Сущность и виды лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Лизинг в России на сегодняшний день является одной из специфических форм финансирования капитальных вложений. По юридической форме лизинговая сделка представляет собой разновидность долгосрочной аренды инвестиционных ценностей, однако как термин «лизинг» в российском законодательстве появился лишь в 1994 г.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Сущность и виды лизинга 5
1.1. Понятие и правовые основы лизинга 5
1.2. Преимущества и недостатки лизинговых операций. 8
1.3. Формы и виды лизинговых операций. 13
Глава 2. Деятельность лизинговых компаний. 19
2.1. Лицензирование деятельности лизинговых компаний 19
2.2. Механизм осуществления лизинговых операций. 21
2.3. Разновидности лизинговых компаний 25
2.4. Рынок лизинга в России 27
Глава 3. Анализ развития лизинговой деятельности на примере ООО «Транслизинг». 31
3.1. Общая характеристика компании. 31
3.2. Программы лизинга 36
3.3. Динамика развития 38
3.4. Финансовые результаты 40
3.5. Проблемы и перспективы развития лизинга в России…………..…..…….43
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение 1. Заявка на лизинг. 55
Приложение 2. Анкета лизингополучателя. 57
Приложение 3. Перечень документов для заключения договора лизинга. 58

Файлы: 1 файл

ЛИЗИНГ КУРСОВАЯ.doc

— 939.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализ вышеприведенных  данных свидетельствует о ежегодном увеличении объемов заключенных лизинговых сделок. С 2009 по 2010гг. существенно выросли объемы сделок легкового автотранспорта на 75%, грузового автотранспорта на 80%, дорожно-строительной техники на 96,5%, машиностроительного и металлообрабатывающего оборудования на 77%.

Среди новых направлений  следует отметить увеличение объемов  сделок IT - технологии, компьютерной и оргтехники на 85%.

Рост доходов свидетельствует  о ежегодном увеличении объема заключенных  лизинговых договоров. За 2010 год существенно выросли объемы доходов по лизинговым операциям на 250%.

За последние два  года объемы финансирования лизинговых договоров выросли в 5 раз.

Рост валюты баланса  говорит о стабильном росте ООО «Транслизинг».

    1.  Финансовые результаты

Динамика основных финансовых показателей свидетельствует об устойчивой тенденции развития бизнеса. В таблице 3 приведен укрупненный баланс компании для сравнения за 2009 и 2010 гг.

За 2010 год валюта баланса  компании увеличилась на 224% в основном за счет увеличения дебиторской задолженности (на 520%) и доходных вложений в материальные ценности (на 232%) в активе и за счет увеличения суммы обязательств на пассиве (на 231 %). Динамика роста валюты баланса отражает устойчивое увеличение объемов деятельности компании.

Структура баланса является типичной для инвестиционной компании, отображающей лизинговое имущество на своем балансе. Основную долю активов составляют внеоборотные активы (85%). За 2010 год внеоборотные активы компании увеличились на 210%, доходные вложения возросли на 232%, что обусловлено увеличением объемов лизинговых сделок.

В 2010 году основным источником финансирования компании являлись долгосрочные и краткосрочные обязательства, в том числе:

- краткосрочные и долгосрочные кредиты банков;

- краткосрочные и долгосрочные займы

- кредиторская задолженность  по обязательствам перед поставщиками  и по авансам, полученным от  лизингополучателей, что характерно  для деятельности лизинговой компании.

Таблица 3.

Показатель  баланса, тыс. руб.

