Сущность и виды лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Лизинг в России на сегодняшний день является одной из специфических форм финансирования капитальных вложений. По юридической форме лизинговая сделка представляет собой разновидность долгосрочной аренды инвестиционных ценностей, однако как термин «лизинг» в российском законодательстве появился лишь в 1994 г.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Сущность и виды лизинга 5
1.1. Понятие и правовые основы лизинга 5
1.2. Преимущества и недостатки лизинговых операций. 8
1.3. Формы и виды лизинговых операций. 13
Глава 2. Деятельность лизинговых компаний. 19
2.1. Лицензирование деятельности лизинговых компаний 19
2.2. Механизм осуществления лизинговых операций. 21
2.3. Разновидности лизинговых компаний 25
2.4. Рынок лизинга в России 27
Глава 3. Анализ развития лизинговой деятельности на примере ООО «Транслизинг». 31
3.1. Общая характеристика компании. 31
3.2. Программы лизинга 36
3.3. Динамика развития 38
3.4. Финансовые результаты 40
3.5. Проблемы и перспективы развития лизинга в России…………..…..…….43
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение 1. Заявка на лизинг. 55
Приложение 2. Анкета лизингополучателя. 57
Приложение 3. Перечень документов для заключения договора лизинга. 58

Файлы: 1 файл

ЛИЗИНГ КУРСОВАЯ.doc

— 939.50 Кб (Скачать файл)
    1. Разновидности лизинговых компаний

Разделим лизинговые компании на группы на основании финансово-функционального фактора.

Аффилированная с банком лизинговая компания, как правило, является универсальной, так как она работает в основном с клиентами банка. И если банк не является отраслевым, то и потребности клиентов в лизинге самые разнообразные. Кроме того, лизинговая компания имеет возможность использовать информацию о кредитных историях потенциальных лизингополучателей, что позволяет минимизировать риски их недобросовестности. Банковская лизинговая компания, как правило, пользуется всеми службами банка, сокращая собственные накладные расходы на содержание специалистов в области юриспруденции, маркетинга, подбора персонала и т.д. Компания также обладает некоторыми конкурентными преимуществами при вхождении на региональные рынки при наличии у банка собственной региональной сети.

Но, как отмечают некоторые аналитики, не всегда наличие материнской структуры является достоинством. Зачастую из-за сложности структуры управления, необходимости согласования возможности финансирования с банком и большого количества необходимой документации проведение сделки замедляется. Специфика банковской деятельности отражается и на лизинге, так как здесь к лизингополучателю относятся так же, как к кредитору: требуют такие формы обеспечения, как поручительство лизингополучателя, безакцептное списание денежных средств со счетов клиента, перевод самих счетов в свой банк, поддержание определенных оборотов. Таким образом, из-за завышенных требований и жесткого отбора клиентов не все потенциальные лизингополучатели готовы обратиться в аффилированные с банками компании. Тем более, что лизингодатели при банках довольно неохотно идут на сотрудничество с предприятиями малого бизнеса.

Лизинговая компания, связанная  с производителем, обычно бывает специализированной и нацелена на увеличение объемов реализации продукции конкретного предприятия. Более того, наличие собственной лизинговой компании позволяет промышленному предприятию за счет лизинговых платежей генерировать постоянный денежный поток, повышая при этом финансовую устойчивость предприятия и улучшая его финансовые показатели. Таким образом, клиентами такой лизинговой компании являются покупатели продукции предприятия. Региональная экспансия лизинговой компании в этом случае является производной от расширения рынка соответствующего товара. Если лизинговая компания входит в состав крупного холдинга или финансово-промышленной группы, то она может быть универсальной и обеспечивать тем самым разнообразные потребности предприятий ФПГ. В этом случае клиентами лизинговой компании становятся предприятия материнского холдинга или финансово-промышленной группы, при этом параллельно решается задача минимизации налоговых отчислений предприятий группы. Также лизинговая компания может использоваться и для увеличения продаж продукции холдинга или ФПГ и тогда будет специализированной. Это особенно характерно для производителей дорогостоящего и качественного оборудования, поскольку продажи посредством лизинга позволяют расширить сегмент рынка сбыта, сделав оборудование более доступным.

Лизингодателей при поставщиках  отличает высокая надежность в работе с клиентами, риск неплатежей минимален. Компании холдинга постоянно обеспечены заказами и могут получать более дешевые заемные средства, поскольку имеют серьезных поручителей из группы компаний и возможности для комплексного обслуживания лизингополучателя. Вместе с тем компании при поставщиках и ФПГ, так же, как и компании, основанные при банках, не являются самостоятельной организацией и не имеют возможности свободно выбирать клиентов и направления деятельности.

Независимые лизинговые компании не аффилированы ни с банком, ни с каким-либо холдингом или предприятием. В связи с этим такие фирмы не занимаются продвижением техники конкретного производителя или финансовых средств ФПГ. Они, как правило, не вводят ограничений по предметам лизинга, потенциальным клиентам или географии сделок. Самым очевидным в связи с этим их преимуществом является мобильность и максимальная гибкость в работе.

