Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:14, курсовая работа
Переход к рыночной экономике обуславливает необходимость пересмотра многих концепций экономического развития республики.
Рыночный механизм обеспечивает рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Ответственность за экономное использование экономических ресурсов повышается в том случаи, когда организационная структура побуждает предприятие эффективно функционировать, с тем чтобы избежать банкротства.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Экономическая сущность розничного товарооборота и система его показателей
Понятие, состав и значение розничного товарооборота ……………….5
Показатели розничного товарооборота, их место и роль в деятельности торгового предприятия…………………………………………………………9
2. Методика анализа показателей розничного товарооборота
2.1. Задачи и последовательность анализа показателей розничного товарооборота……………………………………………………………….…10
2.2. Анализ общего объема розничного товарооборота……………………12
2.3. Расчет минимального объема товарооборота, необходимого для обеспечения безубыточной работы торгового предприятия………………..19
3. Планирование розничного товарооборота
3.1. Значение и задачи розничного товарооборота…………………………..22
3.2. Планирование общего объема товарооборота ………………………….23
3.3. Планирование структуры товарооборота торгового предприятия….………………………………………………………………....27
3.4. Планирование объема розничного товарооборота по магазинам и внутри города…………………………………………………………………..29 Заключение……………………………………………………………………..34
Библиография…………………………………………………………………….36
Список аббревиатур……………………………………………………………..37
Приложения……………………………………………………………………...38
где Iпр – индекс роста массы прибыли;
Iт -- индекс роста объема товарооборота;
Iфот – индекс роста фонда оплаты труда;
Iч – индекс роста численности работников.
Или:
Iр > Iпт > Iз,
где Iр – индекс роста уровня рентабельности (в % к обороту);
Iпт – индекс роста производительности труда одного работника;
Iз – индекс роста средней заработной платы одного работника.
Розничный товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли.
Максимизация прибыли – основная цель деятельности любой торговой организации [7; стр.86]. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. Для торговых организаций необходимо достичь такого объема товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.
Розничный товарооборот измеряется:
Структура розничного товарооборота отражает состояние между продовольственными и непродовольственными товарами, ассортиментный состав продаж. Кроме того, розничный товарооборот характеризуется показателями товарных запасов и поступления товаров.
Цель анализа – изучить
Анализ розничного
Всесторонний анализ является в то же время исходным материалом для обоснования объема розничного товарооборота.
Анализ предполагает комплексное изучение всех взаимосвязанных показателей розничного товарооборота: продажи, запасов, поступления и прочего выбытия товаров.
Действенность и конкретность
анализа достигается, когда
Анализ начинается с основного показателя розничного товарооборота – общего объема продажи товаров. Затем анализ углубляется путем изучения состояния торговли отдельными группами товаров, степени удовлетворения спроса населения на конкретные товары. Далее производится анализ товарных запасов, товарооборачиваемости, поступления и прочего выбытия товаров.
Анализ должен отражать степень
использования организациями
Анализ розничного товарооборота связан с использованием разнообразной экономической информации, в том числе: экономических нормативов; плановых показателей; социально-экономических показателей района деятельности торговых организаций; данных бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности; материалов выборочных обследований состояния торговли; данных конъектуры рынка и т.д.
На предварительном этапе
При анализе динамики розничного товарооборота, данные за отчетный период приводятся, в сопоставимый вид с соответствующими данными за предыдущие периоды. Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах определяется путем деления товарооборота в действующих ценах на соответствующий индекс цен.
Важным условием при анализе товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торговой организации. С этой целью используется формула:
РТОсоп= РТОож+Кув-Кум,
где РТОсоп – сопоставимый объем розничного товарооборота за отчетный год, р.;
РТОож – ожидаемый объем розничного товарооборота за отчетный год, р.;
Кув – корректив на увеличение объема розничного товарооборота (ввод новых магазинов), р.;
Кум – корректив на уменьшение объема розничного товарооборота (закрытие магазинов), р.
Если в анализируемом периоде передается торговая сеть другой организации, то для сопоставимости данных из суммы товарооборота за предшествующий год вычитается сумма оборота переданных магазинов, поскольку их в составе торговой сети организации в отчетном году нет.
В случаи принятия торговой сети от других организаций для сопоставимости показателей следует из суммы товарооборота анализируемой организации за отчетный период вычесть суммы товарооборота принятых магазинов, ибо в их составе торговой сети в предшествующем периоде не было.
Показатели в сопоставимых объемах и ценах далее используются при анализе динамики розничного товарооборота.
2.2. Анализ общего
объема розничного
При анализе общего объема розничного товарооборота выявляют:
Показатели, используемые при анализе общего объема розничного товарооборота, магазина «Свислочь», представлены в табл.1 (см. Приложение Б. табл. ).В процессе анализа показателей табл.1 следует выделить положительные и отрицательные стороны в деятельности торговой организации (магазина «Свислочь»).