2009

%

2010

%

АКТИВ

Внеоборотные активы

118521

88%

367374

85%

основные средства

11273

8%

10878

3%

незавершенное строительство

15

0%

36

0%

доходные вложения

107233

80%

356460

82%

Текущие активы

15627

12%

67213

15%

запасы

510

0%

5506

0%

НДС

204

0%

6

0%

долгосрочная дебиторская  задолженность

8936

7%

55397

13%

денежные средства

5977

4%

6304

1%

ИТОГО АКТИВОВ

134148

100%

434587

100%

ПАССИВ

Собственные средства

8738

7%

19218

4%

уставной капитал

2500

2%

4700

1%

нераспределенная прибыль

6238

5%

14518

3%

Обязательства

125410

93%

415369

96%

долгосрочные обязательства

103102

77%

213875

49%

в т.ч.

       

долгосрочные займы  и кредиты

63330

47%

21385

49%

прочие долгосрочные обязательства

39772

30%

   

краткосрочные обязательства

22308

17%

201494

46%

краткосрочные займы  и кредиты

17932

13%

56817

13%

кредиторская задолженность

4376

3%

11137

3%

в т.ч авансы полученные

3347

2%

4020

1%

доходы будущих периодов

   

133540

31%

ИТОГО ПАССИВОВ

134148

100%

434587

100%


 

За счет прибыльной деятельности собственный капитал за 2010 год  увеличился на 120%. Низкое значение коэффициента соотношения собственного и привлеченного капитала обусловлено спецификой деятельности лизинговой компании. За прошедший год, увеличивая свой собственный капитал, компания одновременно увеличивала объемы привлечения ресурсов для финансирования деятельности компании, наращивала свой кредитный портфель.

Следует особо подчеркнуть, что как заемщик по кредитным  договорам с банками и договорам займов с коммерческими структурами, ООО «Транслизинг» обслуживает долг безупречно по всем кредитным договорам и займам отсутствуют просроченные платежи, как по основному долгу, так и по оплате процентов.

Главный источник финансирования ООО «Транслизинг» - привлеченные средства. Но в качестве вспомогательного источника финансирования компания использует свободные денежные средства. В 2010 году ООО «Транслизинг» инвестировал в лизинговые проекты собственных свободных денежных средств на сумму около 98 миллионов рублей.

В таблице 4 приведен отчет  о прибылях и убытках компании «Транслизинг» за 9 месяцев 2010 года.

Таблица 4.

Отчет о прибылях и  убытках за 9 месяцев 2010 года.

Показатели, тыс.руб

2010 год

аналогичный

Увеличение, %

Выручка

179014

70913

152

Себестоимость

131426

51796

154

Валовая прибыль

47588

19117

149

Прибыль (убыток)до налогообложения

12596

8079

56

Текущий налог на прибыль

3107

2026

53

Чистая прибыль

9489

6053

57


 

3.5. Проблемы и перспективы  развития лизинга в России

По прошествии 12 лет  с момента организации первых российских лизинговых компаний финансовая аренда перестала быть экзотикой и заняла свое достойное место среди прочих финансовых инструментов. Более того, на протяжении всего периода ведения статистических исследований объемы лизинговых операций показывали устойчивый рост. Даже в тяжелом 1998 году объемы лизинговых сделок не сократились. В 2004 году, по авторитетным оценкам, прирост рынка финансовой аренды составил более 80%. Ни один иной макроэкономический показатель не демонстрирует в России таких темпов роста. Нет оснований предполагать, что 2005 год будет в этом отношении исключением.

Формально лизинг является формой инвестиций, при которой клиент определяет лизинговой компании вид  имущества и соответствующего поставщика (изготовителя). Лизинговая компания за свой счет приобретает указанное  оборудование в свою собственность и за плату предоставляет его в пользование клиенту. После внесения клиентом общей суммы лизингового договора право собственности на имущество переходит к лизингополучателю. В чем же кроется такая привлекательность этой схемы?

Действительно, лизинг на сегодняшний день является единственным способом финансирования, обладающим налоговыми преференциями. Оптимизация платежей по налогу на имущество и налогу на прибыль всегда была одним из основных рекламных ходов лизингодателей. Но это и верно, и не верно. В период действия договора лизинга налоговое бремя на лизингополучателя сокращается, но в последующие периоды налоговая дубинка начинает раскручиваться в обратную сторону.

