Свободные экономические зоны: цель создания и их положения в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении хозяйственного режима СЭЗ, возникновение, существование и развитие СЭЗ в России на различных этапах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сущность и цели создания свободных экономических зон в России;
- рассмотреть предпосылки для анализа современного состояния СЭЗ в России;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания...5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон…………….….5
1.2 Типы свободных экономических зон………………………………………..9
Глава 2. Свободные экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния…………………………………...14
2.1 Специфика создания СЭЗ в Российской Федерации……………..……….14
2.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

- финансовые, включающие различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

- административные, упрощающие процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

3) наличие локальной, относительно  обособленной системы управления  зоной, наделенной правом принимать  самостоятельные решения в широком экономическом спектре. [5]

 

1.2 Типы СЭЗ

В современных теоретических работах отечественных и зарубежных авторов нет единого мнения по определению и типологии особых экономических зон (СЭЗ). В мировой практике существует до двадцати пяти их разновидностей, перечислим основные из них.

По характеру деятельности и функциональному предназначению можно выделить 4 основных типа зон: зоны свободной торговли, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, оффшорные зоны.

К зоне свободной торговли (ЗСТ) относятся территории, функции которых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки. [6]

ЗСТ существуют в форме таможенных складов, свободных таможенных зон производственного и торгового типов и магазинов беспошлинной торговли. Режим таможенных складов установлен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а так же для вывозимых товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. Фактически таможенные склады предоставляют своим предприятиям - клиентам налоговые кредиты. Таможенные зоны предоставляют возможность ведения любой производственной и коммерческой деятельности. Свободные таможенные зоны производственного типа создаются на участках, имеющих развитую производственную и транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. В этих зонах разрешается совершение производственных операций, в результате которых изменяется позиция товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В таких зонах наряду с коммерческими и складскими организациями допускаются улучшение и модернизация товаров, предоставление страховых и банковских услуг без уплаты пошлин и НДС, организация торгов и выставок. Разновидностью зон свободной торговли являются и специальные магазины "Дьюти фри", которые располагаются в крупнейших международных аэропортах. Эти магазины наделены правом беспошлинного ввоза товаров. [7]

Экспортно-производственные зоны (СЭПЗ) создаются исключительно для производственной деятельности (сборочных операций, первичной переработки сырья). Обычно предприятия в таких зонах работают на импортных комплектующих и полуфабрикатах, местном сырье и импортном оборудовании, которые легче доставить в зону, привлекая отечественные и иностранные капиталы. СЭЗ этого вида отражают новый уровень взаимодействия национальной и мировой экономики, предполагающий качественные структурные сдвиги в национальном и мировом хозяйстве, ускорение процесса интернационализации хозяйственной жизни. [8]

Оффшорные зоны (от английского offshore - "вне берега") - это страны и территории, осуществляющие регистрацию иностранных компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Такие зоны составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие от СЭЗ состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Налоговые льготы для компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, весьма существенны и, как правило, представляют собой полное освобождение от уплаты всех местных налогов. Оффшорные компании обязаны уплатить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы. Это, а так же высокий уровень банковской и коммерческой секретности, лояльность государственного регулирования, анонимность реальных владельцев компаний, привлекают клиентов в оффшоры. [9]

Научно - промышленные зоны, чаще именуемые технопарками или технополисами, специализируются на разработке и выпуске наукоемкой продукции. Принципы организации технопарков очень схожи с порядком образования экспортно-производственных зон - те же территориальная и экономическая обособленность, государственная поддержка в виде валютных ассигнований, финансовых и налоговых льгот, экспортная ориентация. Основное отличие НПЗ от СЭПЗ в том, что в экспортно-производственных зонах создавалось в основном крупносерийное, трудоемкое производство, а в технополисах осуществляется разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции. Наиболее известные технопарки: в США - "Кремниевая долина" (Силикон-Вэлли), в Англии - технопарк Кембриджского университета, в Китае - Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий (на базе Пекинского университета), в России - Международный центр развития науки и технологий (МЦРНТ) "Дубна", технополис "Зеленоград". [10]

Заслуживают специального выделения сервисные свободные экономические зоны, концентрирующие банковское и страховое обслуживание на льготных условиях и обычно представляющие собой сектор экспортно-производственных зон, где сосредоточены страховые и финансовые компании, банки, их филиалы, обслуживающие деятельность структур зоны. К этому виду зон могут быть так же отнесены СЭЗ по предоставлению услуг отдыха и туризма, способствующие международному личному и деловому общению граждан. [11]

Новым явлением в практике создания особых экономических зон стало появление нового их вида - эколого-экономических регионов (ЭЭР). Большинство из них расположено в развитых странах на уникальных, экологически значимых территориях. Как правило, это горные территории, территории с благоприятным климатом и потенциальными рекреационными возможностями. Важным отличием ЭЭР от других видов особых экономических зон является характер осуществляемой здесь предпринимательской деятельности. Эколого-экономические регионы специализируются на таких сферах бизнеса, которые не загрязняют природную среду, это туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации, дизайн, др.), сфера образования и др. ЭЭР можно считать отдельные кантоны Швейцарии. В России статус ЭЭР носит Республика Алтай. Эколого-экономический регион - это, во-первых, экспериментальная площадка для формирования экологической мини-модели будущего, где гармонично существуют и взаимодействуют природа и человек. Такая гармония обеспечивается безопасной во всех отношениях безопасной во всех отношениях хозяйственной деятельностью человека. Во-вторых, это прообраз будущего духовного центра. Эти две задачи определяют рамки деятельности предприятий на территории ЭЭР. [12]

Наконец, типичными становятся комплексные свободно - экономические зоны многофункционального характера, сочетающие различные направления деятельности. Они характеризуются масштабами деятельности, большими объемами привлекаемого капитала, более высокой концентрацией производства. Помимо обычных целей, ставится задача обеспечения большей открытости экономики, практического опыта управления хозяйством в условиях рынка. (Рыбалкин). Комплексные зоны образуются путем установления особых льгот по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности на территории страны. Их функции включают развитие экспортноореинтированного производства, финансового рынка, страхования, коммуникаций, туризма и др.