Прибыльность независимых или  рыночных лизингодателей зависит только от того, насколько успешно они  взаимодействуют с потребителями. Таким образом, они выполняют функцию инвестиционного посредника - обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов туда, где они необходимы, из тех сфер, где наблюдается их переизбыток.

В отличие от аффилированных с банками  лизинговых компаний рыночные игроки свободны в выборе источников финансирования: могут быть заемщиками на фондовом рынке, работать с различными банками, страховыми компаниями. Процедура здесь значительно проще - иногда достаточно предоставить лишь учредительные документы. От компаний при поставщиках и ФПГ независимых игроков отличает возможность работы в разных отраслях и сегментах рынка и отсутствие ограничений на продуктовую линейку. Таким образом, независимая лизинговая компания, как правило, является универсальной. Хотя часть компаний выбирает в качестве своей ниши определенную специализацию.

В качестве недостатков независимых  игроков в отношении клиентов можно выделить привлечение финансирования на менее выгодных условиях, в отношении  работы самой компании - необходимость самостоятельно решать вопросы безопасности сделок и юридической экспертизы документов лизингополучателей, высокие затраты в случае региональной экспансии.

    1. Рынок лизинга в России

Еще не так давно немногочисленным лизинговым компаниям в России приходилось постоянно объяснять клиентам необходимость, целесообразность и выгодность финансовой аренды. Сегодня это общепризнанный эффективный инструмент.

Кроме увеличения популярности финансовой аренды в целом и роста количества лизинговых компаний можно с уверенностью говорить еще об одной тенденции - возрастании региональной доступности лизинговых услуг. Если раньше большая часть лизинговых операций была сконцентрирована в Москве и Московской области, то сегодня региональный лизинг приобретает все большую значимость. На Москву и С.-Петербург в 2001 - 2002 годах приходилось около 80% лизинговых сделок. Сегодня, спустя всего пять лет, на столицы приходится чуть больше 60% всего российского лизинга, а около 40% - это уже региональный бизнес.

Исторически лизинг в нашей стране начинался с легкового автотранспорта, и сейчас в этом сегменте он наиболее развит - там самые совершенные лизинговые продукты. Вторым по популярности был лизинг грузовой специальной техники, третий развит сегмент - промышленное оборудование. Кроме того возрос интерес к железнодорожному подвижному составу. Достаточно активно рассматривается вопрос по лизингу объектов недвижимости.

Общий объем лизинговых сделок по итогам 2010 года превысил $15 млрд. Динамика рынка, которую он демонстрирует в течение последних нескольких лет - прирост 30 - 50% в год. Но стоит отметить факторы, которые определят дальнейшие перспективы. Прежде всего, вопрос о налогообложении. В последние годы приходится тратить большое количество усилий на урегулирование вопроса НДС, на то, чтобы иметь возможность проводить те законные операции, которые определены в Налоговом кодеке. Кроме того, наблюдается уверенный рост экономики, сопровождающийся большим спросом на новые основные фонды. У многих дилеров оборудования происходит скачкообразный рост продаж. Некоторые поставщики уже к маю - июню выполнили план продаж, который был рассчитан до конца 2010 г. Рынок требует основных средств, и на них есть реальный спрос. Но ограничивающими факторами выступают объем доступного финансирования и доступность самого оборудования.10

Судя по тому, что количество лизинговых сделок в России с каждым годом увеличивается, этот вид деятельности становится весьма перспективным. Так, например, в статье профессора Высшей школы экономики, доктора экономических наук Виктора Газмана, приведены следующие данные: «в 2009 году объемы нового лизингового бизнеса, рассчитанные на основе данных о 135 лизингодателях, превысили $8,5 млрд, в то время как по ВВП этот показатель на уровне 5%, а по инвестициям в основной капитал - 6,7%. Среднегодовой прирост лизинговых операций за восемь лет составляет 33,7%. Согласитесь, для России - неплохой показатель, особенно если учесть, что удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные производственные фонды страны в 2009 году равнялся примерно 9%, а в инвестициях в оборудование и транспортные средства 18%. Это соответствует среднеевропейскому уровню».

По данным '"Эксперта РА"11 в 2010 году объем заимствований по лизинговым сделкам составил 14,7 млрд против 8 млрд долл. в 2009 году, а доля лизинга в ВВП за год выросла с 0,99 до 1,5%. «Рынок вышел на новую стадию роста, - считает директор департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА» Павел Самиев. - Первый цикл, начавшийся в 2001 году, в 2009 году завершился волной инвестиционного спроса и обновления основных фондов. Рынок лизинга перешел с 2009 года на качественно новый этап развития и имеет реальный шанс вырасти в 5-7 раз.

