Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:55, дипломная работа
Основной целью работы является изучение факторов формирования лизинговых платежей, анализ влияния лизинговых операций на функционирование производства, сравнительный анализ лизинга с другими видами вложений.
В соответствии с целью сформировались основные направления исследования:
1. Изучение теоретических аспектов лизинговой деятельности
2. Изучение хозяйственной деятельности и опыта лизинговых сделок исследуемой организации.
3. Анализ эффективности лизинговых сделок и просмотр основных направлений реформирования механизма функционирования лизинговых сделок.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Экономический раздел…………………………………………………………………………5
1.1. Сущность лизинга и его значение в рыночных условиях…………………………………..5
1.1.1. Понятие лизинга, его виды и функции……………………………………………………5
1.1.2. Лизинговые контракты в Республике Беларусь………………………………………….15
1.1.3. Международный опыт (функционирование лизинговых сделок)………………………25
1.2. Характеристика лизинговой деятельности ОАО «МПЗ»………………………………….30
1.2.1. Изучение хозяйственной деятельности и исследуемой организации в целом………..30
1.2.2. Оценка и анализ действующей практики лизинговых сделок…………………………..36
1.3. Изучение возможностей повышения эффективности заключения
лизинговых контрактов………..………………………………………………………………….41
1.3.1. Анализ эффективности лизинговой сделки……………………………………………...41
1.3.2. Сравнительный анализ с другими формами вложений…………………………………..45
1.3.3 Пути улучшения лизинговой деятельности организации.
Оценка необходимости расширения.…………………………………………………….……..51
2. Методический раздел………………………………………………………………………….55
3. Охрана труда……………………………………………………………………………………66
Заключение…………………………………………………………………………………………74
Список использованных источников……………………………………………………………..76
II Методический раздел
Методические аспекты учебного процесса по теме «Лизинг» дисциплины «Экономика предприятия»
Глубокие преобразования, происходящие в мировой экономике, требования, предъявляемые научно-техническим прогрессом к замене основных фондов, а так же необходимость более эффективного использования финансовых ресурсов потребовали новых методов обновления материально-технической базы. Одним из таких нетрадиционных и достаточно эффективных в последние десятилетия инвестиционных инструментов стал лизинг.
В настоящий момент в Республике Беларусь с помощью лизинговых операций можно решить ряд проблем, в том числе:
- обновление средств
производства предприятиями
- целенаправленное кредитование
на приобретение основных
- ужесточение контроля
за эффективным использованием
вложенных средств и
- развитие наиболее
эффективных направлений
- привлечение средств зарубежных инвесторов через поставки оборудования по лизингу ( по международному законодательству это не влечет увеличение внешнего долга);
- управление холдингом
производственных и финансовых
компаний через систему
Таким образом, в нашей стране в транзитивный период актуальность данного вопроса не угасает со временем, хотя данной проблеме уделяется мало внимания как на предприятиях так и при изучении курса «Экономика производства»
В данной разработке рассмотрен, как зарубежный опыт лизинговых услуг, так и развивающийся в Беларуси рынок лизинговых услуг. Имеющийся опыт дает возможность выделить положительные и отрицательные результаты, достигнутые в области лизинговых услуг.
Целью исследования является разработка методики формирования знаний, умений и навыков учащихся по лизингу, который является одним из эффективных инвестиционных инструментов.
Задачи исследования:
- определение сущности лизинга, его объектов, лизинговых операций;
- влияние основных
тенденций формирования у
1 Методологические основы проектирования занятия по теме «Лизинг»
Цель:
- формирование знаний учащихся о лизинге как специфической форме аренды, представлений о преимуществах лизинга перед другими формами вложений;
Для реализации поставленных целей используем личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированный подход подразумевает направленность обучения на развитие личности учащегося, который изначально является субъектом познания, предполагая специальную организацию его учебной деятельности. Учебная цель при этом определяется, исходя из интересов учащегося, уровня его знаний и умений. Образовательный процесс формируется и направляется на развитие индивидуальности учащегося. В процессе обучения используются разнообразные формы и методы, что позволяет более продуктивно работать в данном направлении. Большое значение имеют создание атмосферы заинтересованности, стимулирование учащихся к высказыванию собственных предположений, использование дидактического материала позволяет хорошо организовать учебный процесс. Основанием технологии личностно-ориентированного подхода является принцип субъективности, который реализуется в следующих требованиях к содержанию обучения:
- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта учащегося, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение
знаний должно быть направлено
не только на расширение их
объема, структурирование, интегрирование,
обобщение предметного
- в ходе
обучения необходимо
- активное
стимулирование учащегося к
- учебный
материал должен быть
- необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- при введении
знаний о приемах выполнения
учебных действий необходимо
выделять общелогические и
- необходимо
обеспечить контроль и оценку
не только результата, но, главным
образом, процесса учения, т.е.
тех трансформаций, которые
- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъективной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование на занятии, в индивидуальной работе.
2 Система занятий по теме «Лизинг»
Время изучения данной темы составляет 4 часа и включает в себя лекционное и практическое занятие.
Конспект теоретического занятия по дисциплине «Экономика предприятия»
Тема занятия: Лизинг.
Цель занятия: формирование новых знаний о лизинге.
Задачи занятия:
- образовательная – формирование знаний учащихся о сущности лизинга, его формах, зарубежном опыте лизинговых операций;
- воспитательная – воспитание трудолюбия, внимательности, аккуратности, самостоятельности, дисциплинированности;
- развивающая - развитие памяти, внимания, осознанного восприятия учебного материала и причинно-следственного мышления.
