Сущность, методика и анализ планирования РТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике обуславливает необходимость пересмотра многих концепций экономического развития республики.
Рыночный механизм обеспечивает рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Ответственность за экономное использование экономических ресурсов повышается в том случаи, когда организационная структура побуждает предприятие эффективно функционировать, с тем чтобы избежать банкротства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Экономическая сущность розничного товарооборота и система его показателей
Понятие, состав и значение розничного товарооборота ……………….5
Показатели розничного товарооборота, их место и роль в деятельности торгового предприятия…………………………………………………………9
2. Методика анализа показателей розничного товарооборота
2.1. Задачи и последовательность анализа показателей розничного товарооборота……………………………………………………………….…10
2.2. Анализ общего объема розничного товарооборота……………………12
2.3. Расчет минимального объема товарооборота, необходимого для обеспечения безубыточной работы торгового предприятия………………..19
3. Планирование розничного товарооборота
3.1. Значение и задачи розничного товарооборота…………………………..22
3.2. Планирование общего объема товарооборота ………………………….23
3.3. Планирование структуры товарооборота торгового предприятия….………………………………………………………………....27
3.4. Планирование объема розничного товарооборота по магазинам и внутри города…………………………………………………………………..29 Заключение……………………………………………………………………..34
Библиография…………………………………………………………………….36
Список аббревиатур……………………………………………………………..37
Приложения……………………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

сущность, методика и анализ планирования рто - курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

РТО=К ´S´Т,

где К – количество магазинов, ед.;

Т – товарооборот на 1м2 торговой площади, р.;

S – средняя торговая площадь одного магазина, м2.

Расчет производится методом цепных подстановок.

К факторам, связанным с  численностью обслуживаемого населения  и его покупательными фондами, относятся: численность населения, обслуживаемого организацией, его покупательные  фонды и охват покупательных  фондов товарооборотом.

Для определения влияния  на объем розничного товарооборота  вышеперечисленных факторов следует использовать формулу

РТО=(Ч´ПФср)´О/100,

где РТО – объем розничного товарооборота, р.;

Ч – численность обслуживаемого населения, чел.;

ПФср – покупательные фонды обслуживаемого населения в расчете на 1чел., р.;

О – степень охвата покупательных  фондов товарооборотом, %.

Переход к рыночным отношениям требует того, чтобы торговые организации  получали прирост товарооборота  не за счет увеличения ресурсов (экстенсивный фактор), а за счет лучшего их использования (интенсивный фактор), поэтому при анализе общего объема товарооборота важно изучить, за счет каких факторов получен его прирост.

С этой целью все факторы, под влиянием которых развивается  товарооборот, следует разделить  на две группы – экстенсивные и интенсивные (см. Приложение А. табл.1).

Такие экстенсивные факторы, как покупательные фонды населения, товарные ресурсы, численность обслуживаемого населения, не зависят от деятельности торговых организаций и складываются под влиянием развития экономики страны в целом. Интенсивные факторы зависят в большей степени от эффективности деятельности торговых организаций.

Для определения доли прироста товарооборота (Дп) за счет интенсивного фактора (в процентах) используется формула

Дп=(1-ТэкстРТО)´100, [1;стр.213],

где Тэкст – темп прироста экстенсивного фактора;

ТРТО – темп прироста розничного товарооборота.

Индексный метод анализа  розничного товарооборота дает возможность  лишь исчислить долю прироста товарооборота  за счет того или другого экстенсивного либо интенсивного фактора, но не показывает изменения объема товарооборота за счет изменения самого фактора (как экстенсивного, так и инт6енсивного) на единицу. Ответ на этот вопрос могут дать математические методы анализа: корреляционный и регрессионный.

Экономико-математические методы представляют собой постановку экономической задачи в виде математической формулы. Математическое описание задачи производится с помощью экономико-математической модели, выражаемой системой формул (уравнений  или неравенств). Модель должна включать наиболее существенные факторы, определяющие объем розничного товарооборота, и должна полностью соответствовать экономической природе моделируемых процессов.

