Сущность, роль и особенности условий работы предприятия в рыночных условиях хозяйствования на примере ОАО «Виктория»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать теоретические основы финансовых результатов основной деятельности современного предприятия.
Основной из задач производственно-экономической деятельности предприятия является увеличение ее эффективности, полное и рациональное использование потенциала предприятия ради получения большего количества конкурентоспособной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы финансовых результатов основной деятельности предприятия 5
1.1 Сущность рыночных условий хозяйствования 5
1.2 Характеристика основных финансовых показателей предприятия 9
1.3 Методика анализа динамики абсолютных финансовых результатов по обычным видам деятельности 11
1.4 Методика оценки качества финансовых результатов по обычным видам деятельности предприятия 12
1.5 Методика оценки безубыточности основной деятельности предприятия 13
2 Практическое формирование финансовых результатов и оценка основной деятельности предприятия (на примере ОАО «Виктория») 17
2.1 Экономические показатели деятельности предприятия ОАО «Виктория» 17
2.2 Оценка качества финансовых результатов по обычным видам деятельности предприятия ОАО «Виктория» 26
2.3 Оценка безубыточности основной деятельности предприятия ОАО «Виктория» 29
3 Пути увеличения прибыли предприятия ОАО «Виктория» 38
Заключение 45
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Настясстановлен).docx

— 98.80 Кб (Скачать файл)

При реализации обозначенных принципов учитывается:

  1. сфера деятельности: материальное производство, непроизводственная сфера (здравоохранение, просвещение и т.д.);
  2. отраслевая принадлежность: промышленность, транспорт, торговля, строительство, сельское хозяйство;
  3. вид деятельности: экспортно-импортные операции;
  4. организационно-правовая форма предпринимательской деятельности.

Взаимодействие всех принципов  хозяйствования и единство их целей  обеспечивают предприятию в конечном итоге самостоятельность в принятии эффективных стратегических и тактических  финансовых решений, на основе которых  разрабатывается финансовая политика предприятия, предполагающая:

  1. формирование собственного и заемного капитала;
  2. вложений в активы;
  3. способы увеличения имущества и объемов продаж;
  4. формирование и использование прибыли;
  5. оптимизация денежных потоков.

Реализация финансовой политики базируется на:

  1. плановости – обеспечение соответствия объемов продаж, издержек, инвестиций, результативности;
  2. соотношение сроков – то есть минимальный разрыв во времени между получением  и использованием средств в ценных бумагах, депозитах, что особенно важно в условиях инфляции, изменение курсов валют;
  3. гибкости – возможность маневра в случаях снижения плановых объемов продаж и превышения плановых затрат;
  4. минимизация финансовых издержек предполагает осуществление затрат и инвестиций самым «дешевым» способом;
  5. финансовой устойчивости – соблюдение критической точки удельного веса собственного капитала в общей его величине и платежеспособности, то есть погашения своих краткосрочных обязательств в полном объеме.

Для обеспечение всех принципов  хозяйствования на соответствующем  уровне специалистам предприятия структурных  служб необходимо располагать набором  методов управления финансами в  любых ситуациях.

 

    1. Характеристика основных финансовых показателей предприятия

 

Основные  финансовые показатели предприятия  отражены в отчете о прибылях и  убытках (форма №2). Для проведения анализа деятельности предприятия  необходимо знать следующие данные:

-доходы  по обычным видам деятельности  – выручка от продаж (В);

-себестоимости  реализованной продукции (С) –  выраженные в денежной форме  затраты на себестоимости производство. Основными составляющими ее являются затраты, связанные с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и т.п. Себестоимость продукции является качественным показателем, который отражает результаты хозяйственной деятельности предприятия. Чем ниже себестоимость продукции, тем эффективнее используются производственные ресурсы организации;

-валовая  прибыль – разность между выручкой  и себестоимостью реализованной  продукцией:

 

ВПР = В-С                                                                                                     (1.1)

 

Характеризует результат деятельности производственных подразделений предприятия. Увеличение валовой прибыли в динамике свидетельствует  о повышении эффективности деятельности производственных подразделений;

-расходы  предприятия по обычным видам  деятельности (РД) – в их состав  входят себестоимость реализованной  продукции, коммерческие и управленческие  расходы;

-прибыль  от продаж – разность между  выручкой и общими расходами  по обычным видам деятельности:

 

ПРП = В-РД                                                                                                  (1.2)                                                              

 

Размер  получаемой прибыли должен способствовать повышению уровня производственного  и социального развития коллектива. При проведении анализа необходимо учитывать влияние основных факторов повышения прибыли от продаж: конкурентоспособность, цена, объем реализованной продукции  с учетом ее социальной значимости для населения и т.д.;

-чистая  прибыль от продаж – разность  между прибылью от продаж и  налогам на прибыль:

 

ЧРП = ПРП (1-СТнал),                                                                                  (1.3)

 

где СТнал – ставка налога на прибыль (24%).

Анализ  финансовых результатов основной деятельности предприятия должен проводиться  в описанной ниже последовательности.

 

    1. Методика анализа динамики абсолютных финансовых результатов по обычным видам деятельности

 

Анализ  проводится на основе данных о доходах  и расходах предприятия хотя бы за два периода. Для оценки изменения  рассчитывают абсолютное и относительное  изменение каждого финансового  показателя:

-абсолютное:

 

З= З1 – З0,                                                                                                       (1.4)

 

где З10 – значения показателей в отчетный и базисный периоды;

-относительное  изменение, или темп прироста:

 

Тпр(З) = З/ З0*100%                                                                                      (1.5)

 

Значение  Тпр (З) показывает, на сколько процентов изменилось значение показателя в отчетный период по сравнению с базисным.

