Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении хозяйственного режима СЭЗ, возникновение, существование и развитие СЭЗ в России на различных этапах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сущность и цели создания свободных экономических зон в России;
- рассмотреть предпосылки для анализа современного состояния СЭЗ в России;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания...5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон…………….….5
1.2 Типы свободных экономических зон………………………………………..9
Глава 2. Свободные экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния…………………………………...14
2.1 Специфика создания СЭЗ в Российской Федерации……………..……….14
2.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики, финансов и бизнеса
Кафедра МР и ГУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Региональная экономика»
на тему: «Свободные экономические зоны: цель создания и их положения в экономике России»
«__» ____________ 2013 г.
УФА – 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания...5
1.1 Сущность и цели создания
свободных экономических зон………
1.2 Типы свободных экономических зон………………………………………..9
Глава 2. Свободные экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния…………………………………...14
2.1 Специфика создания СЭЗ в
Российской Федерации……………..………
2.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон
в Российской Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Создание свободных экономических зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.
В последнее время свободные экономические зоны стали неотъемлемой частью мировой экономики.
В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупненно их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.
Свободные экономические зоны существуют в более 120 странах мира, стимулируя в этих странах рост экспорта, занятости населения. По оценкам специалистов, к 2020г. на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота. Их роль в мировой экономики постоянно растет.
Цели создания свободных (особых) экономических зон многообразны: привлечение инвестиций для повышения конкурентоспособности отдельных производств, развитие экспорта, стимулирование инновационной активности национальных компаний. В последние годы пришло осознание того, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России (сохраняющаяся неопределенность прав собственности, недоступность или высокая цена долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высокое налоговое бремя в секторах, производящих несырьевую продукцию) настолько неблагоприятен для инноваций и развития сложных видов услуг, что отдельными мерами их поддержки обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы только в рамках зон с особым экономическим режимом.
Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик. На сегодняшний день в России созданы или планируются к созданию свободные экономические зоны почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.
Объектами исследования являются – свободные экономически зоны в России.
Предмет данной курсовой работы – концепции и этапы развития свободных экономических зон в России.
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении хозяйственного режима СЭЗ, возникновение, существование и развитие СЭЗ в России на различных этапах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сущность и цели создания свободных экономических зон в России;
- рассмотреть предпосылки для
анализа современного
- рассмотреть проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в России.
Глава 1. Свободные экономические зоны: сущность, виды и цели создания.
1.1 Сущность и цели создания СЭЗ
Понятие "свободная экономическая зона" собирательно и условно. По подсчетам экспертов Центра ООН по транснациональным корпорациям, в настоящее время существует, по крайней мере, 30 различных определений этого понятия. Все они отражают беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров в зоне, ее определенную обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории страны, а также тесную связь с мировым рынком.
"Большой экономический
Свободные экономические зоны (СЭЗ) - важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. [2]
Предлагается следующая классификация свободных экономических зон с учетом особенностей каждой зоны, которая позволяет выявить следующую их типизацию, но уже на уровне самых существенных характеристик. При этом наиболее важные черты СЭЗ рассматриваются в следующих аспектах:
- с точки зрения конкретной экономики - организационных форм хозяйственной деятельности, имеющих преимущества в ее пределах;
- с точки зрения размещения производительных сил на территории страны;
- с точки зрения экономических отношений производства и распределения необходимого и прибавочного продукта, произведенного в СЭЗ;
- с точки зрения способности к диффузному расширению и распределению ее границ на другие, связанные с нею хозяйственные сферы, отрасли, территории.
В первом аспекте свободные экономические зоны можно определить как составную часть хозяйственного комплекса страны, специально выделяемую на данном этапе из общего экономического контекста в качестве приоритетной, обеспечивающей производство и распределение общественного продукта, включая иностранный продукт для достижения при этом определенной конкретной цели в социально - экономическом развитии страны. Под это определение подходит все существующее многообразие свободных экономических зон. На что бы они ни были ориентированы в своей деятельности, зона всегда решает одну или несколько социально - экономических задач, специально поставленных перед ней.
Для СЭЗ характерно развитие международного экономического сотрудничества практически во всех возможных формах, что дает импульс не только к постоянному достраиванию необходимых для данного уровня развития частей инфраструктуры в СЭЗ, но и к ликвидации омертвевших управленческих звеньев, технологических цепей и т.д. Это означает последовательную, неуклонную оптимизацию экономического комплекса СЭЗ и его встраивание, как в национальную, так и в мировую экономику.
Рассматривая СЭЗ с точки зрения размещения производительных сил следует иметь в виду, что, определяя ту или иную часть территории страны в качестве свободной экономической зоны для достижения конкретной цели, государство достигает ее, развивая там конкретные отрасли производства. При этом оно использует имеющиеся там факторы производства и привлекает недостающие как со своей территории (например, рабочую силу), так и из других стран (капитал, технологии). Результатом такой деятельности государства неизбежно являются изменения в размещении производительных сил, экономических потенциалов отдельных регионов и всей страны в целом.
Практически во всех определениях СЭЗ содержится признак, характеризующий их границу. Этот признак является одним из существенных. Поскольку, как бы не организовывалась экономическая зона, она всегда отделена от остальной страны (прежде всего, от ее экономики) таможенной границей. Это зафиксировано в широко признанном определении свободной зоны (или зоны - франко), данном в VIII приложении к Киотской конвенции 1973г, где она понимается как часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Причем главным является не наличие границы, а то, ради чего она создается, а именно - ради предоставления льгот инвесторам зоны. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том отношении, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях страны. Таким образом, местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.
Обобщив выше изложенные принципы можно определить СЭЗ как суверенную территорию государства (государств), являющуюся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно - экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению и распространению ее границ. [3]
При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста - определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих факторов. Это позволяет решить взаимосвязанные цели: экономическую, социальную, производственную и научно - техническую.
Экономическая цель преследует активизацию, расширение внешнеторговой и в целом внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранного и отечественного капитала, повышение конкурентоспособности национального производства, рост валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ.
В рамках социальной цели решаются следующие задачи:
- создание новых рабочих мест и рост занятости населения;
- повышение квалифицированного уровня рабочих за счет использования мирового опыта;
- повышение благосостояния и уровня жизни населения;
- ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры.
Производственная и научно - техническая цели включают: приток иностранной и отечественной техники и технологий, ускорение внедрения результатов НИОКР, концентрация научно - технических кадров и материально - финансовых ресурсов на приоритетных направлениях, развитие производственно - транспортной инфраструктуры. [4]
Можно выделить следующие характерные черты СЭЗ:
1) выделение их из таможенной
границы государства и
2) Система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам, в том числе:
- внешнеторговые (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
- фискальные, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
Информация о работе Свободные экономические зоны: цель создания и их положения в экономике России