позволяет решить проблему занятости населения. Например, в гостиничном бизнесе средний показатель занятости составляет в среднем 3 человека обслуживающего персонала на 10 туристов. Это достаточно высокий показатель. Довольно трудно автоматизировать и труд экскурсоводов, гидов, инструкторов по туризму. По статистическим данным Всемирной туристской организации, каждое пятнадцатое рабочее место в мире сегодня дает туристическая отрасль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Определение эффективности труда в сфере туризма. Факторы, влияющие на рост эффективности труда работников турфирмы.

 

На всестороннем раскрытии  содержания труда основывается методология  измерения его эффективности  в сфере туризма.

 Эффективность определяется  при сопоставлении полученного  результата с произведенными  затратами. При равных условиях  труда можно считать более  эффективными, если его затраты  дают больший результат или  если данный результат получается  с меньшими затратами. В сфере  туризма оценка эффективности  должна основываться не на  минимизации затрат, а на учете  оптимального уровня, обеспечивающего  соответствующее качество услуг.  Следует учитывать как уровни  управления и содержания труда,  так и цели оценки.

 В материальном производстве  оценка эффективности многих  видов индивидуального труда  осуществляется по показателям  его производительности, то есть  путем сопоставления объемов  выполненных работ (количества  произведенной продукции) с затратами  рабочего времени. Объемные показатели  являются основой оценки эффективности  труда предприятия, отрасли. В  системе туризма подобные методы  имеют ограниченное применение  – лишь при оценке эффективности  тех видов труда, по которым можно непосредственно определить экономический результат. В большинстве случаев индивидуализировать общественно значимый эффект не представляется возможным из-за многофакторности и многоступенчатости его формирования. В связи с этим важное значение для системы туризма имеет классификация показателей эффективности на прямые и обратные, непосредственные, промежуточные и конечные. Такой подход позволяет обоснованно намечать направления использования трудовых ресурсов. Так, конечные результаты труда работников сферы туризма воплощаются в удовлетворении разнообразных видов потребностей туристов и экскурсантов. Непосредственные результаты труда выражаются в объеме предоставляемых услуг. Оценка эффективности по промежуточным результатам важна, поскольку в туризме временной разрыв между затратами труда и конечным результатом весьма значителен [4].

Труд в управлении туризмом является специфическим видом деятельности и требует особого внимания и  усердия. Он не похож на организацию  труда на любом другом предприятии  даже той же самой системы «человек-человек».

Механизация и автоматизация  слабо затронули этот сектор услуг; как и прежде, производственный процесс  основан на ручном труде и прямом контакте обслуживающего персонала  с клиентами. Поэтому, как отмечалось ранее, неотъемлемой частью труда на предприятии туризма является постоянное и близкое общение с огромным количеством различных людей. А у каждого из этих людей свой характер, свои привычки и свой взгляд на происходящее вокруг, следовательно, сотрудник должен всегда быть вежлив, должен уметь слушать и, что особенно важно, понимать клиента. Он должен быть приветлив, но в меру, т.к. некоторых людей может неимоверно раздражает «вечная» улыбка на лице собеседника. Сотрудник должен уметь создавать радушную обстановку и уметь заметить то, чем можно заинтересовать клиента. Несомненного успеха в туризме добиваются экстраверты – люди с открытой душой, исключительно расположенные к другим, умеющие завладеть их вниманием и способные разрешить нестандартные производственные ситуации. То есть в какой-то мере каждый сотрудник предприятия туризма должен быть немного психологом [9].

Ведь чем лучше сотрудник  поймет клиента и, соответственно, предложит  ему нужный товар, тем больше шансов, что клиент купит предложенное и  еще не раз вернется именно в эту  фирму. А также посоветует ее своим  друзьям. А это уже составляющий элемент маркетинга и, следовательно, рекламы, которая также крайне важна. Ведь, в сущности, вся продукция  на туристическом рынке не нова, никогда такой не являлась и вряд ли будет являться. И как раз  тут очень важен отдел маркетинга в составе предприятия, т.к. именно в него входят отделы пиара и рекламы. Отдел пиара создает впечатление  о фирме и всячески указывает  на ее уникальность и неповторимость. Отдел рекламы, в свою очередь, активно  рекламирует продукцию, различные  акции, выгодные предложения и т.д. Ведь всем известно, что даже один и  тот же тур у разных турфирм  абсолютно не одинаков: трансфер, размещение, экскурсионные программы - все это и многое другое различается, в первую очередь, по качеству.

Так же немаловажным фактором является пространство офиса и его  тоже нужно правильно организовать. Именно с этим у большинства нынешних турфирм имеются проблемы: все  заставлено столами, заваленными различными бумагами, все сотрудники сидят рядом  и не имеют должного места для  принятия клиентов и спокойного разговора  с ними, кругом шумно и неуютно. Как было сказано выше, важна радушная обстановка. А она не возможна без  правильно организованного пространства. Поэтому необходимо, чтобы каждый сотрудник имел свое огороженное  пространство с местом для принятия клиентов (даже перегородок будет  достаточно), важно, чтобы была зона для ожидания и т.д.

