Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении хозяйственного режима СЭЗ, возникновение, существование и развитие СЭЗ в России на различных этапах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сущность и цели создания свободных экономических зон в России;
- рассмотреть предпосылки для анализа современного состояния СЭЗ в России;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания...5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон…………….….5
1.2 Типы свободных экономических зон………………………………………..9
Глава 2. Свободные экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния…………………………………...14
2.1 Специфика создания СЭЗ в Российской Федерации……………..……….14
2.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
По сути, созданные в Российской Федерации свободные экономические зоны трансформировались в оффшоры. Компании регистрировались на соответствующих территориях, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою вели за ее пределами. Большинство из этих зон так и не стали функционировать в полной степени, а их деятельность во многом нарушала федеральное законодательство.
Таким образом, цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты, вследствие чего зоны ликвидировали.
Анализируя предыдущий этап развития экономических зон, эксперты отмечали, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России, который отличается неопределенностью прав собственности, недоступностью или высокой ценой долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высоким налоговым бременем в секторах, производящих не сырьевую продукцию, продолжает оставаться неблагоприятным для инноваций. Поэтому отдельными мерами по их поддержке обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах.
Данный вывод свидетельствует о том, что ошибки, допущенные на практике в ходе реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование прежних экономических зон, в определенной мере позволили ускорить переосмысление условий ведения промышленной политики страны. Стало очевидным, что эта политика не должна заключаться в простой раздаче бюджетных средств и поддержке неконкурентоспособных производств за счет протекционистских мер. Экономическая ситуация в России потребовала выработки иных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания особых экономических зон, основанных на конкретных задачах реформирования и развития и использующих накопленный мировой опыт.
Очевидно, что современная промышленная политика должна представлять собой комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благоприятных условий для их динамичного развития и реализации их фактических и потенциальных конкурентных преимуществ.
Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны привлекательным для инвесторов, хотя каждый фактор в отдельности не так уж велик.
Свободные экономические зоны могут стать хорошим стимулом для притока инвестиций в российскую экономику, а так же для увеличения темпов экономического роста страны, посредством продуманных законопроектов и целенаправленным составлением и исполнением планов.
Заключение
Создание особых экономических зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
Однако в России механизм особых экономических зон пока находится в стадии становления и отладки, поэтому имеются значительные возможности по его развитию и оптимизации. Можно отметить следующие основные моменты и предложения:
1. Созданные в России Особые экономические зоны - капля в море - масштабах российской экономики.
2. Текущее жесткое разграничение
ОЭЗ по 4 типам представляется
не вполне эффективным. Часто
это означает разрыв
3. Позитивное влияние ОЭЗ на региональную и национальную экономику зависит от возможности реализовать следующие преимущества:
- агломерационная экономия в рамках самих ОЭЗ;
- позитивные внешние эффекты для предприятий, находящихся вне особых экономических зон.
4. Появление законодательства об ОЭЗ дало импульс к активизации осмысленной инвестиционной политики на региональном и муниципальном уровне. Поэтому представляется целесообразной поддержка идеи создания не только федеральных, но и региональных или муниципальных особых экономических зон, так как на этом уровне можно обеспечить большинство преимуществ, предусмотренных механизмом ОЭЗ (налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента). Такие решения повысят ответственность регионов, снизят масштаб проблемы управления системой ОЭЗ и т.д. Кроме того, у регионов отпадет жесткая необходимость победы на федеральном конкурсе для создания локальных точек роста. Некоторым такая победа объективно не по силам.
5. В настоящее время инструмент ОЭЗ сложно использовать для запуска инвестиционных процессов в депрессивных и проблемных регионах. Этому препятствует как 50-процентное ограничение федерального инвестирования в инфраструктуру, так и текущие критерии отбора, дающие существенные преимущества наиболее развитым и благополучным субъектам федерации.
В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов. В целом, создана и система управления данным процессом. Минэкономразвития России - главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, РосОЭЗ (со своими региональными управлениями) - главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу. ОАО "Особые экономические зоны" - ведущая организация, непосредственно осуществляющая строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ.
Особые экономические зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, действенным инструментом зарождения ее нового оздоровленного типа.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005. №116 – ФЗ.
2. Авдокушин Е. Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. М., 1993.
3. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999.
4. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. - М.: ВЛАДОС, 1998.
5. Гуцериев М.С. Свободная экономическая зона (опыт, проблемы, перспективы) - М.:НПО "Школа", 1997.
6. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: учебное пособие/ Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - М.: ИНФРА - М, 1998. - 168с.
7. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: опыт США и российские реалии. - М.: ИСКРАН, 1997.
8. Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. - М.: Ось - 89, 1997.
9. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. В.Е. Рыбалкина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 591с.
10. Князева Н. Перспективный экономический проект // Человек и труд. - 2006. №3
11. Лайченкова Н.Н. // Современный бухучет. - 2006. №4
12. Петрушин В.В // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2007. №7
13. Плеханов И. // Консультант. - 2006. №9
14. Соколов П.А. Свободные экономические зоны.// Огонек. - 2007. №22.-с. 32-35
15. Российская газета №4375 от 29.05.2007.
Информация о работе Свободные экономические зоны: цель создания и их положения в экономике России