Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:08, контрольная работа
Туризм – это относительно новое и поэтому не до конца исследованное явление. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Но вряд ли кто-нибудь задумывается о предпосылках, последствиях и взаимосвязях, сопровождающих туризм.
I. Теоретическая часть
Введение……………………………………………………………………….3
1. Особенности труда в туризме. Отличительные особенности туристского продукта……………………………………………………………..4
2. Специфика занятости в сфере туристских услуг………………………...9
3. Определение эффективности труда в сфере туризма. Факторы, влияющие на рост эффективности труда работников турфирмы……………14
Заключение…………………………………………………………………...16Список использованных источников……………………………………….18
II. Практическая часть
Тест…………………………………………………………………………...19
Ключ………………………………………………………………………….23
С точки зрения общественного
производства труд, работников туризма
является производительным. В процессе
расширенного воспроизводства
В условиях рынка
туризм становится сферой
Особенности труда в туризме предполагают иные подходы в кадровой политике, организации найма, подбора, приема персонала, профориентации и адаптации, обучении и управлении деловой карьеры, служебно-профессиональном продвижении и др. [3].
Одной из важнейших
задач туристского предприятия
является создание
В целях поиска сотрудников, соответствующих требованиям к квалификации и предстоящей работе, предприятием могут быть использованы различные методы [4]:
Труд в сфере туризма
характеризуется
Первая группа. Работники туризма (постоянно работающие или занятые в рамках вторичной занятости), которые заняты непосредственно туристско-экскурсионным обслуживанием: экскурсоводы, гиды-переводчики, инструкторы-методисты, руководители туристских групп, организаторы путешествий и экскурсий, инструкторы турклубов и т. д. Основные функции работников туризма сводятся к организации отдыха и туристскому просвещению.
Показателем сохранения
занятости данных работников
можно рассматривать уровень
мастерства выполнения
Особенностью деятельности
служащих является также то, что
работа ведется не только с
одним клиентом. Как правило, в
процесс обслуживания
Особенностью занятости
в сфере туризма является
В сфере туризма
сложно создавать
Преодоление негативных
последствий сезонной
Особую роль в решении проблемы сезонной занятости играет ориентация на развитие культурного туризма, который, как правило, интересен образованным и обеспеченным людям. По некоторым оценкам на культурный туризм в начале 90-х годов XX в. приходилось 37% международного туризма. Культурный туризм расширяет туристский сезон, но требует специальных знаний у тех, кто занимается предпринимательством в данном секторе туризма. Культурный туризм вносит дополнительный вклад в обеспечение занятости тем, что часто базируется не в традиционных туристских районах, поэтому способствует созданию рабочих мест в менее благоприятных регионах, стимулируя экономическое развитие последних.
Вторая группа. Эта группа образуется аниматорами туризма, которые являются организаторами самодеятельного туризма (инструктора, старшие инструктора, старшие инструктора-методисты или гидами-международниками). Ряд характеристик, влияющих на занятость этой группы работников, аналогичны выше отмеченным.
Третья группа. Хозяйственные руководители и руководящий административно-управленческий персонал (линейные и функциональные руководители организаций, объединений и предприятий). Данные работники непосредственно с клиентами, как правило, не сталкиваются. Сохранение занятости отмеченных работников, прежде всего, зависит от общих условий развития туризма и общих профессиональных навыков менеджера.
Четвертая группа. Специалисты (работники различных отделов и служб: инженеры, инструкторы, экономисты, бухгалтеры, методисты, технологи и т. д.). Основной функцией специалистов является квалифицированная и технологическая разработка и реализация конкретных решений и вопросов. Специалисты могут быть сквозными, занятость которых жестко не обусловлена состоянием и развитием туризма; межотраслевыми, занятость которых связана с развитием некоторых других отраслей; отраслевыми (технологическими), занятость которых обусловлена только развитием туризма.
Пятая группа. Кадры массовых профессий (повара, горничные, сантехники, официанты, водители и др., то есть квалифицированные рабочие, функциями которых являются реализация и обеспечение технологического цикла туристского обслуживания). В эту группу входят рабочие неквалифицированного и мало квалифицированного труда, а также рабочие высококвалифицированного труда. Занятость этой группы работников заметно обусловлена сезонностью туризма.
Шестая группа. В эти группу объединяются работники умственного труда, не требующего специального образования: секретари, делопроизводители, кассиры, табельщики, нормировщики и др. Основные функции этих работников заключаются в ведение делопроизводства, нормативной документации, исполнении оперативно-технических заданий [6].
В целом занятость
в индустрии гостеприимства
Использование физического
труда в большей степени
Отмеченная профессионально-
Туризм становится все более высокотехнологичной и очень контактной сферой, которая требует хорошо образованных, профессионально подготовленных и коммуникабельных кадров. Применяемые ранее политика и практика по отношению к трудовым ресурсам базировалась на устаревших подходах к управлению кадрами. Но в настоящее время в сектор туристских услуг проникают идеи, подходы и приоритеты управленческой деятельности, используемые в других секторах экономики, например такие, как регулярная оценка, эффективные методы коммуникации, формирование и продвижение репутации фирмы, ориентация на творческое освоение новых возможностей и др.
Новые требования к кадрам, занятым в туризме, вызвали становление инфраструктуры туристского образования, что на макроуровне расширяет сферу образовательных услуг.
Сфера туризма представляет особый интерес в аспекте обеспечения занятости, поскольку данная сфера, особенно в части гостиничного сектора, приспособлена для малого бизнеса.
Доля малых и мелких
предприятий в гостиничном