Но чтобы все это  работало «как часы» и не давало сбоев, нужна хорошая организация  и управление. Поэтому необходима хорошая кадровая служба, служба маркетинга, различные тренинги и курсы повышения  квалификации, на которые необходимо отправлять абсолютно всех работников, и, в первую очередь, хорошее руководство.

Как стало видно, управление в сфере туризма – это отличный от остальных вид деятельности, требующий усердия и умения, поэтому важно, чтобы человек, который берется за это, был хорошо образованным и отлично знал сферу своей деятельности [9].

Таким образом, хорошо организованная работа сотрудников и офиса в  целом – один из основных элементов успешной деятельности предприятия.

 

Заключение

 

Современная наука рассматривает  туризм как сложную социально-экономическую систему. Туризм – это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого – обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом.

В данной работе, на основе обобщения теоретических источников, я постаралась раскрыть сущность и особенности труда в туризме.

Туризм имеет ряд особенностей отличающих его от других видов экономической деятельности. Эти особенности вытекают из отличительных свойств туристского продукта и услуг, предоставляемых туристскими предприятиями и организациями.

Таким образом, основная специфика содержания труда в туризме заключается в:

  • сравнительно большом удельном весе живого труда;
  • высокой степени воздействия на процесс производства и реализации туристского продукта субъективных факторов как со стороны работников туристского предприятия, фирмы, так и со стороны клиента;
  • комплексности составляющих туристского продукта;
  • наличии производительного и непроизводительного труда.

Перечисленные особенности труда в туризме предполагают иные подходы в кадровой политике, организации найма, подбора, приема персонала, профориентации и адаптации, обучении и управлении деловой карьеры, служебно-профессиональном продвижении и др. Одной из важнейших задач туристского предприятия является создание дееспособного коллектива сотрудников.

В настоящее время туризм становится все более высокотехнологичной и очень контактной сферой, которая требует хорошо образованных, профессионально подготовленных и коммуникабельных кадров. Сейчас в сектор туристских услуг проникают идеи, подходы и приоритеты управленческой деятельности, используемые в других секторах экономики, например такие, как регулярная оценка, эффективные методы коммуникации, ориентация на творческое освоение новых возможностей и др. Наличие достаточно развитой туристической индустрии позволяет решить проблему занятости населения.

На всестороннем раскрытии  содержания труда основывается методология  измерения его эффективности  в сфере туризма. В туризме оценка эффективности должна основываться не на минимизации затрат, а на учете оптимального уровня, обеспечивающего соответствующее качество услуг. Важное значение для системы туризма имеет классификация показателей эффективности на прямые и обратные, непосредственные, промежуточные и конечные. Такой подход позволяет обоснованно намечать направления использования трудовых ресурсов.

Труд в управлении туризмом специфичен и существенно отличается от деятельности работников других отраслей. Управление в сфере туризма, требует усердия и умения, поэтому важно, чтобы человек, который берется за это, был хорошо образованным и отлично знал сферу своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Закон Республики Беларусь «О туризме» № 206-3 от 09.01.2007// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belarustourism.by/tourbusiness/law/tourism-law/. – Дата доступа 07.01.2013
  2. Горбылева, З. М. Экономика туризма: учеб.-практ. пособие. – Минск: БГЭУ, 2007. – 167 с.
  3. Характер труда в сфере туризма // [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.kukiani.ru/index.php?page=content&subpage=s&r=7&p=16&s=54.
  4. Экономика международного туризма: Сущность, особенности и специфика труда в туризме// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belarus.do.am/publ/po_uchebe/ehkonomika_mezhdunarodnogo_turizma/26_sushhnost_osobennosti_i_specifika_truda_v_turizme/18-1-0-171– Дата доступа: 08.01.2013.
  5. Корнева, Е.С. Международный туризм и право: пособие / Е.С. Корнева. – Гродно: ГрГУ, 2010. //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.grsu.by/library/data/resources/catalog/147070-291621.pdf.  – Дата доступа: 08.01.2013.
  6. Экономика сферы услуг: Специфика рынка труда и занятости в отдельных секторах сферы услуг // [Электронный ресурс]. — Режим доступа:   http://jamesbaker.ru/ehkonomika-sfery-uslug/297/. – Дата доступа: 09.01.2013.
  7. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления (Квартальнов В.А.) //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookre.org/reader?File=772231&pg. – Дата доступа: 08.01.2013.
  8. Бибик, Т.Б. Развитие туристической отрасли в Республике Беларусь// [Электронный ресурс]. — Режим доступа:   http://www.pac.by/dfiles/001122_395586_bibik4.pdf. – Дата доступа: 09.01.2013.
  9. Кручинина А.А.  III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»: Особенности организации труда в сфере туризма// [Электронный ресурс]. — Режим доступа:   http://tourlib.net/statti_tourism/kruchinina2.htm – Дата доступа: 08.01.2013.

 


      1. Практическая часть

 

Тест


  1. Дать определение понятия «туризм» в соответствии с Законом РБ «О туризме».

 

  1. Что из нижеперечисленного не является отличительной особенностью туристского продукта?

Информация о работе Сущность и особенности труда в туризме