Тип занятия: урок формирования новых знаний.
Вид занятия: урок-лекция
Оснащение занятия: конспект, дидактические средства (приложения Д,Е).
1) Организационный момент:
- приветствие;
- проверка присутствия учащихся на занятии.
2) Сообщение темы, цели занятия, условий предстоящей работы.
3) Актуализация знаний
4) Изложение нового материала.
4.1. Сущность лизинга
4.2. Виды лизинга
4.3. Преимущества и недостатки лизинга
5. Проверка усвоения нового материала.
6. Подведение итогов занятия.
7. Выдача домашнего задания.
Ход занятия:
1. Приветствие, проверка присутствия учащихся на занятии.
2. Сообщение темы, цели занятия, условий предстоящей деятельности.
3. Актуализация знаний.
4. Изложение лекционного материала.
4.1. Сущность лизинга
Лизинг – это специфическая форма финансирования вложений на приобретение оборудования, недвижимого имущества и других элементов основного капитала при посредничестве лизинговой компании, которая приобретает для третьего лица право собственности на имущество и отдает это имущество ему в лизинг на определенный период.
При лизинговых отношениях заключаются два договора:
Сущность лизинга заключается в разделении понятия «собственность» на право владения и право использования. Собственником имущества на все время лизинговой сделки остается лизингодатель.
Объектами лизинга являются транспортные средства, строительная техника, различное производственное оборудование, механизмы, приборы, лицензии, ноу-хау, здания и сооружения производственного назначения и т.д.
В классической лизинговой сделке принимают участие три субъекта:
Взаимоотношения между субъектами строятся по следующей схеме: будущий лизингополучатель, нуждающийся в определенных видах имущества, самостоятельно подбирает располагающего данным имуществом поставщика. В силу отсутствия собственных средств и доступа к заемным средствам для приобретения имущества в собственность он обращается к будущему лизингодателю, имеющему необходимые средства, с просьбой о его участии в сделке. Участие лизингодателя выражается в покупке им имущества у поставщика в собственность и последующей его передаче лизингополучателю на оговоренных в лизинговом соглашении условиях.
В зависимости от ситуации число участников сделки может расширяться или сокращаться. Кроме перечисленных трех сторон в ряде случаев в сделке может принимать участие банк, финансирующий лизинговую операцию, или брокерская фирма, которая непосредственно не занимается предоставлением имущества, а выполняет роль посредника между поставщиком, лизингодателем и лизингополучателем. При крупных сделках количество участников может увеличиваться до 6-7, в числе которых брокерские фирмы, трастовые компании, финансовые учреждения и др.
Состав участников сделки сокращается до двух, если поставщик и лизингодатель одно и то же лицо. В таких случаях вопросами лизинга занимаются филиальные лизинговые компании, создаваемые производителями товаров специально для продвижения товаров на рынке посредством лизинга, а также специальные подразделения в составе предприятий-производителей (службы управления маркетингом).
По истечении срока лизинга, заранее установленного договором, и, следовательно, после выплаты периодических взносов, оговоренных с лизингодателем, лизингополучатель может:
• продлить договор на дальнейший срок;
Лизинг имеет противоречивую природу. Некоторые специалисты отождествляют его с товарным кредитом, другие - с банковским кредитом, третьи - с арендой. Сравнение лизинга с этими формами хозяйственных отношений приводится в приложении Д.
Таким образом, лизинговые операции имеют ряд общих характеристик с арендой, товарным и банковским кредитом. В то же время отождествлять лизинг с любым из этих институтов неправомерно. Они имеют ряд новых, специфических характеристик, которые ставят лизинг на более высокий уровень правовых, экономических и финансовых взаимоотношений.
4.2 Виды лизинга
Многолетняя мировая практика выработала многочисленные варианты лизинговых соглашений. Однако до сих пор не существует четкой классификации и даже более или менее полного списка видов лизинговых соглашений. Они не отделены друг от друга резкой границей и черты различных видов лизинга могут сочетаться в одном договоре.
Основными видами лизинга как отечественные, так и зарубежные специалисты считают финансовый и оперативный. В данном случае критериев для разграничения несколько: тип лизингового оборудования, объем обязанностей лизингодателя и срок использования оборудования.
Финансовый лизинг - наиболее распространенный вид лизинговых отношений. Он представляет собой соглашение сторон на длительное время, обычно охватывающее средний срок службы оборудования. В этом случае лизинговый договор предусматривает полную выплату лизингополучателем потребленной стоимости оборудования и переход к нему всех обязательств по владению имуществом. По окончании срока действия договора лизинга пользователь может приобрести оборудование в собственность, возобновить договор на льготных условиях или прекратить договорные отношения. Полный объем обязанностей по страхованию, техническому обслуживанию и ремонту, как правило, возлагается на лизингополучателя. Предметами таких отношений чаще всего являются дорогостоящие машины и оборудование. В качестве лизингодателя при финансовом лизинге обычно выступают специализированные лизинговые компании.
Оперативный лизинг отличается тем, что срок договора лизинга по нему короче, чем экономический срок службы лизингового имущества. Для того, чтобы вернуть себе стоимость оборудования, лизинговая компания сдает его во временное пользование несколько раз, как правило, разным пользователям. Предметом оперативного лизинга обычно является оборудование с высокими темпами морального старения.
В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, выделяют:
Информация о работе Сущность лизинга и его значение в рыночных условиях