Даже среди лизинговых компаний существует мнение, что изъятие  из Налогового кодекса ускоренной амортизации неминуемо приведет к исчезновению финансовой аренды в России, в том виде, в котором он сейчас представлен, а лизинг превратится в продажу с рассрочкой. Представляется, что сегодня акценты в привлекательности лизинга смещаются из налоговой в инвестиционную сторону. Более длительные по сравнению с кредитными схемами сроки, минимизация залогов и сроков оформления, в конечном итоге оказание специфических услуг, которые никогда не будут предоставлять банки, и формирует большую привлекательность лизинга.

Не смотря на то, что  лизинговые компании в один голос  заявляют об огромном спросе на лизинговые услуги, их доля в общем объеме внутренних валовых инвестиций пока невелика.

Считалось, что основным сдерживающим фактором активного развития лизинга до последнего времени был устаревший и несовершенный Закон «О лизинге» 1998 года. Действительно, новая редакция закона сняла известные противоречия с другим вышестоящими правовыми актами, в том числе Гражданским, Налоговым, Таможенным кодексами. К сожалению, на пути развития лизинга в Российской Федерации существуют и иные, не менее серьезные препятствия. Остановлюсь на двух из них. Прежде всего это трудности обеспечения многих лизинговых компаний достаточным финансированием и специфические риски лизинговой деятельности в России.

Несмотря на то, что  уже несколько российских лизинговых компаний успешно провели эмиссии  облигационных займов, в плотную  рассматриваются вексельные и факторинговые  способы привлечения средств, банковский кредит остается пока основным инструментом привлечения дополнительных финансовых ресурсов в лизинговые компании. Ситуация в банковско-финансовой сфере в некоторой степени выправляется. Растет доверие населения к отечественным банкам. Увеличиваются налоговые поступления в бюджет. Повышается доверие зарубежных инвесторов. Вместе с тем, какими бы дешевыми и долгосрочными ни были ресурсы банков, их получение сопряжено с известными проблемами.

Необходимо признать совершенно справедливыми претензии  коммерческих банков к низкой капитализации лизинговых компаний. К сожалению, многие лизингодатели — лидеры рынка по объемам бизнеса не уделяют достаточного внимания капитализации собственных компаний. Безусловно, располагая минимальными собственными средствами, лизинговая компания рассматривается банком как простой посредник между ним и конечным получателем финансовых ресурсов. Такая ситуация фактически не минимизирует, а увеличивает для банка степень риска по сделке, в виде непрозрачности лизингополучателя, или требует одновременного изучения лизинговой фирмы и лизингополучателя, что серьезно увеличивает расходы по оформлению сделок. Вместе с тем серьезные, особенно крупные и давно работающие компании целенаправленно увеличивают собственный капитал. Темпы его прироста в течение последних четырех лет можно сравнить с темпами прироста лизинговых сделок.

В такой ситуации просматриваются  две возможные схемы кредитования лизинговых компаний. Первая: предоставление лизинговой компании несвязанного кредита  на развитие лизинговой деятельности в целом. В данном случае банк не осведомлен о конечном получателе средств и рассчитывает на финансовую устойчивость самой лизинговой компании, при этом определяя тот максимум выделяемых средств, который, по мнению банка, можно выделить той или иной лизинговой компании, исходя из достигнутых последней финансовых показателей. Такой вариант предоставляет лизингополучателю полную свободу действий в выборе клиентов, предметов лизинга и продавцов. Вместе с тем темпы пополнения ресурсов такого рода кредитами будут невысоки, и, как правило, следующий кредит будет предоставлен по мере погашения предыдущего.