Основными этапами построения экономико-математической модели являются:

  • отбор на основе экономического анализа наиболее существенных факторов, влияющих на объем товарооборота;
  • выбор соответствующего уровня связи;
  • определение параметров модели, характеризующих изменение объема товарооборота при изменении факторов на единицу, что очень важно как для анализа, так и планирования товарооборота;
  • экономическая интерпретация, оценка полученных результатов и возможность использования их для планирования.

Использование математических методов  в экономическом анализе должно базироваться на множестве наблюдений, что дает возможность сравнить работу торговых организаций по увеличению товарооборота. В математическую модель проставляются фактические данные о каждом факторе, влияющим на товарооборот, и определяется, какой должен быть товарооборот той или другой организации при ее ресурсах. Полученные результаты сравнивают с фактическим товарооборотом: если фактический товарооборот выше, чем расчетный, то товарооборот организации развивался нормально, если же фактический товарооборот ниже, чем расчетный, то организация не использовала всех возможностей роста товарооборота.

Важным этапом анализа объема розничного товарооборота является разработка конкретных мероприятий по дальнейшему  улучшению торгового обслуживания населения, показателей деятельности торговой организации, обобщению передового опыта лучших трудовых коллективов.

 

2.3. Расчет минимального  объема товарооборота, необходимого  для обеспечения безубыточной  работы торгового предприятия

Планирование розничного товарооборота  торгового предприятия, особенно нового, целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности предприятия.

В процессе осуществления хозяйственной  деятельности предприятие несет  определенные расходы, которые в  практике экономического анализа принято  подразделять на:

постоянные затраты, сумма которых  остается неизменной в течение длительного периода времени (аренда, амортизация, расходы на содержание зданий, помещений, сооружений и др.). Для покрытия этих расходов предприятие должно осуществлять торговую деятельность, т.е. осуществлять реализацию товаров;

переменные расходы, т.е. затраты, связанные с покупкой товаров, их транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией. Предполагается, что переменные расходы развиваются в том же направлении и с теми же темпами, что и объем товарооборота.

Однако темп изменения совокупных затрат в связи с включением в них не только переменных, но и постоянных расходов будет отклоняться от темпа изменения объема товарооборота. В результате объем товарооборота в своей критической точке позволяет покрыть не только постоянные, но и переменные затраты. При этом минимально необходимый объем товарооборота позволяет обеспечить предприятию не только безубыточную работу.

Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой  товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.

Т.об., имеем:

Тр.цп.ц+ТН,

где Тр.ц– объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

Тп.ц – объем товарооборота по покупным ценам, руб.;

ТН – сумма торговых надбавок, руб.

В свою очередь:

ТН=ИО+П,

где П – сумма прибыли, руб.;

ИО – сумма издержек обращения, руб.

ИО=ИОпер+ИОпост,

где ИОпер – сумма переменных издержек обращения, руб.;

ИОпост – сумма постоянных издержек обращения, руб.

Тогда:

Тр.цп.ц+ИОпер+ИОпост+П.

Но поскольку минимально необходимый  объем розничного товарооборота  позволяет покрыть только затраты  и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид:

Ткрр.цп.ц+ИОпер+ИОпост,

Ткрр.ц – критический объем товарооборота по розничным ценам, руб.

Товарооборот по покупным ценам  представляет собой объем закупленных  товаров в стоимостном выражении  или затраты торгового предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представить следующим образом:

Ткрр.цпер+ ИОпост,

где Зпер – переменные затраты.

Разделив полученное равенство  на объем критического товарооборота, получаем:

Ткрр.ц/ Ткрр.ц= Зпер/ Ткрр.ц+ ИОпост/ Ткрр.ц.

Обозначив:

Зпер/ Ткрр.ц =Д – доля переменных затрат в розничном товарообороте, принимаемом за 1, получаем:

1=Д+ ИОпост/ Ткрр.ц.

Отсюда:

Ткрр.ц= ИОпост/(1-Д).

Определив минимальный критический объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможного объема товарооборота на планируемый год.

