Сущность, методика и анализ планирования РТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике обуславливает необходимость пересмотра многих концепций экономического развития республики.
Рыночный механизм обеспечивает рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Ответственность за экономное использование экономических ресурсов повышается в том случаи, когда организационная структура побуждает предприятие эффективно функционировать, с тем чтобы избежать банкротства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Экономическая сущность розничного товарооборота и система его показателей
Понятие, состав и значение розничного товарооборота ……………….5
Показатели розничного товарооборота, их место и роль в деятельности торгового предприятия…………………………………………………………9
2. Методика анализа показателей розничного товарооборота
2.1. Задачи и последовательность анализа показателей розничного товарооборота……………………………………………………………….…10
2.2. Анализ общего объема розничного товарооборота……………………12
2.3. Расчет минимального объема товарооборота, необходимого для обеспечения безубыточной работы торгового предприятия………………..19
3. Планирование розничного товарооборота
3.1. Значение и задачи розничного товарооборота…………………………..22
3.2. Планирование общего объема товарооборота ………………………….23
3.3. Планирование структуры товарооборота торгового предприятия….………………………………………………………………....27
3.4. Планирование объема розничного товарооборота по магазинам и внутри города…………………………………………………………………..29 Заключение……………………………………………………………………..34
Библиография…………………………………………………………………….36
Список аббревиатур……………………………………………………………..37
Приложения……………………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

сущность, методика и анализ планирования рто - курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Параметры определяются методом наименьших квадратов с помощью решения  системы нормальных уравнений вида:

å y= a n+ bå t

å y t= aå t+ bå t2

Принято считать, что модель является применимой, если средний процент отклонений теоретических значений товарооборота от фактических не превышает 3 %.

При планировании объема товарооборота  торговой организации может использоваться авторегрессионая модель вида:

y =a+bx+ct,

где y - объем товарооборота торговой организации;

x – объем товарооборота торговой организации в предшествующем году;

t – фактор времени, год.

Рассчитанный объем розничного товарооборота может быть уточнен  после определения необходимой  организации на планируемый год  суммы прибыли. В этом случаи производится комплексная увязка основных показателей хозяйственной деятельности торговой организации: прибыли, расходов, доходов, объема товарооборота.

Обоснованность плана розничного товарооборота можно проверить  и посредством определения «критической точки продаж», обеспечивающей безубыточную работу организации по следующей формуле:

РТОбпост/УД-УРпер´100,

где РТОб – объем товарооборота, обеспечивающий безубыточность деятельности организации, р.;

Рпост – сумма постоянных расходов на реализацию товаров, р.;

УД – уровень доходов от реализации (без отчислений), %;

УРпер – уровень переменных расходов на реализацию товаров, %.

Точка безубыточности показывает, при  каком объеме продаж величина дохода покроет понесенные затраты организации.

Точка минимальной рентабельности характеризует такой объем товарооборота, при котором организация за счет своих доходов не только покрывает  текущие, но и получает минимальную  прибыль. Формула определения точки  минимальной рентабельности имеет  следующий вид:

Тм.рпостмин/УД-УРпер´100,

где  Тм.р – точка минимальной рентабельности.

Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов  и отчислений обеспечивает организации  минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период.

Минимальная прибыль определяет целесообразность ведения данного вида деятельности и рассчитывается по формуле:

Пмин=К´Рмин/100-Сп,

где Рмин – минимальная рентабельность на уровне среднего процента ставки банков по депозитам, %;

К – авансированный организацией капитал (сумма остаточной стоимости  основных и собственных оборотных  средств), р.;

Сп – удельный вес отчислений от прибыли в бюджет, %.

Критическую точку продаж также  можно рассчитать, используя формулу:

Тк=РТОр´(Рпостперпост), [1;стр.224],

где Тк – критическая точка продаж (порог рентабельности), р.;

РТОр – расчетный плановый товарооборот, р.;

Рпост – сумма постоянных расходов на реализацию товаров, р.;

Рпер -- сумма переменных расходов на реализацию товаров, р.

Чем выше разность между фактической  выручкой организации и выручкой в критической точке, тем выше запас финансовой прочности. Запас  финансовой прочности можно рассчитать по формуле:

Зф.пркр´100.

Комплексная увязка основных финансово-экономических показателей деятельности торговой организации при планировании позволяет выявить конкурентные преимущества и разработать направления по их развитию.