Деятельность  предприятия по обычным видам  деятельности является рациональной, если выполняется следующее условие:

 

Тпр( ПРП)> Тпр( В) > Тпр( РД),                                                                         (1.6)

 

где Тпр( ПРП) – темп прироста прибыли от продаж;

Тпр( В) – темп прироста выручки от продаж;

Тпр (РД) – темп прироста общих расходов по обычным видам деятельности.

 

1.4 Методика оценки качества финансовых результатов по обычным видам деятельности предприятия

 

Для оценки качества финансовых результатов воспользуемся  показателями:

  1. доля себестоимости реализованной продукции (С) в выручке от продаж (В):

 

Dc=C/В                                                                                                           (1.7)

 

     Снижение этого показателя в  динамике является положительным  фактором, повышается уровень управления  производственными затратами;

  1. доля валовой прибыли (ВПР) в выручке от продаж (В):

 

DВПР=ВПР/ В                                                                                           (1.8)

 

Показатель  характеризует эффективность производственной деятельности предприятия;

  1. доля расходов по обычным видам деятельности (РО) в выручке от продаж (В)

 

DРО=РО/ В                                                                                                (1.9)

 

Снижение  этого показателя в динамике положительно влияет на финансовое состояние предприятия;

  1. рентабельность продаж по прибыли от продаж (ПРП) (доля прибыли от продаж в выручке от продаж):

 

RПРП= ПРП/ В                                                                                        (1.10)

 

  1. рентабельность продаж по чистой прибыли (ЧПР):

 

RЧПР= ЧПР/ В                                                                                         (1.11)

  1. рентабельность основной деятельности (Rосн) по прибыли от продаж:

 

Rосн= ПРП/ S,                                                                                         (1.12)

 

где S – полные затраты на производство и сбыт продукции.

Показатели  рентабельности продаж характеризуют  эффективность основной деятельности предприятия.

 

1.5 Методика оценки безубыточности основной деятельности предприятия

Анализ безубыточности основной деятельности проводится на основе учета взаимосвязи  между выручкой, прибылью и затратами.

Общие затраты по основной деятельности представим в виде переменных затрат (ПЕР) и постоянных (ПОСТ) затрат.

Если  в результате основной деятельности прибыль равна нулю, то такая ситуация для предприятия является критической. Основные показатели, характеризующие  такую ситуацию:

  1. удельная маржинальная прибыль – разность между ценой единицы продукции (Ц) и переменными затратами на ее производство (ПЕР1);
  2. критический объем производства (точка безубыточности):

 

Ккр= ПОСТ/ (Ц – ПЕР1) = ПОСТ/ МПР1                                                 (1.13)

 

На величину критического объема производства влияют следующие факторы:

  • увеличение постоянных затрат приводит к увеличению критического объема производства, соответственно уменьшение постоянных затрат приводит к уменьшению критического объема производства;
  • увеличение переменных затрат на единицу продукции при неизменной цене приводит к увеличению критического объема производства, соответственно уменьшение переменных затрат на единицу продукции приводит к уменьшению критического объема производства;
  • увеличение цены реализации при неизменных переменных затратах на единицу продукции приводит к уменьшению критического объема производства.

Очевидно, что уменьшение критического объема происходит в том случае, если темп роста постоянных затрат меньше, чем  темп роста маржинального дохода на единицу продукции;

  1. запас производственной прочности. Разность между фактическим объемом продаж Vфак и критическим объемом Vкр характеризует запас производственной прочности предприятия в натуральном выражении (ЗПР):

 

ЗПР = Vфак - Vкр                                                                                    (1.14)

 

Если  Vфак > Vкр , то предприятие от производства и реализации продукции получает прибыль, если значение ЗПР отрицательное, то предприятие от производства и реализации данной продукции имеет убытки. При Vфак >Vкр имеем диапазон производственной прочности ДПР = (Vкр ;Vфак ), соответственно уровень запаса производственной прочности можно определить по формуле:

 

УЗПР= (Vфак – Vкр) / Vфак= 1 – Vкр / Vфак                                                  (1.15)

 

Чем больше значение этого показателя, тем эффективнее  основная деятельность предприятия;

  1. маржинальная прибыль (МПР) – разность между выручкой от продаж (В) и переменными затратами (ПЕР). Это та часть выручки от реализации продукции, которая остается на покрытие постоянных затрат и образование прибыли:

 

МПР = В  – ПЕР                                                                                     (1.16)

  1. критический объем выручки (Вкр) (или порог рентабельности) – это та часть прибыли, которая покрывает затраты, но прибыль равна нулю:

 

Вкр = ПОСТ/ (1 – ПЕР/В)                                                                      (1.17)

или          

Вкр = ПОСТ * В /МПР                                                                          (1.18)

 

Чем меньше значение критической выручки, тем  большая часть выручки остается на погашение постоянных затрат и  образование прибыли. Снижение порога рентабельности происходит в том  случае, если: доля переменных затрат в  выручке от реализации имеет тенденцию  к снижению; уменьшаются в динамике постоянные затраты предприятия; темп роста постоянных затрат меньше, чем  темп роста разности между выручкой от реализации и переменными затратами;

Информация о работе Сущность, роль и особенности условий работы предприятия в рыночных условиях хозяйствования на примере ОАО «Виктория»