Существует иной вариант, когда в банк представляется конкретный, как правило, крупный проект. К  сожалению, в данном случае производится тройная работа, как сточки зрения сроков, так и трудозатрат. Лизинговая компания проверяет своего клиента, банк проверяет и лизингодателя, и лизингополучателя с одинаковой степенью пристрастия. Как правило, в ходе подготовки такой сделки банком выдвигаются дополнительные требования по предоставлению документов, смене выгодоприобретателя по страховке, получению дополнительных поручительств в пользу банка со стороны лизингополучателя. Не всегда удается объяснить лизингополучателю, почему он должен застраховать чужое имущество в пользу неизвестного ему банка, и поручится за лизинговую компанию. В целом развитие механизмов финансирования в банках и лизинговых компаниях идет в диаметрально противоположных направлениях. Банки стараются максимально расширить список предоставляемой документации, мотивируя это фразой: «чтобы потом ничего больше не требовать». Лизинговые компании идут обратным курсом, сокращая перечень предоставляемой информации до разумного минимума, и только в случае возникновения конкретных вопросов требуют донести необходимые документы.

Первый тип кредита  рационально использовать для финансирования некрупных сделок, второй, соответственно, для масштабных сделок. Идеальной  схемой банковского кредитования было бы финансирование не под конкретного  лизингополучателя, а под залог стандартного ликвидного лизингового имущества, с дисконтом в размере аванса клиента.

Теоретически считается, что лизинг— это практически  безрисковый вид финансирования. Так ли это? Рассмотрим современную  лизинговую схему сточки зрения требований и обязательств лизингодателя и клиента (лизингополучателя).

Лизинговая компания по указанию Клиента приобретает  заказанное последним оборудование и передает его в лизинг. При  этом уплаченные Клиентом авансы равномерно распределяются и погашаются лизинговыми платежами в течение всего срока лизинга. К сожалению, случаются ситуации, когда по объективным или субъективным причинам. Клиент прекращает уплату лизинговых платежей задолго до окончания срока договора. Через два платежных периода лизингодатель вправе применить свое право бесспорного списания денежных средств со счета Клиента. Не секрет, что закрыть расчетный счет, открыть его в другом банке и даже купить новую фирму до сих пор не представляет особого труда. Ранее законодательство о лизинге (правда, вопреки Гражданскому кодексу РФ) предоставляло лизинговым компаниям право бесспорного изъятия собственного имущества, переданного в аренду. Новая редакция Закона «О лизинге» такого права не дает. При условии достаточного профессионализма лизингодателя вероятность получения им права на свое имущество весьма высока. Можно также предположить отсутствие злого умысла у лизингополучателя и возврат имущества в добровольном порядке с нормальной степенью износа. Однако вероятность продажи данного оборудования на вторичном рынке у лизинговой компании весьма сомнительна даже при условии, что в период действия договора лизинга значительная часть стоимости имущества амортизировалось, и стоимость продажи может быть значительно ниже стоимости аналогичного оборудования, использовавшегося в стандартных финансовых условиях. Причин тому несколько. Общая неразвитость вторичного рынка оборудования. Отсутствие у многих лизинговых компаний ремонтно-технической базы для диагностики, модернизации, предпродажной подготовки и последующего технического обслуживания бывшего в употреблении оборудования. Кроме того, лизинговые компании, как правило, имеют дело с технически сложными, а порой и уникальными видами имущества, продажа которых даже в идеальном состоянии крайне затруднена, а порой и просто невозможна из-за отсутствия рыночного спроса. Таким образом, Клиент, так или иначе, вернувший Компании ее имущество, остается «чистым». Лизинговые платежи за период действия лизингового соглашения выплачены, имущество возвращено. Лизинговая же компания ни вернуть инвестированные средства за счет Клиента, ни продать за приемлемую цену ставшее ей ненужным оборудование не в состоянии. При этом ни залоговые схемы, ни вариант поручительства в качестве обеспечения лизинговых договоров не работают, поскольку отсутствует ключевое условие— наличие непогашенных финансовых обязательств Клиента перед лизинговой компанией.

Информация о работе Сущность и виды лизинга