 

3.3. Планирование структуры  товарооборота торгового предприятия

Одной из важных задач планирования товарооборота является определение его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемкости их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.

При планировании структуры  товарооборота торговой организации  могут использоваться следующие  методы:

  • экономико-статистический;
  • основанный на расчете коэффициента эластичности;
  • экономико-математические и др.

Экономико-статистический метод основывается на сглаживании удельных весов реализации отдельных товаров в общем  объеме товарооборота торговой организации  за ряд лет. Методика расчетов аналогична методике, используемой при планировании объема товарооборота торговой организации на основе скользящей средней.

Использование коэффициента эластичности при планировании структуры розничного товарооборота возможно в двух вариантах.

Во-первых, он может использоваться для определения изменения продажи по отдельным товарам в зависимости от изменения общего объема товарооборота торговой организации.

Во-вторых, он может применяться  для определения изменения продажи  по отдельным товарам (в расчете на одного человека) в зависимости от изменения покупательных фондов населения (в расчете на одного человека).

Методика планирования структуры  товарооборота на основе расчета  объема продаж по каждой товарной группе с последующим выходом на общий  объем товарооборота имеет ряд недостатков:

  • товарооборот, полученный суммированием продажи по товарным группам, может не совпадать с определенным ранее общим объемом;
  • данная методика не учитывает взаимозаменяемость отдельных товаров.

Для устранения отмеченных недостатков может использоваться поэтапный метод как одна из разновидностей метода экономико-математического моделирования.

На первом этапе все товары разбиваются  на укрупненные товарные группы, например продукты животного происхождения, сахар и кондитерские изделия, предметы санитарии и гигиены, предметы одежды и т.д. В данные группы включают товары, идентичные по своему качественному составу, а также взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Далее определяется зависимость товарооборота по группе от общего товарооборота организации по формуле

РТОi=a+by,

где РТОi – товарооборот на i-й товарной группе, р.;

y – общий объем товарооборота организации, р.

На следующем этапе каждую из укрупненных товарных групп разбивают  на более мелкие. В данные подгруппы  включаются товары, более тесно связанные признаками взаимозаменяемости, близкие по своему потребительскому назначению. В этом случаи зависимость товарооборота по укрупненной товарной группе будет определяться по формуле

РТОj=a+b РТОi,

где РТОj – товарооборот по j–й группе товаров.

И, наконец, подгруппы товаров  разбиваются на отдельные товары. Зависимость товарооборота по отдельным  товарам от товарооборота по группе определяется по формуле

РТОn= a+b РТОj,

где РТОn – товарооборот по n–му товару.

Данная методика позволяет учесть факторы, определяющие тенденции не только реализации отдельных товаров, но и общего объема товарооборота организации.

 

3.4. Планирование  объема розничного товарооборота  по магазинам (структурным подразделениям) и внутри города (по кварталам  и месяцам)

Предпосылкой планирования объема товарооборота по магазинам  является экономический анализ, в  процессе которого выявляются определенные взаимосвязи между отдельными показателями и факторы, влияющие на его развитие. К данным факторам можно отнести  следующие: условия формирования спроса населения, обеспеченность товарными ресурсами, пропускная способность торговой сети, изменения в социально-экономических показателях зоны деятельности и др.

Кроме того, необходимо учитывать  ассортимент реализуемых товаров каждым магазином; сегменты рынка и контингент потребителей; долю каждого магазина в товарообороте организации; опыт успешно работающих магазинов и возможности его использования другими магазинами; причины неудовлетворительной работы отдельных магазинов.

Для планирования объема товарооборота  по торговым единицам могут использоваться различные методы, в том числе: экономико-статистический, технико-экономических  расчетов (нормативный), экономико-математическое моделирование и др.

Использование экономико-статистического метода предполагает определение:

  • ожидаемого товарооборота за текущий год;
  • среднегодовых темпов роста товарооборота за годы, предшествующие планируемому;
  • возможного товарооборота на планируемый год исходя из намеченных темпов его роста;
  • изменений в объеме планируемого товарооборота, вызванных влиянием отдельных факторов.

С целью обеспечения установленного прироста товарооборота определяются резервы его увеличения как за счет изменений в экономике зоны деятельности, так и за счет совершенствования технологии и организации продажи товаров, режима работы, развития внемагазинных форм продажи и др.