 

3. Планирование  розничного товарооборота

3.1. Значение  и задачи планирования розничного  товарооборота

План розничного товарооборота  является одним из основных разделов плана экономического и социального  развития торговых организаций, поскольку  он оказывает значительное влияние на конечные финансово-экономические показатели их деятельности.

Основная цель планирования розничного товарооборота заключается в  определении резервов его роста  на основе эффективного использования  ресурсов, повышения культуры и качества торгового обслуживания и обеспечения получения необходимой прибыли.

Основными задачами, решаемыми в  процессе планирования, являются следующие:

  • увеличение темпов роста объема реализации товаров в расчете на одного человека;
  • оптимизация структуры розничного товарооборота;
  • выявление дополнительных резервов товарных ресурсов;
  • обеспечение получения необходимой прибыли.

Для обоснования планируемого объема товарооборота предварительно проводят глубокий и всесторонний анализ характеризующих  его показателей.

Аналитические материалы используются при разработке плана на предстоящий период. Подготовка плана розничного товарооборота предусматривает проведение следующих расчетов: объема розничного товарооборота, его структуры; величины товарных запасов и поступление товаров.

Выбор метода, используемого при  планировании показателей розничного товарооборота, зависит от периода  планирования, наличия необходимой  информации, подготовки и квалификации кадрового состава, наличия компьютерной техники и др.

Использование многовариантных подходов при планировании розничного товарооборота повышает уровень обоснованности планов и способствует росту эффективности деятельности торговых организаций.

 

3.2. Планирование  общего объема розничного товарооборота

Планирование общего объема розничного товарооборота обычно начинается с определения его ожидаемой величины, т.к. план разрабатывается за несколько месяцев до наступления планируемого периода и к этому моменту отсутствуют фактические показатели за текущий период.

Под ожидаемым товарооборотом следует понимать наиболее вероятную его величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года.

Величина ожидаемого товарооборота  определяется по формуле.

РТОож=РТОфакт (9 мес)+РТОож (IV кв),

где РТОож – ожидаемый объем розничного товарооборота за отчетный год, р.;

РТОфакт (9 мес) – фактический объем розничного товарооборота за 9 месяцев отчетного года, р.;

РТОож (IV кв) – ожидаемый объем розничного товарооборота за IV квартал отчетного года, р.

При этом учитываются данные анализа  выполнения плана за истекший период, перспективы развития торговли в  предстоящие месяцы.

При планировании общего объема розничного товарооборота торговой организации  могут быть использованы следующие  методы:

  • опытно-статистический;
  • экономико-статистический;
  • экономико-математического моделирования и др.

Опытно-статистический метод позволяет  определить плановый объем розничного товарооборота исходя из сопоставимого  товарооборота за отчетный год и  среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:

РТОп.г=(РТОсоп´Т%)/100,

где РТОп.г – объем товарооборота на планируемый год, р.;

РТОсоп – сопоставимый товарооборот отчетного года, р.;

Т% - среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %.

Экономико-статистический метод основан  на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Сглаживание производится с помощью скользящей средней. Полученный выровненный ряд скользящих средних  дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота по следующей формуле:

`Ñ=`Кn-`К1/n-1,

где`Ñ - среднегодовое изменение прироста объема розничного товарооборота, %;

n – последний показатель в ряду выровненных средних, %;

1 – первый показатель в ряду выровненных средних, %;

n – количество показателей выровненного ряда средних.

Значение прироста товарооборота (Кпр) на планируемый год определяется продолжением выровненного ряда средних на два шага вперед по формуле

Кпр= `Кn+2`Ñ.

При планировании объема розничного товарооборота могут использоваться различные экономико-математические модели.

Для выявления основной тенденции развития товарооборота  можно использовать метод аналитического выравнивания (трендовый метод).

Если выявляются четкие тенденции в развитии розничного товарооборота, то можно использовать линейную функцию:

y =a+bt,

где y - объем розничного товарооборота;

 t – фактор времени, год;

a, b – параметры модели.

Информация о работе Сущность, методика и анализ планирования РТО