Прирост объема новых  сделок и профинансированных средств  в 2010 году стал фундаментом устойчивого и быстрого роста на ближайшие несколько лет. Темпы роста рынка в отдельные годы могут достигать 150%.

Основная доля сделок в 2010 году пришлась на лизинг железнодорожного транспорта - 15,73%, а также лизинг грузового и легкового автотранспорта - 14,59%. Указанные сегменты почти удвоили свою долю на рынке по сравнению с 2009 годом и в совокупности составили около 50% рынка. По оценкам аналитиков «Эксперт РА», сегмент лизинга железнодорожного транспорта имеет потенциал двукратного роста в абсолютном выражении к 2010 году, кроме того, хорошие перспективы есть у лизинга недвижимости и сельскохозяйственной техники.

Особенностью российского  рынка является то, что на его  динамику оказывают сильное влияние  конъюнктурные сделки и внутрихолдинговый  лизинг. Такие контракты не всегда носят рыночный характер, и их объем трудно прогнозировать. Вероятно, через несколько лет объем нового бизнеса в лизинге будет больше коррелировать именно с рыночными тенденциями инвестиций в основной капитал, как на Западе.

 

Рис. 1 Объем заимствований  по лизинговым сделкам в России за 2010 год (млрд. долл.)

Лизинг в России будет  стремительно расти. Этот рынок еще  не насыщен. В настоящий момент многие компании начинают более активно  развиваться, потенциальный спрос на лизинговые услуги велик. Лизинговые компании при иностранных банках уже активно выходят на рынок лизинга в России, и мы ожидаем усиления конкуренции в этом сегменте уже в краткосрочной перспективе, потому что проекты в сфере лизинга весьма привлекательны для иностранных инвесторов.

 

  1. Анализ развития лизинговой деятельности на примере ООО «ТРАНСЛИЗИНГ».

    1. Общая характеристика компании.

Компания «ТРАНСЛИЗИНГ»  работает вместе с теми, кто устремлен  в завтрашний день. Рост конкуренции, стремительные изменения рыночной конъюнктуры в России требуют мгновенной реакции от людей предприимчивых, думающих и воплощающих задуманное в действие.

Как и во все предыдущие годы, компания находится в числе лидеров в Урало-Сибирском регионе. По сравнению с 2009 годом, в 2 раза увеличилось количество заключенных договоров, объем реализации вырос в 3 раза.

Эти результаты созданы  плодотворными усилиями всех главных  субъектов лизинговой деятельности: лизингополучателей, финансирующих банков, страховых компаний, поставщиков.

ООО "Транслизинг" является членом Российской Ассоциации Лизинговых компаний "Рослизинг", а так же членом Северо-Западной Лизинговой Ассоциации.

По итогам общероссийского  рейтинга за 2010 год (рейтинг "РОСЛИЗИНГ") компания "Транслизинг" сохранила свои позиции на рынке и уверенно занимает 2-е место в Уральском Федеральном Округе.

По объему нового бизнеса  ООО "Транслизинг" занимает 29 место  из 73 лизинговых компаний в Российской Федерации. В сегменте лизинга Автотранспорта - 19 место из 64 лизинговых компаний.

В сегменте лизинга Дорожно-строительной техники - 2 место в списке лидеров данного направления из 38 лизинговых компаний.

На настоящий момент ООО «Транслизинг» является одной  из ведущих универсальных лизинговых компаний и занимает прочные конкурентные позиции на всех сегментах рынка лизинговых услуг.

Лизингополучатели –  предприятия Урало-Сибирского региона, внедряющие активную стратегию завоевания рынков, выпуска инновационных продуктов за счет коренного переоснащения производства, внедрение современных технологий и закрепление практики долгосрочного планирования инвестиций в развитие производственной базы.

Финансирующие банки  – крупные и надежные партнеры, входящие в сотню крупнейших банков России и в первую десятку финансовых организаций Уральского региона: ОАО «Кредит Урал Банк», ОАО «ЧелИндБанк», Челябинский филиал ОАО АКБ «Связь банк», Челябинский Филиал ЗАО Международный Московский Банк. Сотрудничество с банками высшей категории надежности обеспечило эффективное и бесперебойное финансирование лизинговых проектов.

Страховые компании – крупнейшие страховые компании России и Уральского региона: ОАО «Военно-страховая компания», ООО СК «Южурал-Аско», ОАО «СОГАЗ» Челябинский филиал, СОАО «Национальная Страховая Группа» Сотрудничество с лидирующими страховыми компаниями обеспечило повышение гарантии проведения лизинговых проектов.

Поставщики: партнеры компании – крупнейшие автомобильные лидеры, ведущие промышленные предприятия. Стратегия развития компании «Транслизинг» включает в себя построение долгосрочных партнерских отношений с поставщиками импортного и российского автотранспорта и оборудования, востребованного отечественным рынком.

Информация о работе Сущность и виды лизинга