Положительным является выполнение плана розничного товарооборота, а также его увеличение по сравнению с предшествующим годом как в действующих (темп роста составил 142%) , так и в сопоставимых ценах (темп роста равен 102,9%). Аналогичные тенденции наблюдаются и в изменении розничного товарооборота в расчете на одного человека. Отрицательным является снижение процента охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом на 0,4 процентных пункта (49,4-49,8), хотя план по данному показателю переполнен на 17%. Удельный вес товарооборота организации в общем товарообороте района также снизился а отчетном году по сравнению с предшествующим годом на 2,2 процентных пункта, план по данному показателю не выполнен.
Проведенный анализ позволяет сделать
вывод о снижении доли рынка организации,
что вызвано уменьшением
Следующим этапом анализа является оценка ритмичности и равномерности выполнения плана товарооборота. Для более детального выполнения плана товарооборота следует рассмотреть показатели, характеризующие его выполнение в разрезе кварталов (см. Приложение А. табл.2). Из данных табл.2 видно, что план розничного товарооборота за отчетный год выполнен в целом на 130,7%, при этом плановое задание перевыполнено за каждый квартал. Как по плану, так и фактически товарооборот распределен по кварталам равномерно, несмотря на небольшие отклонения в первом и третьем кварталах.
Наряду с анализом общего объема товарооборота в целом по организации необходимо изучить выполнение плана отдельными подразделениями, что позволит оценить качество торгового обслуживания отдельных населенных пунктах, вскрыть резервы, выявить положительные и отрицательные стороны в деятельности организации.
При анализе выполнения плана товарооборота целесообразно определить коэффициент ритмичности.
d= ÖS(х -`х)2¤n,
где d-среднеквадратичное отклонение;
х – процент выполнения плана товарооборота за период (квартал, месяц);
`х – средний процент выполнения плана товарооборота за год;
n – количество периодов.
n=(d¤`х)´100,
где n - коэффициент вариации (неравномерности).
k=100-n,
где k - коэффициент ритмичности.
При анализе динамики розничного товарооборота необходимо определить следующие показатели: темпы роста и прироста товарооборота (базисные и цепные); абсолютный прирост; абсолютное значение одного процента прироста и среднегодовой темп роста или прироста.
Данный анализ позволяет определить динамику товарооборота в действующих и сопоставимых ценах, исключая влияние ценового фактора.
Для выявления закономерностей
и тенденций развития розничного
товарооборота исчисляется
На развитие розничного товарооборота оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.
Среди внешних факторов, влияющих на развитие розничного товарооборота, можно выделить следующие:
Внутренние факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно подразделить на факторы, связанные:
Факторы, связанные с обеспечением
товарными ресурсами, влияют на объем
розничного товарооборота через
изменения величин запасов
Зн+П=Р+Пв+Зк,
где Р – объем розничного товарооборота, р.;
Зн, Зк – товарные запасы на начало и конец отчетного периода, р.;
П – поступление товарных запасов, р;
Пв – прочее выбытие (естественная убыль, уценка товаров), р.
Положительное влияние на сумму
товарооборота оказывает
Влияние данных факторов на товарооборот
определяют как разность между фактическими
данными и плановыми или
К факторам, связанным с обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность работников, организация и производительность их труда.
Численность торговых работников во многом зависят от количества торговых организаций. Численность торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения и на выполнение плана розничного товарооборота. Работники торговых организаций, непосредственно общаясь с населением в процессе продажи товаров, определяют объем и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование ассортиментной политики. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов зависит от организации труда, его производительности.
Производительность труда в торговле определяется суммой товарооборота на одного торгового работника.
При анализе товарооборота его объем можно представить как произведение среднесписочной численности работников на производительность работников на производительность труда и выразить формулой
ПТ=РТО/Ч³РТО=ПТ´Ч,
где ПТ – производительность труда работников, р.;
РТО – розничный товарооборот, р.;
Ч – среднесписочная численность работников, чел.
К факторам, связанным с использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь одного магазина, товарооборот на 1м2 торговой площади, фондоотдача, среднегодовая стоимость основных фондов.
Для изучения влияния фондоотдачи и среднегодовой стоимости
основных фондов на развитие товарооборота можно использовать следующую формулу:
ФО=РТО/ОФ³РТО=ФО´ОФ,
где ФО – фондоотдача основных фондов, р.;
ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов, р.
Для определения влияния на товарооборот эффективности использования торговой сети можно применить формулу
Информация о работе Сущность, методика и анализ планирования РТО