При использовании экономико-статистического  метода не всегда обеспечивается экономически обоснованный план товарооборота в  связи со сложностью учета влияния факторов, имеющих место в планируемом периоде.

Метод технико-экономических  расчетов основан на применении определенных нормативов. В качестве норматива  может использоваться размер товарооборота  в расчете на 1м2 торговой площади. Данные нормативы дифференцированы в зависимости от товарной специализации торговых единиц, объема товарооборота на одного покупателя, зоны деятельности, местонахождения, продолжительности работы. В случаи отсутствия нормативов в их качестве можно использовать лучшие показатели, достигнутые аналогичными конкурирующими субъектами хозяйствования.

Корректировка норматива с учетом специфики деятельности торговых единиц производится по следующим коэффициентам: интенсивностей потока покупателей, завершенности  покупки, ее средней стоимости.

Использование на практике данного  метода планирования часто затруднено в связи с отсутствием необходимой  информации.

Планирование товарооборота на основе экономико-математического  моделирования предполагает построение оптимизационных моделей на ЭВМ. В основе определения планируемого товарооборота лежит расчет его максимальной величины при заданных ограничениях по отдельным видам ресурсов: площади торгового зала, товарных запасов, трудовых, финансовых ресурсов и др. Использование экономико-математического моделирования обеспечивает экономическое обоснование плана розничного товарооборота.

При разработке плана розничного товарооборота  по периодам года (кварталам, месяцам) необходимо учитывать влияние многих факторов, в том числе покупательную  активность населения, особенности покупательного спроса, равномерность завоза товаров по периодам года.

При разработке внутригодичного плана  товарооборота могут использоваться следующие методы: расчетно-аналитический, экономико-статистический, экономико-математический и др.

В процессе использования экономико-математических методов следует учитывать, что  товарооборот каждого квартала и  месяца складывается под воздействием многих условий: общей тенденции  его развития, факторов сезонного  и случайного характера. На основе внутригодичных колебаний и индексов сезонности рассчитывается выровненный товарооборот.

Определенный интерес для планирования квартальных и месячных объемов  товарооборота представляет метод  относительной средней.

По данному методу определяются следующие показатели:

  • среднеквартальный (среднемесячный) оборот за каждый год;
  • сезонные колебания товарооборота по кварталам (по месяцам) за каждый год;
  • индексы сезонности товарооборота.

Объем товарооборота по кварталам (месяцам) на планируемый год определяется умножением среднеквартального (среднемесячного) товарооборота планируемого года на уточненный индекс сезонности соответствующего квартала (месяца) и делением на 100.

Планирование объема розничного товарооборота  по отдельным структурным подразделениям в практической деятельности имеет специфику.

На первом этапе определяется совокупность исходных данных, необходимых для  расчета планов продажи и поставки товаров по всем группам. Такими данными  являются: численность обслуживаемого населения, фактический товарооборот за прошлый месяц и соответствующий месяц прошлого года; план товарооборота прошлого месяца; товарные запасы на начало месяца; норматив товарных запасов в сумме и днях и др.

На втором этапе осуществляется формирование плана товарооборота, реализации и поступления товаров по магазинам в соответствии с удельным весом в общем товарообороте торговой организации.

Обоснованность плана проверяется  на основе расчета темпов роста  плана товарооборота планируемого месяца к плану товарооборота  предыдущего месяца, к соответствующему периоду прошлого года в действующих ценах, к базовому месяцу.

Распределение товарооборота по магазинам  осуществляется на основе программы  на ЭВМ. При этом план, определенный на ЭВМ, может корректироваться с  учетом реальных условий деятельности торговых организаций.

На третьем этапе разрабатывается  план продажи отдельных (53) товарных групп по магазинам. Первоначально  по каждому магазину (по 53 группам) определяется структура реализуемых товаров  согласно ассортиментным перечнем. Планирование продажи товаров по магазинам осуществляется по удельному весу планируемой реализации в общем товарообороте по магазинам, торгующем данным товаром. Затем с учетом остатков и планов реализации определяется поступление товаров по учитываемым 53 группам (в натуральном выражении) по всем магазинам с использованием балансовой увязки показателей розничного товарооборота.

Информация о работе Сущность, методика и анализ планирования РТО