Особое место во внешнеэкономической политике занимает формирование международных экономических зон, осуществление международных программ по развитию приграничных районов. [13] Такие СЭЗ в более полной мере отвечают актуальным условиям глобализации мирохозяйственных связей, когда в их систему непосредственно включаются определенные экономические регионы стран. Это создает новые возможности эффективного внешнеэкономического взаимодействия национальных хозяйств. Создание международных свободных экономических зон помогло бы существенно продвинуть проекты международного сотрудничества, облегчило бы постепенное формирование совместного экономического пространства в рамках согласованной правовой базы. Возможны и другие подобные варианты, создающие предпосылки для развития некоторых политических узлов.

 

 

Глава 2. Свободные экономические зоны Российской Федерации

2.1 Специфика создания свободных  экономических зон в России

Свободные экономические зоны в России стали создаваться в начале 90-х гг. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране процесс создания экономических зон отличался непомерными амбициями и избыточной политизацией. Идея СЭЗ стала инструментом борьбы за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзных республик и крупных регионов. В результате только с июля 1990г. по июнь 1991г. Верховный Совет России официально закрепил статус свободных экономических зон за 11 регионами, включая Приморский край, г.Находка, Алтайский край, г.Санкт - Петербург, Ленинградскую область, г.Выборг, г.Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую автономную область. Общая площадь этих территорий составляла более 1млн км2 (7% территории), население - 18,5млн. человек (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрытыми совокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых.

Наряду с огромными размерами создаваемых зон процесс их создания характеризовался также отсутствием четкого понимания их целей и задач, массовой раздачей льгот без четких критериев, стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ, отсутствием нормативно-правовой базы для их создания и функционирования.

Принятие в 1991г. Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором была глава о СЭЗ, несколько упорядочило процесс их образования. В соответствии с Законом свободные экономические зоны создавались с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной технологии, управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В них устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранного капитала и предприятий с иностранными инвестициями.

В 1992г. отношение к созданию свободных зон в России значительно изменилось в связи с преобразованием экономики и либерализацией хозяйственной жизни. Принятые в России законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, не предусматривали особый режим хозяйственной деятельности в СЭЗ. И хотя действовавшие в зонах льготы и привилегии формально никто не отменял, финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу.

Такая неопределенность в законодательно-правовом положении свободных экономических зон вызвала беспокойство у иностранных инвесторов, расценивших складывавшуюся ситуацию как отход российского Правительства от политики создания зон. Принятый в июне 1992г. Указ Президента РФ "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ", в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных инвесторов и российских предприятий, способствовал некоторой стабилизации обстановки.

Тем не менее, в Правительстве РФ возобладала линия на закрытие огромных по территории одиннадцати зон путем урезания и лишения их многих привилегий. Взамен предлагалась концепция создания микрозон, главным образом свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу выборочной стратегии создания этих видов зон был положен принцип сочетания их выгодного географического положения и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

В результате вокруг свободных экономических зон сложилась атмосфера неопределенности, а точнее, перспектива сократиться до небольших экспортных территорий. Да и эта перспектива была туманной, так как решение создавать свободные таможенные зоны и экспортные зоны производственного типа не получило законодательного оформления.

Для поддержания государственной линии на формирование преимущественно двух видов локальных зон российское Правительство в 1994-1995гг. предприняло ряд шагов по улучшению инвестиционного климата для иностранных и отечественных предприятий, действующих в СЭЗ. Среди них можно выделить: предоставление льгот при налогообложении прибыли предприятий с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и специального налога на импортированное технологическое оборудование; отмена с 1 января 1996г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда и другие.

Принятые меры способствовали тому, что с середины 90-х гг. создание в России свободных экономических зон несколько активизировалось. Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал интенсивную работу по реализации проектов создания локальных функциональных зон. Первой по такому пути пошла Администрация СЭЗ "Находка". Опираясь на правительственные документы о возможностях создания на своей территории таможенных зон, а также предоставленный на эти цели бюджетный кредит, оно образовало первую подобную зону уже к лету 1995г. В этом же направлении, но без государственной федеральной поддержки действовали Правительство Московской области, Мэрия Санкт - Петербурга, Администрация Ульяновска, создавшие свободные таможенные зоны.

Другие территории активизировали свои усилия, направленные либо на воссоздание прежних, либо на получение новых индивидуальных преференций. Так, Администрация Калининградской области добилась принятия в ноябре 1995г. Государственной Думой Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области", возвращавшего ей режим таможенной экстерриториальности. В 1994г. была создана зона экономического благоприятствования в Ингушетии, в 1997г. - СЭЗ "Алтай" на территории Алтайского края, в которой участники зоны освобождались на пять лет от налоговых платежей и сборов, а также получали ряд других льгот.

Информация о работе Свободные экономические зоны: цель создания и их положения в экономике России